Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников
статья по развитию речи (средняя группа)

МИРЖАНОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 7 Красносельского района

Воспитатель Миржанова Елена Сергеевна

Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников

Развитие связной речи является важной частью в обучении детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи всегда было и остается актуальной, так как является первейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьников.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условие решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение связной речи, тем свободнее ребенок будет ею пользоваться в дальнейшем.

Здоровьесберегающие технологии- это система мер , включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Целью применения здоровьесберегающих технологии в развитии речи детей является оптимизация процесса сохранения и коррекции речи, поддержание и укрепление здоровья детей. Задачами здоровьесберегающих технологии в процессе сохранения речи являются : - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей -создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка - повышение адаптивных возможностей детского организма.

Принципы здоровьесберегающих технологий : -принцип «не навреди»; -принцип сознательности и активности; -принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса; -принцип систематичности и последовательности; -принцип доступности и индивидуальности всестороннего и гармоничности развития личности; -принцип системного чередования нагрузок и отдыха; -принцип постепенного наращивания оздоровительного воздействия; -принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Использование здоровьесберегающих технологии в развитии речи детей с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ:

-способствует повышению речевой активности;

-развивает речевые умения и навыки;

-снимает эмоциональную напряженность и тревожность, восстанавливает работоспособность;

-активизирует познавательный процесс;

-улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Актуальность использования здоровьесбергающих технологий в развитии речи с детьми дошкольного возраста:

  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • совершенствование артикуляционной моторики;
  • развитие грамматического строя речи; -развитие речевого дыхания и силы голоса;
  • формирование слоговой структуры слова;
  • обогащение словарного запаса;
  • профилактика дисграфии;
  • развитие связной речи;
  • формирование фонематических функций;
  • совершенствование психических функций.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей:

-дыхательная гимнастика;

-упражнения, направленные на профилактику нарушения зрения;

-развитие мелкой моторики;

-артикуляционная гимнастика;

-физминутки;

-логоритмические занятия;

-элементы музыкотерапии, сказкотерпапии, пескотерапии;

-су-джок терапии;

-кинезиологичские упражнения

-массаж и самомассаж

Дыхательная гимнастика - -способствует развитию и укреплению грудной клетки; -направлена на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания; -необходима для дальнейшей работы по коррекции звукопроизношения; Гимнастика для глаз- -снимает мышечное напряжение; - вызывает эмоциональный подъем Физкультминутка -направлена на нормализацию мышечного тонуса; -исправление неправильных поз; -запоминание серии двигательных актов; -воспитание быстроты реакции на словесные инструкции; -развитие общей моторики.

 

Пальчиковая гимнастика  Учеными и практиками было замечено, что речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Развитие мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизации познавательной и речемыслительной деятельности.

     

   

Артикуляционная гимнастика 

- помогает выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата;

-учит объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков;

-являются основой формирования речевых звуков и коррекции нарушения звукопроизношения.

           

Логоритмика - это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игровых упражнений

 Логоритмика позволяет:

- развивать внимание, слух, восприятие;

-развивать пространственные ориентиры;

- способствовать коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.

       

Пескотерапия - игра с песком как способ развития ребенка

Пескотерапия позволяет:

  • развивать у детей тактильно- кинетическую чувствительность и мелкую моторику;
  • снимает мышечную напряженность;
  • развивает мотивацию речевого общения;
  • формирует первичные произносительные умения и навыки;
  • пополнять словарь и формировать связанную речь;
  • обучать чтению и письму.

 



Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 7 Красносельского района

Воспитатель Миржанова Елена Сергеевна

Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников

Развитие связной речи является важной частью в обучении детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи всегда было и остается актуальной, так как является первейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьников.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условие решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение связной речи, тем свободнее ребенок будет ею пользоваться в дальнейшем.

Здоровьесберегающие технологии- это система мер , включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Целью применения здоровьесберегающих технологии в развитии речи детей является оптимизация процесса сохранения и коррекции речи, поддержание и укрепление здоровья детей. Задачами здоровьесберегающих технологии в процессе сохранения речи являются : - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей -создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка - повышение адаптивных возможностей детского организма.

Принципы здоровьесберегающих технологий : -принцип «не навреди»; -принцип сознательности и активности; -принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса; -принцип систематичности и последовательности; -принцип доступности и индивидуальности всестороннего и гармоничности развития личности; -принцип системного чередования нагрузок и отдыха; -принцип постепенного наращивания оздоровительного воздействия; -принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Использование здоровьесберегающих технологии в развитии речи детей с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ:

-способствует повышению речевой активности;

-развивает речевые умения и навыки;

-снимает эмоциональную напряженность и тревожность, восстанавливает работоспособность;

-активизирует познавательный процесс;

-улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Актуальность использования здоровьесбергающих технологий в развитии речи с детьми дошкольного возраста:

  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • совершенствование артикуляционной моторики;
  • развитие грамматического строя речи; -развитие речевого дыхания и силы голоса;
  • формирование слоговой структуры слова;
  • обогащение словарного запаса;
  • профилактика дисграфии;
  • развитие связной речи;
  • формирование фонематических функций;
  • совершенствование психических функций.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей:

-дыхательная гимнастика;

-упражнения, направленные на профилактику нарушения зрения;

-развитие мелкой моторики;

-артикуляционная гимнастика;

-физминутки;

-логоритмические занятия;

-элементы музыкотерапии, сказкотерпапии, пескотерапии;

-су-джок терапии;

-кинезиологичские упражнения

-массаж и самомассаж

Дыхательная гимнастика - -способствует развитию и укреплению грудной клетки; -направлена на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания; -необходима для дальнейшей работы по коррекции звукопроизношения; Гимнастика для глаз- -снимает мышечное напряжение; - вызывает эмоциональный подъем Физкультминутка -направлена на нормализацию мышечного тонуса; -исправление неправильных поз; -запоминание серии двигательных актов; -воспитание быстроты реакции на словесные инструкции; -развитие общей моторики.

 

Пальчиковая гимнастика  Учеными и практиками было замечено, что речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Развитие мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизации познавательной и речемыслительной деятельности.

     

   

Артикуляционная гимнастика 

- помогает выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата;

-учит объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков;

-являются основой формирования речевых звуков и коррекции нарушения звукопроизношения.

           

Логоритмика - это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игровых упражнений

 Логоритмика позволяет:

- развивать внимание, слух, восприятие;

-развивать пространственные ориентиры;

- способствовать коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.

       

Пескотерапия - игра с песком как способ развития ребенка

Пескотерапия позволяет:

  • развивать у детей тактильно- кинетическую чувствительность и мелкую моторику;
  • снимает мышечную напряженность;
  • развивает мотивацию речевого общения;
  • формирует первичные произносительные умения и навыки;
  • пополнять словарь и формировать связанную речь;
  • обучать чтению и письму.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"

"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников

1. Актуальность проблемы. "Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, ...

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речикак условие развития речевых способностей дошкольников»...

"Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"

Данный материал предназначен для работы по развитию речи  с дошкольниками....

Статья "Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"

В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей. Понятие "игровые технологии речевого развития" включает достаточ...