Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в страну Сказок и фантазии "
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дусеналинова Гюльшапар Кадырбаевна

Цели:  Развитие речи по средством театрализованной деятельности.

Задачи: Формировать интонационную выразительность речи, мимику, жесты;

Развивать диалогическую речь в процессе театрально-игровой деятельности, развивать артикуляционный аппарат; тренировать ритм дыхания.

Продолжать развивать внимание, воображение,  творческую фантазию, умение самостоятельно создать игровой образ, коммуникативные качества.

Воспитывать культуру речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_teatralnoy_deyatelnosti.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с элементами  театрализованной  деятельности

"Путешествие в страну Сказок и фантазии "

Цели:  Развитие речи по средством театрализованной деятельности.

Задачи: Формировать интонационную выразительность речи, мимику, жесты;

Развивать диалогическую речь в процессе театрально-игровой деятельности, развивать артикуляционный аппарат; тренировать ритм дыхания.

Продолжать развивать внимание, воображение,  творческую фантазию, умение самостоятельно создать игровой образ, коммуникативные качества.

Воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование: музыкальное оборудование, ноутбук, проектор,

 костюмы к сказке, книга-шкатулка с заданиями, волшебная палочка, маски героев сказок.

Предварительная работа: 

- Работа над сказками: чтение, пересказ, анализ характера и внешнего вида героев.

- Проведение артикуляционных и дыхательных гимнастик, проговаривание чистоговорок, скороговорок;

- Проведение этюдов и упражнений на развитием воображения, памяти. снятие мышечного напряжения.

- Проведение музыкальных игр-импровизаций.

Ход занятия:

Дети заходят в зал под музыку из кинофильма «Усатый нянь».

Ребята, я рада видеть вас в этом зале. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поприветствуем гостей и друг друга.

 «Доброе утро»

Доброе утро, глазки!

Вы проснулись?

(Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга).

Доброе утро, ушки!

Вы проснулись?

Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).

Доброе утро, ручки!

Вы проснулись?

Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.

Доброе утро, ножки!

Вы проснулись? Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.

Доброе утро, дети!

Мы проснулись! (Поднять руки вверх)

Доброе утро, гости, вы проснулись?

Воспитатель обращает внимание на экран, где показано здание  театра.

- Ребята, скажите, что это такое?

Ответ детей: Это театр.

- А что такое театр? (ответы детей: дом, где показывают спектакли, сказки, играют, поют и т.д.)

- Как называются люди, которые играют в театральных постановках? (Актёры). Вы хотели бы стать актерами. Ответы детей.

Тогда я приглашаю вас отправиться в волшебную страну «Сказок и фантазий», где мы получим знания и умения, которыми должны обладать актёры. Вы хотите отправиться туда со мной?

Дети: Да!

В-ль: Тогда, закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова и мы перенесемся в замечательную страну «Сказок и фантазий»!

Если глазки мы закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем!

(Звучит музыка. Воспитатель надевает шляпу «Сказочника» и берет «волшебную книгу». Дети открывают глаза.)

Воспитатель (в роли «Доброго сказочника»): Ребята, мы очутились в чудесной стране «Сказок и фантазий», и смотрите, я преобразилась! В этой стране я – Добрый сказочник-волшебник, а в руках у меня волшебная книга в которой есть много сюрпризов и интересных заданий!

 

- Итак, чтобы стать актёром нужно, очень многому учиться, много всего знать, уметь.

Как вы думаете, что должен уметь делать актёр?

Ответы детей: Хорошо, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться и др.

- Правильно. А поможет нам в этом волшебная книга (в-ль открывает книгу и достает конверт с заданием.)

- Ребята, посмотрите, здесь конверт с заданиями!

1 задание. Ребята, для профессионала-актера очень важно правильное дыхание. Без него невозможно красиво и громко говорить со  сцены.

А мы ведь хотим стать хорошими актерами? Ответы детей: Да!

 

-Тогда попробуем подышать, как это делают настоящие актеры. Сядьте все прямо, выпрямите спину, положите руку на живот.

                          Дыхательная гимнастика

 «Надуй шарик» 

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. 

- Молодцы, ребята, а еще нам необходимо выполнить гимнастику для язычка.

                           (артикуляционная гимнастика.)

«Варенье»

Мы вареньем, крепким чаем всех знакомых угощаем

С губ сотрем следы варенья угощенья, объеденья!

«Лошадка» и «Расческа»

Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.

«Тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем. Тесто жмем , жмем, жмем.

Пироги мы испечем, и блины мы испечем.

-  Поработал наш язычок? Молодцы. А вы знаете, ещё актеры должны четко и быстро проговаривать слова. А для чего актёрам следует правильно выговаривать слова? (ответы детей - чтобы было всем понятно)

- Правильно. Для того чтобы правильно выговаривать слова, нужно произносить скороговорки и чистоговорки. 

- Встанем все в кружок, чтобы видеть, друг друга и произнесем скороговорку. Скороговорка означает скоро говорить, т.е. быстро.

Шиншилла шила шубу шилом – говорим громко, затем тише, еще тише, громко.

Чистоговорку – говорим чисто и внятно:

са-са-са – вот бежит лиса - вместе

су-су-су – вижу я лису - мальчики

сы-сы-сы – рыжий хвост лисы - девочки

се-се-се - рассказали  о лисе - вместе

-Молодцы, здорово справились заданием! Заглянем в книгу? Ой, а здесь волшебная палочка! С помощью  волшебной палочки мы будем воображать и преображаться!

Раз, два, три, четыре, пять -

Предлагаю поиграть:

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

(Ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, масок,          грима, прически).

- А без костюма можно дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья?

(Ответы детей:  жесты и конечно мимика).

- Что такое жесты?

 (Ответы детей: это телодвижения, без слов).

- Что такое мимика?

  Ответы детей: это выраженное на лице настроение, эмоции.

На экране изображены гномики с разными эмоциями. Проговорить с детьми и описать каждое выражение лица.

 Какую эмоцию вы видите на лице каждого гнома?

(Изображения гномов:  весёлого, сердитого, удивлённого, грустного.)

Дети называют эмоции показанные на экране.

Молодцы, ребята, а сейчас мы поиграем! Своей палочкой вращаю, в гномов всех вас превращаю.

Упражнение на развитие мимических навыков «Гномики»

- Гномы в зеркало глядятся, радуются, веселятся (дети широко улыбаются улыбаются)

- Ну-ка, хватит веселиться, нужно всем вам разозлиться! (дети хмурятся)

- Ну, нельзя же вечно злиться, предлагаю удивиться (дети поднимают брови вверх и округляют глаза)

- А такое развлечение:

- Покажите огорчение (дети опускаю уголки губ вниз, надувают губки, хмурят брови)

- Молодцы, ребята, вы так здорово изображали эмоции гномов, а теперь я предлагаю выполнить зарядку для гномов:

Первый гном присел и встал, (приседания)

А второй вдруг побежал, (бег на месте)

Третий плавно покружился, (кружатся направо)

А четвёртый наклонился. (наклоны)

Пятый вправо повернулся, (поворот направо)

А шестой назад прогнулся, (наклон назад)

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и ловко, (прыжки)

Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала»

Молодцы! Своею палочкой взмахну, обратно в деток превращу! (дети садятся на стульчики)

         Волшебная книга нам предлагает следующее задание: разгадать загадки про сказочных героев и сыграть роли. 

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Ответ: Три Медведя

Все молодцы! Теперь давайте попробуем разыграть сценку из известной вам сказки «Три медведя». И сейчас мы уже будем не только изображать главных героев, но и говорить за них разными голосами. (распределяют роли, надеваются маски-шапочки медведей). Давайте подумаем, как надо показывать папу-медведя Михайла Иваныча. Как вы думаете, какой у него характер? (Он строгий, у него очень громкий голос, большой, ходит вперевалку, сердитый). А Настасья Петровна? (Она говорит не очень громким голосом, добрая). А какой Мишутка? (Голос у него писклявый, он обидчивый, расстроенный, ходит мелкими шажками, косолапит).

Инсценировка отрывка сказки «Три медведя»

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

- Кто ел мою кашу?

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:

- Кто ел мою кашу?

А мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

- Кто ел мою кашу и все съел?

Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

- Кто сидел на моем стуле и сломал его?

- Молодцы, ребята! Слушайте вторую загадку:

Я серого волка в лесу повстречала

И бабушкин домик ему показала.

Случилась беда;

Волк обманщиком был

И бедную бабушку он проглотил.

 Ответы детей: «Красная шапочка»

- Правильно ребята. А вы знаете, что волк не во всех сказках бывает злым и коварным? Есть сказки, где волк несчастный и его обманывают и даже обижают. Кто назовет мне такую сказку?

(Ответы детей: сказка «Лиса и волк», могут кратко рассказать отрывок).

- Правильно, а Максим и Ксения инсценирую нам сказку Самуила Яковлевича Маршака «Волк и лиса»

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.

- Лизавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела.
Голова еще цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок,
Ободрали
Правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз?
- Собаки!
- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. Садитесь на свои места. Все показали себя настоящими артистами. И волшебная книга вам дарит раскраски с персонажами русских народных сказок, чтобы вы никогда не забывали то, чему она вас сегодня научила. Ну что ребята, пора нам с вами возвращаться обратно в детский сад и мне нужно произнести волшебные слова:

Снова глазки мы закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся

Мир волшебный не забудем!

Звучит музыка. Воспитатель снимает шляпу волшебницы и прячет волшебную палочку.

Открывайте глазки. Вот и вернулись мы в наш любимый детский сад. Вам понравилось наше путешествие в волшебную страну? Что больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: А как она называется?

ДетиСтрана сказок и фантазии

Воспитатель: Молодцы ребята и мы еще много раз будем отправляться в эту страну, что бы играть, воображать и преображаться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Остров сказок"

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Остров сказок"...

Конспект Открытого занятия в старшей группе по развитию речи на тему "В стране Здоровья"

Конспект Открытого занятия в старшей группе по развитию речи на тему "В стране Здоровья"...

Конспект НОД в младшей группе по развитию речи на тему: "В стране сказок"

Конспект  НОД в  младшей  группепо  развитию  речи  на   тему:  "В стране сказок"...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "В мире сказок"

Конспект занятия в старшей группе на тему "В мире сказок"...

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи»...