Консультация для родителей "Роль семьи в обогащении социального мира ребёнка"
классный час (старшая группа) на тему

Чугунова Людмила Михайловна

Семья для  дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания. Родители не замечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_obogashchenii_sotsialnogo_mira_rebyonka.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в обогащении социального мира  ребёнка

Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Семья для

дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания. Родители не замечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную

тревогу. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве.

Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.

Роль общения для развития речи, личности ребенка имеет огромное значение. Речь формируется в процессе коммуникации, поэтому необходимо активизировать контактность ребенка; развивать эмоционально-волевую, психическую сферы, воображение.

Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность.

Стадии формирования речевой коммуникативности ребенка в семье:

• до момента рождения

• первый год жизни ребенка

•дошкольный возраст

Формирование речи начинается еще до рождения. Ребенок слышит нежное пение матери, ее ласковый голос, прекрасную, спокойную музыку. В период

младенчества на первое место выходит общение, которое начинается с улыбок, взглядов родителей, близких родственников. На этом этапе развития ребенка очень важны такие характеристики голоса, как высота, сила и интонация. Малыш понимает язык переживаний, чувств. И чем он эмоциональнее, тем легче ребенку в дальнейшем будет контактировать, и общаться с другими людьми, так как круг общения ребенка постепенно расширяется. С момента начала общения ребенка со взрослым и со сверстниками меняется и само общение. Оно обогащается мимикой,

жестикуляцией, эмоциональностью.

Пользуясь языком как средством общения, ребенок приобщается к человеческой культуре, человеческому слову. С помощью языка ребенок познает окружающий мир, свое место в нем, самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия с другими людьми.

 Речь малыша формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она во многом

зависит от родителей, от их образования, культурного развития ребенка (речевого, интеллектуального, психического эмоционального и т.д.). Поэтому родители должны понимать, что ответственность за развитие речи ребенка в первые годы жизни малыша полностью должна возлагаться на них.

Родители детей, особенно с речевыми нарушениями должны обращать внимание на правильное и полноценное формирование всех сторон речевого развития -фонематическую, лексическую и грамматическую. Раннее обучение ребенка родному языку в дальнейшем облегчит пользование им. При этом необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и возможности каждого ребенка, уникальность и неповторимость его речи.

Одним из таких средств, помогающим решить различные проблемы в

коммуникации, является искусство, которое воздействует на становление личности ребенка, его социализацию, формированию художественно-эстетического вкуса, мировоззрения. формирует положительное эмоциональное состояние, корректирует коммуникативные проблемы.

 Необходимо отметить, что роль художественной силы в данном случае

велика. С помощью искусства возможно расширить умственный кругозор

ребенка. Обогатить его словарный запас, развить художественный вкус,

включить его в творческую деятельность, эмоциональную сферу.

Первые шаги в мире прекрасного ребенок делает в своей семье, опираясь на

близких людей. Поэтому для него очень важны ценностные ориентиры

родителей. Огромное значение приобретают произведения народной культуры (былины, считалки, скороговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, сказки, стихи и т.д.). Дети очень легко воспринимают фольклорную поэзию, которая знакомит их с красотой и разнообразием родного языка. В обогащении духовного мира ребенка большую роль играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств ребенка, в отличие от телевидения. К сожалению, очень многие родители об этом позабыли, а ведь, слушая сказки с волшебными превращениями и поучительной моралью, ребенок начинает жить жизнью героев, сопереживая им. Проявляя с ними такие чувства как смелость, благородство, доброту, грусть и т.д. Но необходимо учитывать,

что именно пересказ сказки, а не чтение усиливает ее эмоциональное

воздействие на ребенка, так как во время пересказа идет прямой контакт с

ребенком.

Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов, может стать семейной

традицией, ритуалом, которого ребенок очень ждет. Ребенка необходимо

привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать отрицательное и

положительное, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсуждать поступки героев, преломляя через собственный опыт. Сказка же является притягательной формой для ребенка, так как позволяет свободно фантазировать и мечтать, постигать мир переживаний и чувств.

Очень важно научить ребенка не только рассказывать, но и уметь слушать, не ограничивая и не перебивая собеседника. Этого же ребенок ждет и от самых близких людей (отца и матери). Научив ребенка ведению диалога, мы научим его общению, в котором между собеседниками возникает заинтересованность миром другого человека, обоюдное взаимодействие и доверие. Очень важны беседы с родителями. Именно в них формируется культура речи и мышления. Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи, а значит и развития его коммуникативных навыков огромную роль играет семья. Создавать благоприятную речевую среду, расширить круг общения ребенка.

Организовывать совместное времяпровождение.- основные задачи родителей.

Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка рядом с ним были

любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним и помогающие ребенку в развитии коммуникативной сферы, социализации.

1. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям

предлагаются следующие упражнения.

"Как можно нас называть по – разному?" Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они - это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

"Улыбка" - дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза,

дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

"Комплимент" - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу,

говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье..."). Принимающий кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Вместо похвалы можно просто сказать "вкусное", "сладкое", "молочное" слово.

2. Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дают детям

распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предлагают игры:

"Угадай" - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его

значение;

"Походки" - один ребенок изображает походку кого - либо (человека,

животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;

"Иностранец" - один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и

мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;"Расскажи стихи без слов". "Изобрази пословицу".

3. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям

предлагают:

изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;

произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

4. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации анализируют с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используют аналогичное поведение известных им сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение сравнивают с поведением Карабаса -Барабаса, Бармалея и т. д.

5. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагают:

- участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

- сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);

- разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;

- следующие упражнения, игры:

•"Опиши друга" - двое детей становятся спиной к друг другу и по очереди

описывают прическу, одежду другого, а затем, выясняется, кто оказался точнее;

"Подари подарок другу" - при помощи мимики и жестов дети изображают

подарок и дарят его друг другу;

"Царевна - Несмеяна" - дети пытаются развеселить одного ребенка разными

способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру...;

"Сравнения" - дети сравнивают себя с какими - то животными, растениями,

цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;

"Волшебный магазин" - взрослый предлагает детям купить что - нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

6. Для закрепления коммуникативных умений у детей предлагают им такую

форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.

Речь сопровождает каждую деятельность ребенка. Она развивается сама по себе, если жизнь ребенка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями.

В результате совместной работы с родителями дети лучше ориентируются в

человеческих отношениях, понимают эмоциональное состояние людей.

чувствовать настроение взрослого и сверстника, проявлять сопереживание,

отзывчивость, сдерживать желания и эмоции в разных ситуациях, уступать

сверстнику, отстаивать свою точку зрения, обращаться с просьбой, отказываться и предлагать помощь.

В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. Ведь во главе воспитания культурного человека стоят прежде всего - родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование семейных ценностей у дошкольников,обогащение социального опыта через игровую и совместную деятельность с семьями воспитанников.

Социализация ребёнка-дошкольника и усвоение им ценностей общества,в котором ему предстоит жить,через игровую деятельность и приобщение к семейным ценностям....

Тема: Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи

Изучение нормативно- правовые документыИзучение практического опыта по данной темеПовышение качества проведения образовательной деятельности на основе внедрения новых технологий.определение роли взаим...

Консультация на тему: «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи»

Каждый человек – это отдельная личность со своими убеждениями, интересами, ценностями. Но живет он не изолированно, а в социуме – в непосредственных взаимоотношениях с другими людьми, опре...

План по самообразованию " Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи "

Тема: " Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи "План по самообразованию  Выполнила: воспитатель МБДОУ №13 «Вишенка»Данилова А.М....

РМО «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» (из опыта работы)

Сегодня ребенок поставлен в ситуацию многочисленных связей, бесконечного потока информации. В связи с этим определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общ...

План самообразования 2022 - 2023г. Тема: «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи»

План самообразования Тема: «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» ...

Индивидуальный план профессионального развития по теме: «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» на 2019 -2023 учебные года

Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного п...