Приобщение детей дошкольного возраста к книжной культуре, детской литературе
учебно-методическое пособие по художественной литературе

Егорова Светлана Валериевна

«Познакомить ребёнка с книгой – лучший подарок,

который мы можем ему сделать».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к книжной культуре, детской литературе

Материал подготовила доцент кафедры дошкольного образования БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

Доброва Надежда Васильевна

«Познакомить ребёнка с книгой – лучший подарок,

который мы можем ему сделать».

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. А.М. Горький называл детскую литературу «суверенной» областью всей нашей литературы. И хотя принципы, задачи, художественный метод литературы для взрослых и детской литературы едины, последней свойственны только ей присущие черты, которые условно можно назвать спецификой детской литературы.

Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Основная отличительная черта ее — органическое слияние искусства с требованиями педагогики. Под педагогическими требованиями подразумеваются, в частности, учет интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей.

http://player.myshared.ru/10/1013836/slides/slide_11.jpg

Наиболее талантливые педагоги всех периодов, требуя истинно образного и эмоционального отражения жизни в произведениях, адресованных детям, не отрицали и наличие специфических черт детской литературы, которые тесно связаны с ее педагогической направленностью. Это значит, что детская литература должна ориентироваться на развитие эстетического сознания ребенка, на формирование его мировоззрения.

Говоря о возрастной специфике детской литературы можно выделить несколько групп на основании возраста читателя. Классификация литературы для детей повторяет общепринятые возрастные этапы развития личности человека:

1) ясельный, младший дошкольный возраст, когда дети, слушая и рассматривая книги, осваивают различные произведения литературы;

2) дошкольный возраст, когда дети начинают овладевать грамотой, техникой чтения, но, как правило, в большей части остаются слушателями произведений литературы, охотно разглядывают, комментируют рисунки и текст;

3) младшие школьники — 6—8, 9—10 лет;

4) младшие подростки — 10—13 лет; 5) подростки (отрочество) — 13—16 лет;

6) юношество — 16—19 лет.

Книги, адресованные каждой из этих групп, имеют свои особенности.

Специфика литературы для самых маленьких определяется тем, что она имеет дело с человеком, почти ничего не знающем об окружающем мире и ещё не способном воспринимать сложную информацию. Для детей этого возраста предназначены книжки картинки, книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-панорамы, раскраски… Литературный материал для малыша – стихи и сказки, загадки, шутки, песни, скороговорки.

Серия "Читаем с мамой", например, рассчитана на детей от 1 года и включает в себя картонные книжки с яркими иллюстрациями, изображающими незнакомых ребёнку животных. Такая картинка сопровождается либо просто названием животного, которое ребёнок постепенно запоминает, либо коротким стихотворением, дающим представление о том, кто изображён на картинке. В небольшой объём - часто всего одно четверостишие - нужно уместить максимум знаний, при этом слова должны быть предельно конкретными, простыми, предложения - короткими и правильными, ведь слушая эти стихи, ребёнок учится говорить. В то же время стихотворение должно давать маленькому читателю яркий образ, указывать на характерные черты описываемого предмета или явления.

Поэтому написание подобных, на первый взгляд, предельно простых стихов, требует от автора едва ли не виртуозного владения словом, чтобы стихи для самых маленьких могли решить все эти непростые задачи. Не случайно лучшие детские стихи, услышанные человеком в самом раннем возрасте, часто остаются в памяти на всю жизнь и становятся первым опытом общения с искусством слова уже для его детей. В качестве примера здесь можно назвать стихи С. Я. Маршака "Детки в клетке", стихотворения А. Барто и К. Чуковского.

Ещё одна характерная черта литературы для самых маленьких - преобладание стихотворных произведений. Это не случайно: детское сознание уже знакомо с ритмом и рифмой - вспомним колыбельные и потешки, - а потому легче воспринимает информацию именно в таком виде. Кроме того, ритмически организованный текст даёт маленькому читателю целостный, законченный образ и апеллирует к его синкретическому восприятию мира, характерному для ранних форм мышления.

После трёх лет круг чтения несколько меняется: постепенно на второй план отходят самые простые книжки с короткими стихотворениями, их сменяют более сложные стихи на основе игровых сюжетов, например "Карусель" или "Цирк" С. Маршака. Круг тем естественно расширяется вместе с кругозором маленького читателя: ребёнок продолжает знакомиться с новыми явлениями окружающего мира. Особый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает всё необычное, поэтому любимым жанром дошкольников становятся стихотворные сказки: дети "от двух до пяти" легко переносятся в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую игровую ситуацию. Лучшим образцом таких книг до сих пор остаются сказки К. Чуковского: в игровой форме, на языке, доступном и понятном малышам, они рассказывают о сложных категориях, о том, как устроен мир, в котором предстоит жить маленькому человеку. В это же время дошкольники, как правило, знакомятся и с народными сказками, сначала это сказки о животных ("Теремок", "Колобок", "Репка" и т.д.), а позже волшебные сказки со сложными поворотами сюжета, с превращениями и путешествиями и неизменным счастливым концом, победой добра над злом.

http://player.myshared.ru/10/1013836/slides/slide_5.jpg

Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов. Различные аспекты этой проблемы изучали Е.А. Флерина, М.М. Конина, Н.С. Карпинская, Н.А. Ветлугина, Е.И. Тихеева, Р.М. Жуковская. Их исследования помогают определить основные черты талантливого читателя. Это человек, который любит книгу, постоянно общается с ней. Подлинного читателя привлекают не только движение сюжета произведения, но и концепция, идея, заложенная в нём, авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям, чувствам. Как показал анализ психолого-педагогических трудов таких авторов, как Д.Б. Эльконин, А.К. Запорожец, Л.В. Обухова, дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития основ творческого восприятия художественной литературы. Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой, Л.С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства». Это значит познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге. С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: «Истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы — вот в чём задача педагогов».

Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Чтобы заниматься развитием литературного вкуса ребенка, воспитатели и родители сами должны быть начитанными людьми с развитым эстетическим вкусом и чутьем.

В течение дня воспитатель создает наиболее благоприятные и оптимальные условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к художественной литературе через следующие направления:

1. Организованная образовательная детская деятельность по чтению художественной литературы.

http://player.myshared.ru/10/1013836/slides/slide_9.jpg

2. Развлечения, досуги по произведениям национальной детской художественной литературы.

3. Самостоятельная деятельность детей в книжном уголке.

4. Игра.

http://player.myshared.ru/10/1013836/slides/slide_10.jpg

Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте. Их может использовать воспитатель, ими должны овладеть родители.

1. Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста.

2. Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто, Б. Заходера, К. Чуковского. Методика работы следующая: воспитатель или родитель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге.

При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.

3. Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы. Можно предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.

4.Литературные викторины. Их организацию в детском саду необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д.

5. Кукольные драматизации. В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому воспитателям и родителям следует владеть методами и приемами использования кукольных постановок. Дошкольники могут под руководством воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

6. Заучивание наизусть: Это дословная передача текста. Для стимулирования желания учить стихи можно проводить в группе конкурсы «Лучший чтец группы» и награждать грамотами и сладкими призами.

http://player.myshared.ru/10/1013836/slides/slide_7.jpg

Проблема отбора книг для детского чтения – одна из самых важных и сложных проблем педагогики. Издавна велись и до сих пор не прекращаются споры о том, что предпочтительнее читать детям и как определять круг детского чтения.

Умение правильно формировать круг детского чтения – основа профессиональной деятельности воспитателя дошкольной организации. Не обладая этим умением, нельзя вырастить талантливого читателя в ребёнке.

Формирование круга детского чтения – сложный процесс, требующий знаний истории и современного состояния детской литературы, детского чтения, психологии возраста и ответственного отношения к делу.

Формирование круга детского чтения должно базироваться на психологических принципах (учёт возрастных особенностей, учёт особенностей восприятия). Восприятие – это процесс, тесно связанный с возрастом ребёнка, особенностями его мышления, читательским опытом. Дошкольник с его наглядно – действенным (1-3 года) и наглядно – образным (4-5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и зрительный образ дополняют друг друга в сознании ребёнка. На педагогических принципах, таких как доступность (доступным считается такое произведение, «которое создаёт условия для возникновения активной работы мысли читателя-ребёнка, интенсивных чувств, переживаний, воображения, что ведёт к решению литературной задачи – проникновению в замысел писателя»); наглядность (книги для дошкольников обязательно должны быть иллюстрированы, так как иллюстрация помогает им понять происходящее в тексте, объясняет то, чего нет в жизненном опыте дошкольников, или то, на чём автор не акцентировал своё внимание); занимательность, динамичность сюжета (дошкольник пока ещё не обладает способностью долго концентрировать своё внимание на чем-либо, ему нужна быстрая смена событий, которые привлекут его своей остротой, необычностью, займут его внимание некой тайной, напряжённостью повествования). Литературоведческие принципы (наличие в круге детского чтения всех видов литературы: прозы (эпоса), поэзии (лирики), драмы; наличие разных видов искусства (фольклора, художественной литературы); разнообразие жанров: фольклора (народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевёртыши, народные детские песенки, страшные истории), так и литературных (авторские сказки, стихотворения и стихотворные циклы, миниатюры, рассказы, повести, роман-сказка, энциклопедии и другие научно-популярные жанры).

В дошкольной организации необходимым элементом развивающей предметно-пространственной среды является Центр книги. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей. Центр книги должен располагаться так, чтобы каждый ребёнок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном центре должны быть выставлены разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Центр должен быть не парадным, а рабочим. Его цель – не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребёнку общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, сто ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

В книжных центрах, где находятся дети раннего возраста, должно быть как можно больше книжек-игрушек. Чем старше дети, тем серьёзнее и объёмнее книги располагаются в книжном центре. Количество книг не должно быть регламентированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного писателя и в его распоряжении имеется 2 -3 книги писателя или поэта, надо выставить их и не гоняться за количеством. Меняя предмет разговора с детьми, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 5-7 книг сказок, интересных, разнообразных, качественных и с точки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфического исполнения.

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению.

http://player.myshared.ru/10/1013836/slides/slide_6.jpg

Кроме книг, в книжном уголке группы старшего дошкольного возраста должны находиться иллюстрации к знакомым произведениям, разнообразные   альбомы для рассматривания. Это может быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы: «Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и альбомы, составленные воспитателем  вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах или иного писателя. А также альбомы с детскими рассказами. Записанные воспитателем на занятиях по развитию речи.

Нередко устраивают в книжном уголке тематические выставки книг. Цель таких выставок:

  1. углубить литературные интересы детей;
  2. сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную тему.

Понимание текста – другое важное качество читателя. С одной стороны, оно несёт на себе возрастную специфику; с другой стороны, развивается (за редким исключением) только в условиях специально организованной читательской деятельности (семейные или совместные чтения, занятия по чтению и т.п.). Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, в той или иной степени владеющий техникой чтения, то есть умеющий артикулировать написанное, но, возможно, потерянный для чтения (читать не любит; прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с реальностью или миром литературного произведения). Именно полноценное для конкретного читателя восприятие и понимание текста О.В. Чиндилова и Е.В. Бунеева называют основным «продуктом» чтения любого текста. Они отмечают, что читательская деятельность обеспечивает последовательность развития:     

- эмоций и чувств;

- творческого воображения;

- образного мышления;

- практических действий;

- креативности.

«Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору». (См: О.В. Чиндилова, Е.В. Бунеева «Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста»,  6 стр.). С позиции структуры читательской деятельности разработана Чиндиловой и Бунеевой технология, которая предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

4. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем.

Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями.

Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Таким образом, для развития интереса дошкольников к художественной литературе усилия педагога направляются на: пополнение знаний детей, способствующих благотворному общению ребёнка с книгой (это знание жанровых особенностей сказки, рассказа, стихотворения, понимание идеи художественного произведения); развитие эмоциональной реакции на прочитанное; развитие восприятия текста, умение находить в прочитанном ценностную и смысловую информацию.

Литература:

Бунеева, Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2014. – 43 с.

Василискова, О. С. Чтение художественных произведений детям дошкольного возраста в семье / О. С. Василискова // Современный детский сад. – 2014. – № 2. – С. 36 – 38.

Зубенко, Н. Ю. Рекомендации по подбору художественных произведений для организации игры дошкольников / Н. Ю. Зубенко, Е. И. Сухова // Воспитание дошкольников. – 2013. – № 6. – С. 3–8.

Литературное образование дошкольников: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ З.А. Гриценко. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. -352с. – (Сер. Бакалавриат)

Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологи: сб. ст. / авт.-сост. Т.В. Волосовец, О.С. Ушакова; под ред. Т.В. Волосовец, И.Л. Китриллова. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.В. Чивилихин...

Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой

Организация работы по ознакомлению детей  дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой в дошкольной организации...

Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой

Задачи и методы работы ДОУ по ознакомлению детей  дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой...

Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к книжной культуре»

laquo;Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как б...

Приобщение детей дошкольного возраста к книжной культуре, детской литературе

Приобщение детей дошкольного возраста к книжной культуре, детской литературе...

Педагогические чтения "Формирование интереса к художественной литературе с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой»

Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...