Опыт работы "Развитие выразительной речи у дошкольников в театрально – игровой деятельности"
консультация по развитию речи

Представлен опыт работы по развитию выразительной речи дошкольников в театрально - игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva_t.n._razvitie_vyrazitelnoy_rechi.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева Т.Н.

Воспитатель МАДОУ Детский сад

Комбинированного вида№15

«Сибирячок»

Развитие выразительной речи у дошкольников в  театрально – игровой  деятельности.

Развитие речи ребенка – это важнейшая задача воспитателя (Е.Смирнова кандидат психологических  наук ).  

Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности.

Задача воспитателя при развитии речи детей  - не только и не столько сообщать им новые слова, требовать повтора своих рассказов, но (что гораздо важнее!) использовать речь как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности- игры, конструирования, решения практических задач, восприятия художественных произведений и пр..Развитее этих форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства – речи.

Хочется поделиться своим опытом по развитию выразительной речи у старших дошкольников в театрально-игровой деятельности.

Детям старшего дошкольного возраста свойственна творческая активность, которая проявляется в стремлении организовать самостоятельную театрализованную игру. В совместной творческой деятельности дети уже умеют согласовывать свои действия, они распределяют – роли, обязанности. Когда дети вносят в игру элементы нового, я поощряю их, так же помогаю вспомнить поведение персонажей в литературных произведениях. Предлагаю изобразить задуманные действия по- другому, учитывая накопленный личный опыт детей. Хвалю ребенка, если он в самостоятельные театрализованные игры вносит элементы личного понимания, восприятия, уходя от подражания взрослому, сверстнику.

Поддерживаю ребенка, если сверстники говорят, что в книге этого не было, а он говорит, - что придумал это для игры, потому что так интереснее.

Выразительность речи – одна из важнейших характеристик развития родного языка, для которого стараюсь чаще использовать театрально – игровую деятельность. Читая детям художественные произведения, стараюсь передать детям интонационную правильность и эмоциональность, позволяя им накапливать опыт воспроизведения текста в играх и повседневной речи с

теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями. А когда работаем над стихотворным текстом, я предлагаю его к театрализации например: К. Чуковский «Телефон» - содержание этого произведения сразу вызывает эмоциональный отклик, побуждает к действиям. При использовании стихотворного текста даю установку на запоминание, объясняя детям, что это можно использовать в театрализованной деятельности (будем инсценировать ). Инсценирование  стихов К. Чуковского «Телефон», «Муха - цокотуха» - развивает диалогическую речь детей , столь важную для построения выразительного театрального действия. Инсценирование помогает сделать речь выразительной. Выразительность речи подчеркивается жестом, эмоциональностью, которая с каждым разом совершенствуется в театрально – игровой деятельности.

Формировать выразительность диалоговой речи помогает нам проведение театрализованных литературных досугов, где дети участвуют в диалоге героя и героя; героя и ребенка, когда они задают друг другу вопросы и отвечают на них, подчеркивая свои чувства интонациями: радости, гнева, страха, переживания. Например наш любимый «Мойдодыр» (К.Г.Н.) в эпизоде встречи с ним ребята, отвечая на его вопросы, слышат в них доброжелательность ( он хочет узнать, насколько они чистоплотны – «С водой, мочалкой дружите?), слышат гнев –«Ах, не дружат – замарашки!),и надежда («Надо, надо умываться .Я надеюсь вам понятно?!»).  

При проведении досугов использую знакомые сюжеты под аудиозапись это детям нравится, сперва мы слушаем, а после проигрываем.  

- В театрально – игровую деятельность дети любят включать игру – фантазирование – она протекает преимущественно в речевом плане, с крайне свернутыми предметными действиями  вспомним «Фантазеров»

Н. Носова. Смысл этих игр – построение новых цепей событий, воображаемого мира, интересного и привлекательного. Дети любят вспоминать, на чем мы остановились в прошлый раз. Эта игра развивает не только речь и ее выразительность, но и воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей, позволяя реализовать значимые переживания.

Я всегда нахожусь в центре событий детей, являясь непосредственным участником и подсказчиком сюжета, если это требуется детям. А в основном дети старшего дошкольного возраста любят самостоятельно определять тему для игры, а дальше события в сюжете наращиваются как снежный ком. Общий сюжет складывается из предложений участников в процессе самой игры. Выразительность речи в этих играх развивается наилучшим способом. При обсуждении постановки обыгрывания сказки формирую у детей умение доброжелательно договариваться о распределении ролей; напоминать друг другу о схеме, которая подсказывает, кто за кем вступает в игровое действие. Не секрет, что дети бывают нетерпеливые и часто путают последовательность, опережая действия других и вступая в игру. Все эти умения развивают у детей доброжелательный диалог. Формирую у детей умение использовать слова речевого этикета: «пожалуйста, не забывай»; «постарайся»; «будь добра» ; «спасибо, что напомнил» и т. д., а это так радует наши уши. Хочется пожелать педагогам как можно чаще использовать игры – упражнения на использование слов и предложений речевого этикета (ролевой диалог), так как общение наших детей не блещет культурой.

Суть моей работы по развитию выразительности диалогической речи заключается в том, что планируя театрально – игровые действия и объясняя логику этого планирования ( т.е. последовательность выполнения действий, их речевое сопровождение ), учу детей договариваться, используя свою речь в доброжелательной и непринужденной форме, высказывая свое согласие и несогласие с товарищем.

Для более эффектного театрализованного действа я полностью обновила уголок «Ряженья» - сделала новые вешала, наряды, костюмы.

Когда приходит вдохновение, сочиняю стихи и привлекаю к художественному творчеству детей.

Участвовала в конкурсе для педагогов «Талант с колыбели» поэзия «Родина слово большое». Участвуя в Г.М.О. в сотрудничестве дети и родители изготавливали книжки – малышки с сочинением сказок. Одну из книжек  отправила на конкурс «Талант с колыбели».

Всего всем доброго. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие выразительности речи у дошкольников с ОНР.

В презентации расскрываются этапы работы над выразительностью речи дошкольников с ОНР, а также представлена литература по этой проблеме....

"Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР" (прилагается презентация с видеороликами занятий)

Данный материал напомнит педагогам  о том,  что представляет собой интонация;  рассмотрены направления работы; представлены виды упражнений по каждому направлению с  методическими ...

Презентация"Предметно-развивающая среда по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников"

В данной презентации определены цель, задачи, направление работы по теме, предметно-развивающая среда для развития выразительности речи у дошкольников....

Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».

В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указ...

Развитие эмоционально-выразительной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Комбинированные игры и игровые упражнения для развития эмоционально - выразительной речи детей с использованием приёмов логоритмики и артпедагогики....