Развитие культуры речи через использование русского народного фольклора
статья по развитию речи

Астратова Светлана Павловна

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени- ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка, дошкольный возаст является сензетивным для усвоения языка. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передачи чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. По мнению В.И. Селиверстова "отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной". Поэтому грамотное использование произведений народного фольклора и умелое включение педагогических технологий позволяет эффективно влиять на речевое развитие детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи через использование русского народного фольклора.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка, дошкольный возраст является сензитивным для усвоения языка. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. По мнению В.И.Селиверстова, «отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной». Поэтому грамотное использование произведений народного фольклора и умелое включение педагогических технологий позволяет эффективно влиять на речевое развитие детей.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.).

Народный фольклор наряду с художественной литературой открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

С целью развития культуры речи посредством народного фольклора в своей работе педагог должен создавать следующие условия:

- использовать устное народное творчество согласно возрасту ребенка;

- включать в свою работу народный фольклор не только в образовательную деятельность по развитию речи, но и в повседневной жизни детей, на различных мероприятиях ДОУ.

Эффективным средством педагогического воздействия, является создание совместных

- миниатюр народного творчества - потешки, песни;

- живой юмор, образность языка, фольклорные произведения;

- доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор, считалки, дразнилки;

Педагогу необходимо использовать следующие приемы:

- обнаружение в тексте образных слов, объяснение детям тех или иных выражений;

- использование и анализ новых понятий и образов в пересказах, и собственных рассказах.

- использование словесных зарисовок, воссоздание образа по вопросам педагога;

- отрабатывание интонации, подготовка к выразительному чтению и проговариванию.

Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание фольклорного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка что является неотъемлемой частью воспитания культуры речи.

Таким образом, использование в развитии культуры речи детей дошкольного возраста, разного рода произведений устного народного творчества помогают педагогу решать задачи по воспитанию у детей любви к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Литература:

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор - М., 1999.

Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». Москва, 1985 г.

Бородич А.М. «Методика развития речи». Москва, 1981 г.

Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе». Москва, 2005 г.

Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир». Москва, 2009 г.

Ершова А, Букатов В. Возвращение к таланту - Красноярск, АКМЭ, 1999

Успенская Л.П. «Учитесь правильно говорить». Москва, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл НОД по развитию речи с использованием русского народного фольклора

Конспекты НОД (непосредственно образовательной деятельности) по развитию речи с использованием русского народного фольклора для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников.Д/игра «Расскажи сказку» Цель: совершенствование умения пересказывать знак...

Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников. Д/игра «Расскажи сказку» Цель: совершенствование умения пересказыват...

Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников.

Д/игра «Расскажи сказку» Цель: совершенствование умения пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно,  умение располагать в правильной последовательности картинки...

Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников....

Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников.

Д/игра «Расскажи сказку» Цель: совершенствование умения пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно,  умение располагать в правильной последовательности картинки...