Сообщение из опыта работы: «ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОНИМАНИЕ НА СЛУХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».
материал по развитию речи (средняя группа)

«Познакомить ребёнка с книгой – лучший подарок, который мы можем ему сделать». Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом работы по ознакомлению детей средней группы (4-5 лет) с книжной культурой, детской литературой. Ведь книга является неотъемлемой частью жизни ребёнка дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы: «ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОНИМАНИЕ НА СЛУХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».

«Познакомить ребёнка с книгой – лучший подарок, который мы можем ему сделать». Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом работы по ознакомлению детей средней группы (4-5 лет) с книжной культурой, детской литературой. Ведь книга является неотъемлемой частью жизни ребёнка дошкольного возраста. Я не открыла никаких новых методик, просто в процессе работы выявились некоторые приёмы и способы, которые позволили мне наиболее продуктивно вести данную работу. Все дети любят рифмованную речь, поэтому на начальном этапе я подобрала интересные и выразительные произведения русского народного творчества: песенки, потешки   (для одевания, умывания, утешения, хвальбы и т.п.), прибаутки, забавные игровые приговорки, активно их использовала в образовательном процессе, в ходе режимных моментов, в повседневной жизни детей. Этот прекрасный речевой материал дети быстро запоминали, начинали сами употреблять в подходящих ситуациях. Когда мы перешли к чтению стихов детских поэтов, у детей уже выработалась привычка чётко воспринимать на слух рифмованную речь, понимать содержание, они более полно могли слышать и сопереживать. Чтобы усвоить и закрепить прочитанное, мы часто проигрывали ситуации, описанные в литературных произведениях. Это создавало живой эмоциональный фон, помогало сохранить интерес к чтению. Это не было театрализацией, это была именно игра по сюжету. Дети добавляли какие-то свои изменения, варианты. Такие игры способствуют раскрепощению ребёнка, развитию фантазии, умению взаимодействовать с друзьями. И вызывают интерес к чтению – а в какую ещё игру мы сможем поиграть?  Следующим этапом было чтение русских народных сказок. Русские сказки – это, по-моему, настоящие стихи в прозе. Они ритмичны, слова в них очень точно подобраны и расставлены. Они легко воспринимаются на слух, легко запоминаются, они добры и полны юмора. Дети с удовольствием слушали чтение воспитателя, записи на электронных носителях. И по собственной инициативе включали сюжеты сказок в свою игровую деятельность. Сказки стали пособием не только на занятиях по развитию речи, знакомству с книжной культурой. Они очень помогали создать мотивацию, вызвать интерес и в других видах детской деятельности. Этому опять-таки способствовало то, что сюжеты сказок легко входят в игру, в, казалось бы, не связанную с литературой и книгой деятельность. И в свою очередь, такая включенность в деятельность детей литературных произведений, вызывала интерес к чтению, к книжке. Детям было интересно узнавать, а что ещё нового и удивительного скрывается за обложкой книги. Естественно, мы читали не только стихи и сказки. Но детская литература для этого возраста даёт замечательную возможность использовать в игре сюжеты книг, открывая детям окружающий мир и помогая понять себя в этом мире . Эти игры на литературные сюжеты оказали большое влияние на развитие речи детей. Поскольку игра была на знакомый сюжет, дети стремились использовать услышанные и отложившиеся в памяти слова и целые фразы. Речь детей заметно обогащалась, становилась свободнее, образней. Этому способствовала и ещё одна форма работы с литературой, которая очень нравится нам всем. Это встречи с библиотекарем «В гости книжка к нам пришла». На этих встречах дети не просто знакомятся с очередной книжкой. Они пытаются вспомнить содержание книг прочитанных раньше, обсудить вновь прочитанное произведение, учатся делиться впечатлениями, отвечать на вопросы, рассматривают картинки (иллюстрации) в книгах и пробуют их оживить, проиграть через творческие игры: «Оживи картинку», «Придумай новую сказку», отгадывают загадки, рисуют, высказывают своё мнение о соответствии изображения и содержания прочитанного. Конечно, пока это достаточно примитивно, на уровне «мне нравится, не нравится», но это даёт толчок развитию грамматически правильной диалогической и монологической речи. И как закономерный итог – театрализация. Детям очень нравилось ощущать себя внутри сказки. Они активно «проживали» жизнь персонажей. И хотели показать это зрителям. Чтобы удовлетворить эту потребность детей мы все вместе: воспитатель и дети подготовили спектакль по сказке «Заюшкина избушка». «Артисты» очень старательно готовили свои роли. Мы показали наш спектакль детям из других групп. Всем очень понравилось, действительно понравилось, сужу не только, по отзывам, но и по непосредственной реакции зрителей. Сейчас мы выбираем материал для нового спектакля, т.е. читаем, играем, обсуждаем. Что ценно – дети сами предлагают прочитать всем то, что им читали дома. Какой же вывод я хочу сделать из выше изложенного? Игра на основе литературного сюжета является отличной мотивацией при ознакомлении детей с детской литературой, прекрасно помогает в развитии речи детей, способствует развитию фантазии, свободы в общении со сверстниками и взрослыми. Конечно, это не ново, мы все стараемся обучать детей в игре, но сюжетная литературная игра все-таки редко используется нами. А из моего опыта видно, что это очень действенное средство. Надеюсь, моя небольшая статья будет вам полезна, как мотивационный, побудительный материал.

Для своей работы по формированию у воспитанников связной речи, посредством знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы, мною были поставлены задачи:

  1. Формировать у воспитанников связной речи, посредством знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.
  2. Развивать умение рассказывать знакомую сказку, подвести к моделированию, использованию карточек-схем, развивать творческую инициативу.
  3. Формировать эмоционально-образное восприятие содержания сказки.
  4. Развивать умение детей принимать на себя роль героев сказки, умение выразительно передавать диалог персонажа.
  5. Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность.

6.Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Детей 4-5 лет мы продолжаем знакомить с книжной культурой, вводя разные жанры: сказки, рассказы, стихи и другие произведения литературы. Воспитываем интерес к литературе, соотносим факты художественной литературы с имеющимся жизненным опытом. Устанавливать причинно-следственные связи ( например лиса в сказке была злой, хитрой, вредной, поэтому осталась одна; остальные звери дружными, помогали друг другу). Воспроизводить текст по иллюстрациям. Видеть начало и конец сказки, обосновывать своё мнение. В своей работе я подвела детей к моделированию сказки ( по карточкам-схемам). Дети сами выбирали карточку-героя, затем в парах рассказывали сказку. В конце занятия я предложила детям подумать какую сказку они хотят рассказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - сообщение из опыта работы "Знакомство с профессией. Использование активных форм и методов при ознакомлении старших дошкольников с художественной литературой"

Знакомство с профессией.Современные активные формы и методы при ознакомлении старших дошкольников с художественной литературой по пути изучения разных профессийпомогают мне работу в этом направлении с...

Моделирование образовательного процесса образовательной области «Речевое развитие: знакомство с книжной культурой, детской литературой» в рамках ФГОС

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его ...

Литературная гостиная как эффективная форма знакомства воспитанников с книжной культурой, детской литературой

В статье представлена работа по организации Литературной гостиной для воспитанников и сотрудниковв дошкольном учреждении. Воспитатели познакомятся с особенностями проведения Литературной гостиной &quo...

Приобщение детей дошкольного возраста к книжной культуре, детской литературе

laquo;Познакомить ребёнка с книгой – лучший подарок,который мы можем ему сделать»....

Технология «Развитие связной речи, воспитание зву-ковой культуры у дошкольников, знакомство с книжной культурой, детской литературой» автор О.С. Ушакова

Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком....

Приобщение детей дошкольного возраста к книжной культуре, детской литературе

Приобщение детей дошкольного возраста к книжной культуре, детской литературе...

Педагогические чтения "Формирование интереса к художественной литературе с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой»

Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...