Консультация для родителей «Роль взрослого в обогащении словаря ребёнка»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Курносова Светлана

Речь ребёнка формируется на примере родных и близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение,что речь ребёнка развивается самостоятельно. В действительности же невмешательство в процесс развития детской речи всегда влечёт за собой отставание в развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования г.о. Саранск

МДОУ «Детский сад № 116»

Консультация для родителей

«Роль взрослого в обогащении словаря ребёнка».

                                                                                                            Подготовила:

                                                                                                                        Курносова С. А 

Саранск.

Консультация для родителей «Роль взрослого в обогащении словаря ребёнка»

Физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребѐнка начинается в ран

нем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребѐнка формируется на примере родных и близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение, что речь ребѐнка развивается самостоятельно. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечѐт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившиеся в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребѐнок слышал речь правильную, отчѐтливую, на примере которой формируется его собственная речь. Разговаривать с детьми нужно не торопясь, не искажая слов, чѐтко произнося каждый звук, не "съедать" слогов и окончаний слов. Особенно чѐтко нужно произносить незнакомые, новые для ребѐнка и

длинные слова. Постепенно надо вводить в активный словарь детей новые слова.

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно

-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их -сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, закреплять знания о предметах, правильно их называть. Купив игру, не стоит сразу давать еѐ ребѐнку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Сначала родители должны сами познакомиться с игрой, а потом объяснить правила ребѐнку.  Первый раз необходимо поиграть вместе с ребѐнком. В процессе игры, например, с разрезными картинками целесообразно сначала рассмотреть целые картинки и спросить: "Что нарисовано на картинке? ",

"Как можно назвать их одним словом? ", "Где растут фрукты? ", "Что можно

сделать из фруктов? " После беседы объяснить: "Перед тобой маленькие

картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую

картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у неѐ листья и подбери

необходимые картинки".Родители могут начать складывать картинку, а далее ребѐнок

продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки

из кубиков.

Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала нужно

провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.

Не менее важны для речевого развития словесные игры. Например, "Чудесный мешочек": в мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.) . Ребѐнок должен опустить в него руку и на ощупь определить то,что он ощупывает. Затем он достаѐт предмет и рассказывает, для чего он нужен, что с ним можно делать.

"Что из чего сделано? " Взрослый говорит ребѐнку: " В нашей комнате

много предметов, все они сделаны из разных материалов. Я буду называть

предмет, а ты попробуй определить, из чего он сделан. Например, стол

сделан из дерева, значит он деревянный, ваза из стекла(стеклянная, мяч из резины (резиновый) и т. д.

"Кто как работает? " Взрослый рассказывает, что есть много разных

профессий. Люди разных профессий выполняют разную работу. Например,

врач лечит людей, а что делает повар? (готовит еду, строитель?

(строит дома, водитель (водит машины) и т. д. Спросите у ребѐнка, знает ли

он, какая у вас профессия, что вы делаете на работе. Выслушайте рассказ ре

бѐнка и если надо поправьте его.

"Правильно ли я сказал? " Взрослый говорит ребѐнку: "Я знаю много

домашних животных: корова, лошадь, собака, курица, ворона, заяц". Ребѐнок

должен исправить ошибки и объяснить, что не так, почему."Скажи наоборот" Взрослый говорит: "Я вижу высокое дерево", а ребѐнок должен сказать наоборот: "Я вижу низкое дерево". "У меня мало игрушек"( "У меня много игрушек") и т. д.

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, приготовления

пищи нужно постоянно с ребѐнком разговаривать, используя в речи разные потеш

ки, пословицы, поговорки, загадки.

Во время обеда, ужина можно использовать такие пословицы, как

"Кашу маслом не испортишь", "Дорога ложка к обеду", "Захочешь кушать -руку протянешь".

Если ребѐнок выполняет поручение без желания или отказывается,

следует сказать: "Без труда не вытянешь рыбку из пруда", "Что посеешь, то и

пожнѐшь", "Лентяю всѐ некогда", "Делу –время, потехе -час".

Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника пословицами, например, "Много снега -много хлеба", "Зимой солнце светит, но не греет", "Осенняя муха больно кусает", "Без ветра и трава не шелестит", "Летний день год кормит".

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать и во время игры и при выполнении режимных моментов.

Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз-конфету, игрушку, книжку.

Родители должны следить за правильным употреблением слов,

особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать,

которые дети нередко путают, объяснять переносные значения ("золотые руки", "каменное сердце").

В своей речи дети мало употребляют слов, обозначающих признаки предметов. Слова

ми "хорошая", "красивая" дети характеризуют всѐ, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не просто хорошая книга, но интересная, увлекательная, красочная и т. д.

Необходимо также обогащать бытовой словарь детей. В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте. Мама просит ребѐнка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет и уточняет сама: "Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо-суп, борщ. Это мелкие тарелки, в них кладут второе -котлеты с гарниром, а это салатница, в ней подают салат. Следует попросить ребѐнка подать взрослому посуду и назвать то, что он подаѐт, уточнить, как еѐ используют. При работе на швейной машинке нужно

также обговаривать свои действия, называть вид ткани, части машинки.

Таким же образом можно познакомить ребѐнка с холодильником,

утюгом, звонком и т. д. Очень важно, чтобы ребѐнок слушал внимательно.

Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить

шуруп, погладить платочек. Ребѐнку будет интересно.

Гуляя по улице, полезно знакомить ребѐнка с машинами, светофором,

людьми, дорогой. Очень важно, чтобы он с детства знал правила уличного

движения.

Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребѐнок отвечать на вопросы сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рас

сказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное? Как развита у него фантазия? Умеет ли составлять сам сказки, рассказы? Все эти речевые навыки будут необходимы ребѐнку в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и

монологической. Для диалога характерны короткие неполные предложения,

реплики. Их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация. В

устной разговорной речи собеседники выступают, как рассказчики и

слушатели. С детства ребѐнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями, переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные беседы и разговоры. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее, имеют правильную речь. Взрослые в разговоре с ребѐнком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его друзей и досуг. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в детском саду. В дальнейшем у них не будет секретов от родителей.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми

младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких

вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду,

обувь и т. д. Постепенно тематика бесед расширяется: космос, профессии,

армия, праздники и т. д. Диалогической речью дети овладевают примерно к 5

годам. На 6-м году еѐ уже недостаточно и ребѐнок сам старается

рассказывать сказки, пересказывать просмотренные фильмы, т. е. пользуется

монологической речью.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание произведения. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами, в ней преобладают слова-

заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребѐнок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета,

самостоятельно рассказывать по серии картинок, придумывать сказки на

заданную тему, выразительно читать стихи. Поэтому детям необходима помощь близких людей для полноценного речевого развития.

Несколько советов для родителей:

1. Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребѐнком.

2. Помните, что основные собеседники для ребѐнка в семье -мама, папа, бабушка, дедушка.

3. Читайте художественную литературу ежедневно.

4. Приобретайте репродукции художественных картин, тематические

альбомы, книги с картинками, рассматривайте их с детьми.

5. Посещайте с ребѐнком театрализованные представления.

6. Предложите ребѐнку соревнование "Чья сказка лучше? ", "Чей рассказ интереснее? " с участием всех членов семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность.»

В статье даны рекомендации по психологической подготовке ребенка к школьному обучению, а также практические советы и игры, которые могут применять родители в повседневной жизни при общении с реб...

Консультация для родителей "Роль взрослых в развитии речи ребёнка"

Консультация в помощь родителям (дети 3-4 лет)...

Консультация для родителей "Роль семьи в обогащении социального мира ребёнка"

Семья для  дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выжива...

Консультация для родителей "Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет"

В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покинутости, радости или уныния. Дети во мно...

Консультация для родителей. "Роль взрослых в развитии речи ребёнка"

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений артикуляционного аппарата : отклонение в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним. Чтобы предупредить дефе...

Консультация для родителей « Роль взрослых в развитии речи ребёнка»

В современном мире красивая и грамотная речь является залогом успеха. Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе.Очень важно, чтобы ребен...

Консультация для родителей « Роль взрослого в воспитании ребёнка раннего возраста.»

Консультация для родителей « Роль  взрослого  в  воспитании  ребёнка  раннего  возраста.»...