План работы по теме самообразования «Сказки о Веселом Язычке, или артикуляционная гимнастика как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».
материал по развитию речи (младшая группа)

Романова Татьяна Сергеевна

В настоящее время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения - начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию воспитателя

«Сказки о Веселом Язычке, или артикуляционная гимнастика как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

Картинки по запросу артикуляционная гимнастика

Выполнил воспитатель:  

Романова Т.С.                                                                                              

 

МОУ «Борская ООШ»

дошкольные группы

2019-2020 уч. год

Пояснительная записка

Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли. 
(С. Давидович)

Актуальность выбранной темы

В настоящее время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения - начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована.

К сожалению, современные дети начинают очень поздно говорить. Причин тому много: от проблем внутриутробного развития до сверхзанятости родителей. Поэтому задача развития артикуляционного аппарата ложится на педагогов. Основным средством развития речевого аппарата у детей младшего дошкольного возраста является артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. 

            Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.                                                                                Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.       Артикуляционную гимнастику для детей 3-4 лет лучше проводить в форме своеобразной игры – «Сказки о Веселом Язычке». Это в ненавязчивой, весёлой форме даёт возможность ребёнку тренировать мышцы языка, увеличивать его подвижность и скорость переключения с одной артикуляционной позы на другую. Для привлечения внимания ребёнка к правильному выполнению упражнений рекомендуется дополнять «Сказку про Язычок» красочными рисунками, изображающими необходимые движения языка.

Целью работы над темой стало создание условий для развития артикуляционного аппарата и, как следствие развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с органами артикуляционного аппарата, с движениями органов артикуляции;
  • Учить детей удерживать определенную артикуляционную позу.

Развивающие:

  • Развивать моторику речедвигательного аппарата, слухового восприятия, речевого слуха и речевого дыхания.
  • Развивать воображение, внимание, мышление, память;
  • Способствовать развитию правильного звукопроизношения.

Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость;
  • Воспитывать у детей интерес к артикуляционной гимнастике, сформировать у детей желание заниматься.


Этапы работы над темой

I Диагностический этап работы над темой самообразования:

1. Изучение методической литературы по теме:

- Косинова Е.  М. Артикуляционная гимнастика. - М.: ОЛИСС, Эксмо, 2007.

- «Шпаргалка» для учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда - практика. -Спб.: КАРО, 2008.

- Парамонова Л.Г. «Легкий способ научиться правильно говорить и писать» М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009.-464 с.

- Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика.» издательский дом «Литера» 2019- 65 с

- Воронина Л.П., Червякова Н.А. «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастик» И. «Детство-пресс» 2013 – 75 с

- Нищеева Н.В. «Веселая пальчиковая гимнастика»,»Веселая дыхательная гимнастика», «Веселая артикуляционная гимнастика» И. «Детство-пресс» 2009

Интернет – ресурсы:

- http://logoped18.ru/literatura-po-logopedii/literatura-po-logopeda-01.php 

2. Диагностика детей.

- Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения» и. «Детство-пресс» 2012

II Прогностический этап.

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблем.

III Практический этап:

  1. Оформление картотеки «Сказки о Веселом язычке».
  2. Подбор иллюстраций к сказкам.
  3. Разработка и изготовление игрушки «Кошка – болтушка».
  4. Разработка презентации «Сказка о Веселом Язычке»
  5. Создание речевого уголка в группе, наполнение его необходимым материалом.
  6. Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально — подгрупповых занятиях.

- Артикуляционные игры.

- Игры для развития мелкой и общей моторики.

- Игровые комплексы дыхательной гимнастики.

- Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Как помочь ребенку заговорить?».
  2.  Изготовление папки - передвижки для родителей «Игровая артикуляционная гимнастика — Сказка о весёлом язычке»
  3. Родительское собрание – семинар – практикум «Сказки веселого язычка».
  4. Творческая мастерская: «Мастерим своими руками» изготовление пособия для занятий дыхательной гимнастикой
  5. Папка – передвижка для родителей: «Роль игры в развитии речи детей»

IV Обобщающий этап.

1.         Диагностика детей на конец года.

2.         Анализ данных по итогам учебного года.

V Внедренческий этап.

  1. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
  2. Памятка для педагогов «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики».


Ожидаемые результаты:

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики в течение учебного года позволит:

• Улучшить подвижность артикуляционных органов.

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек.

• Научить детей удерживать определенную артикуляционную позу.

• Увеличить амплитуду движений.

• Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.

• Подготовить детей к правильному произношению звуков.


Список используемой литературы

  1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическоепособие. -Спб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
  2. Косинова Е.  М. Артикуляционная гимнастика. -М.: ОЛИСС, Эксмо, 2007.
  3. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.
  4. Костыгина В. Н. Тру -ля -ля. Артикуляционная гимнастика. 2 -4 года. -М.: Карапуз, 2006.
  5. Новиковская О. А. 500 игр и упражнений для развития речи. -М.: АСТ; АСТ; Спб.: Сова; Владимир: ВКТ. 2008. -318 с.  
  6. Нищева Н.В.: Веселая артикуляционная гимнастика. -  Детство-Пресс, 2018.
  7. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.
  8. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.
  9. «Шпаргалка» для учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда - практика. -Спб.: КАРО, 2008.



Предварительный просмотр:

Планирование работы по теме самообразования                        «Сказки о Веселом Язычке, или артикуляционная гимнастика как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»     на 2019-2020 учебный год

Название мероприятия

Сроки выполнения

1.

  • Выбор темы самообразования на 2019-2020 уч. год,
  • Изучение научно-методической, учебной литературы.
  • Разработка и утверждение годового плана работы по теме
  • Диагностика детей по звукопроизношению
  • Участие в вебинаре «Игровой метод в логопедической работе с дошкольниками» автор Елецкая О.В.

Сентябрь - октябрь

2.

  • Консультация «Как помочь ребенку заговорить?».
  • Изготовление буклета «Артикуляционная гимнастика»
  • Изготовление игрушки для занятий «Кошка-болтушка»

Ноябрь

3.

  • Изготовление папки передвижки для родителей «Игровая артикуляционная гимнастика — Сказка о весёлом язычке»
  • Творческая мастерская: «Мастерим своими руками» изготовление пособия для занятий дыхательной гимнастикой

Декабрь

4.

Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально — подгрупповых занятиях.

  • Артикуляционные игры.
  • Игры для развития мелкой и общей моторики.
  • Игровые комплексы дыхательной гимнастики.

Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи.

Октябрь-май

5.

  • Пополнение речевого уголка (согласно ФГОС) картотекой и материалами для занятий артикуляционной, дыхательной гимнастикой;

-Изготовление красных варежек на руку взрослого и ребенка для выполнения упражнений методом биоэнергопластики;

- подбор стихов, считалок, сказок для проведения согласно календарно-тематическому плану группы, «Земляника»

  • Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию игровых технологии.

Октябрь - май

6.

Папка – передвижка для родителей: «Роль игры в развитии речи детей»

Январь

7.

  • Итоговая диагностика детей по звукопроизношению
  • Мультимедийная презентация (видео): «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
  • Выступление на итоговом педагогическом совете

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Данная работа состоит из предложения качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. А также предлагается новый ...

Артикуляционная гимнастика - как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:•- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);•- улучшить подвижность артикуляционных орг...

«Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Сказка в развитии речи детей.Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необход...

Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлен...

«Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

На современном этапе развития системы дошкольного образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных и речевых навыков, обеспечения условий для продукт...

Мастер – класс для родителей (законных представителей) на тему: «Пальчиковые игры как эффективное средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Цель и задачи мастер-класса: - Повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития детей посредством пальчиковых игр, о необходимости выполнения упражнений по разв...