использование мнемотехники в заучивании стихотворений в раннем возрасте.
статья по развитию речи (младшая группа)

Русакова Наталия Николаевна

Использование мнемодорожек и мнемокарточек в заучивании четверостиший у детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей с художественной литературой начинается с самого раннего возраста. Поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха.

При заучивании с детьми стихотворений у детей часто возникают трудности:

  • Потеря, искажение смысла стихотворения.
  • Изменение порядка слов, что нарушает художественную форму.
  • Длительность процесса заучивания (запоминания).

Необходимо помнить, что в наше время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, активно используются опорные схемы и таблицы, то есть применяется метод наглядного моделирования или мнемотехники. Использование наглядного материала превращает обычное занятие в игру. Мнемотехника - это система методов и приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных зрительных ассоциаций, обеспечивает сохранение и воспроизведение информации, позволяет организовать учебный процесс в виде игры.

Использование мнемотаблиц открывает для детей большие возможности: развивает все компоненты устной речи, способствует развитию основных психических процессов, а также стимулирует развитие мелкой моторики рук при частичном или полном воспроизведении текста.

Мнемотаблицы достаточно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов (1 карточка с 1 рисунком-символом), последовательно переходить к мнемодорожкам (вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию), и позже – к мнемотаблицам (таблица, в которую заложена определенная информация). В качестве условных обозначений могут выступать символы разнообразного характера: предметные рисунки, символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы), геометрические фигуры, условные обозначения, цифры, слова или первые буквы слов и т.д.

  • В младшем возрасте используются готовые цветные мнемодорожки, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Малышам трудно сразу уловить информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать по мнемодорожке. Традиционно при заучивании стихотворений с детьми младшего возраста, воспитатель может использовать игрушку в качестве демонстрации. При использовании мнемотехники данная демонстрация так же допускается. После заучивания мнемодорожки в младшем возрасте используются в основном в индивидуальной работе с детьми Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. В младшем возрасте объем произведения для заучивания-1-2 четверостишия.
  • Алгоритм заучивания стихотворения по мнемотаблице:

1. Подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей)

2. Выразительное чтение педагогом стихотворения.

3. Беседа по содержанию и кодирование информации, т.е. преобразование в символы.

4. Перекодирование символов в образы (чтение схем и рассказывание стихотворения 2-3 раза)

5. Самостоятельное чтение.

Для того чтобы занятия мнемотехникой были эффективными, необходимо, чтобы у детей уже был определенный словарный запас, и конечно все занятия проводятся в форме игры. Методика мнемотехники предполагает возможность выбора педагогом формы проведения занятия. Мнемотехнику можно вести в виде самостоятельного занятия или включать ее элементы в различные виды занятий и даже в различные виды деятельности детей.

Детки, которые заучивают стихотворения с помощью мнемотаблиц:

¬ расширяют круг знаний об окружающем мире;

¬ появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

¬ появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, скороговорок, загадок;

¬ словарный запас обогащается новыми словами и оборотами;

¬ дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...

Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи....

презентация " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

.Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание стихотворений.Задачи:- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;- повышени...

Выступление на педагогическом совете "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Реализовать задачу интеллектуального развития детей дошкольного возраста позволяет использование современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является мнемотехника. Мнемотехника - ...

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления. А ведь они – результат плохо...

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Сегодня одна из важнейших задач – это стимулирование развития всех видов памяти ребенка.Поэтому необходимо учить детей запоминанию поэтических произведений, а поможет в этом мнемотехника....