«Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Волотовская Маргарита Ивановна

На современном этапе развития системы дошкольного образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных и речевых навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими, как важного фактора успешной социализации дошкольников.

Сказка способствует коммуникативному развитию детей. А речь и коммуникация понятия неразделимые. Сказка учит общаться, вселяет оптимизм в жизнь ребёнка, веру в торжество добра. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие взаимоотношения.

Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно, так как сказки для детей просты по содержанию и носят цикличный характер, т. е. один и тот же эпизод повторяется многократно с небольшими изменениями.

Слушая сказку, дети вновь и вновь переживают события, которые в ней происходят. Впечатление, производимое на них сказкой, сильно ее сказочными образами: лиса - хитрая, сообразительная, находчивая; волк - страшный, глупый и злой; а заяц - трусливый.

Для того чтобы сказка помогла сформировать образы героев, для детей дошкольного возраста, она должна быть зримой, наглядной.

Именно зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий, которые происходят в сказке. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действия, разыгранные воспитателем при помощи элементов настольного театра. Дети, усваивают знания при многократном повторении. В то же время они не любят однообразной деятельности, от которой быстро устают. Поэтому в работе используются различные приемы, которые, с одной стороны, помогли бы детям сформировать определенный образ героев сказки, и с другой стороны, не утомили бы их.

 

При работе со сказкой соблюдаются следующие принципы:

  • принцип осознанности (показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно; понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки).
  • принцип множественности (показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон: с одной стороны , это так, а с другой стороны, иначе).
  • принцип связи с реальностью (кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях).

Не менее важную роль в формировании коммуникативных умений играет и предметно-развивающая среда, организованная в соответствии с требованиями  ГОС ДО ,  с учётом детских интересов, индивидуальных потребностей. Всё это способствует всестороннему развитию ребёнка, позволяет обеспечить их эмоциональное благополучие и психологический комфорт. 

Подобрана художественная и методическая литература, иллюстрации разных художников к одной сказке, картотека художников-иллюстраторов, сказки о животных, волшебные сказки, сказки народов Мира, фонотека из детских литературных и музыкальных произведений, детских песен, мультфильмы по сказкам, дидактические игры и творческие задания, подобраны игры с диалогами из сказок, наборы сюжетных картинок из сказок, собраны разнообразные виды театров, которые позволяют создать благоприятный климат для общения, обогащают активный словарь детей; разработаны авторские рабочие тетради «Читай. Играй. Выполняй задания» по русским народным сказкам и интерактивные игры.

Работа строится с применением различных методов и приемов, с целью формирования всех компонентов языковой системы:

  • чтение художественных произведений;
  • дидактические игры;
  • мнемотехника;
  • беседы, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;
  • зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение);
  • знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;
  • просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги);
  • прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова;
  • развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения);
  • творческие задания по сказкам;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • рассказывание сказки с помощью ЛЕГО - конструктора;
  • использование ТРИЗ ( карты Проппа, Бинома фантазии и др.);
  • мини-конкурсы, викторины.

Реализация работы осуществляется по таким направлениям:

- ознакомление со сказками (рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство с художниками – иллюстраторами, слушанье сказок в аудиозаписи, просмотр сказок – мультфильмов, коллективное рассказывание и обыгрывание сказок, обсуждение поведения героев);

- продуктивная деятельность по прочитанным произведениям, с использованием тетрадей «Читай. Играй. Выполняй задания». В них содержатся задания на развитие: памяти, логического мышления, умения сравнивать и понимать сравнения, навыков мелкой моторики, классификации, счета, письма, чтения. Задания, самое главное, способствуют развитию речи: образованию однокоренных слов, подбору рифм, усвоению имен существительных с уменьшительно – ласкательными и увеличительными оттенками, подбору синонимов и антонимов, формируются навыки употребления в речи относительных и притяжательных прилагательных, предлогов, согласования порядковых числительных с существительными, деление слов на слоги, пересказу и рассказыванию, развитию монологической и диалогической речи дошкольников.

Детям можно предложить такие задания как: «Лабиринты», «Дорисуй», «расскажи сказку по иллюстрациям», «Покажи и расскажи сказку» (на фланелеграфе, настольный театр), «Посчитай …», «Найди две одинаковых….», «Найди отличия», «Выложи дорожку» (фасолью, камешками марблс), «Найди тень», «Выложи из счетных палочек», «Математические пазлы», «Найди предмет такой же формы», «Соедини от меньшего к большему» и т.д. Эти задания позволяют дольше сохранять интерес к работе со сказкой, работоспособность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_112.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

На современном этапе развития системы дошкольного образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных и речевых навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими, как важного фактора успешной социализации дошкольников.

Сказка способствует коммуникативному развитию детей. А речь и коммуникация понятия неразделимые. Сказка учит общаться, вселяет оптимизм в жизнь ребёнка, веру в торжество добра. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие взаимоотношения.

Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно, так как сказки для детей просты по содержанию и носят цикличный характер, т. е. один и тот же эпизод повторяется многократно с небольшими изменениями.

Слушая сказку, дети вновь и вновь переживают события, которые в ней происходят. Впечатление, производимое на них сказкой, сильно ее сказочными образами: лиса - хитрая, сообразительная, находчивая; волк - страшный, глупый и злой; а заяц - трусливый.

Для того чтобы сказка помогла сформировать образы героев, для детей дошкольного возраста, она должна быть зримой, наглядной.

Именно зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий, которые происходят в сказке. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действия, разыгранные воспитателем при помощи элементов настольного театра. Дети, усваивают знания при многократном повторении. В то же время они не любят однообразной деятельности, от которой быстро устают. Поэтому в работе используются различные приемы, которые, с одной стороны, помогли бы детям сформировать определенный образ героев сказки, и с другой стороны, не утомили бы их.

При работе со сказкой соблюдаются следующие принципы:

  • принцип осознанности (показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно; понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки).
  • принцип множественности (показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон: с одной стороны , это так, а с другой стороны, иначе).
  • принцип связи с реальностью (кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях).

Не менее важную роль в формировании коммуникативных умений играет и предметно-развивающая среда, организованная в соответствии с требованиями  ГОС ДО ,  с учётом детских интересов, индивидуальных потребностей. Всё это способствует всестороннему развитию ребёнка, позволяет обеспечить их эмоциональное благополучие и психологический комфорт.  

Подобрана художественная и методическая литература, иллюстрации разных художников к одной сказке, картотека художников-иллюстраторов, сказки о животных, волшебные сказки, сказки народов Мира, фонотека из детских литературных и музыкальных произведений, детских песен, мультфильмы по сказкам, дидактические игры и творческие задания, подобраны игры с диалогами из сказок, наборы сюжетных картинок из сказок, собраны разнообразные виды театров, которые позволяют создать благоприятный климат для общения, обогащают активный словарь детей; разработаны авторские рабочие тетради «Читай. Играй. Выполняй задания» по русским народным сказкам и интерактивные игры.

Работа строится с применением различных методов и приемов, с целью формирования всех компонентов языковой системы:

  • чтение художественных произведений;
  • дидактические игры;
  • мнемотехника;
  • беседы, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;
  • зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение);
  • знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;
  • просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги);
  • прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова;
  • развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения);
  • творческие задания по сказкам;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • рассказывание сказки с помощью ЛЕГО - конструктора;
  • использование ТРИЗ ( карты Проппа, Бинома фантазии и др.);
  • мини-конкурсы, викторины.

Реализация работы осуществляется по таким направлениям:

- ознакомление со сказками (рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство с художниками – иллюстраторами, слушанье сказок в аудиозаписи, просмотр сказок – мультфильмов, коллективное рассказывание и обыгрывание сказок, обсуждение поведения героев);

- продуктивная деятельность по прочитанным произведениям, с использованием тетрадей «Читай. Играй. Выполняй задания». В них содержатся задания на развитие: памяти, логического мышления, умения сравнивать и понимать сравнения, навыков мелкой моторики, классификации, счета, письма, чтения. Задания, самое главное, способствуют развитию речи: образованию однокоренных слов, подбору рифм, усвоению имен существительных с уменьшительно – ласкательными и увеличительными оттенками, подбору синонимов и антонимов, формируются навыки употребления в речи относительных и притяжательных прилагательных, предлогов, согласования порядковых числительных с существительными, деление слов на слоги, пересказу и рассказыванию, развитию монологической и диалогической речи дошкольников.

Детям можно предложить такие задания как: «Лабиринты», «Дорисуй», «расскажи сказку по иллюстрациям», «Покажи и расскажи сказку» (на фланелеграфе, настольный театр), «Посчитай …», «Найди две одинаковых….», «Найди отличия», «Выложи дорожку» (фасолью, камешками марблс), «Найди тень», «Выложи из счетных палочек», «Математические пазлы», «Найди предмет такой же формы», «Соедини от меньшего к большему» и т.д. Эти задания позволяют дольше сохранять интерес к работе со сказкой, работоспособность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность темы исследования доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ...

Тема: «Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Данная работа состоит из предложения качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. А также предлагается новый ...

«Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Сказка в развитии речи детей.Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необход...

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

План работы по теме самообразования «Сказки о Веселом Язычке, или артикуляционная гимнастика как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

В настоящее время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст — э...

Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлен...