Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы: "В гостях у сказочницы Акулины"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мишина Анна Ивановна

Конспект НОД по речевому развитию для детей  старшей группы:  "В гостях у сказочницы Акулины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_nod_v_gostyah_u_skazochnitsy_akuliny_5.10.20.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: продолжать знакомить детей с понятием "устное народное творчество".  

Задачи:

Обучающие: Обогащать словарь детей с русскими пословицами и поговорками; закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки); учить понимать переносное значение образных выражений.

Развивающие: Формировать выразительность, точность речи.            

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.

Оборудование и материал: наряд Сказочницы, иллюстрации к потешкам и пословицам, бумага, карандаши, изба, оформленная в народном стиле.

Предшествующая работа: знакомство с пословицами и поговорками различной тематики.

                                               Ход НОД:

Дети рассаживаются на ковре. К ним приходит Сказочница.

Вводная часть

Организационный момент. Сказочница. – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Матрёна, это старинное русское имя. Я пришла к вам в гости, побеседовать и поиграть. Ребята, а знаете, в какой стране мы живем? Ответы детей.

- Правильно, в России, мы – Россияне. Россия – большая страна и её населяет много народов, но большинство говорит на русском языке. Мы на каком языке говорим? Ответы детей.

Основная часть

1.Беседа об устном народном творчестве                                         Сказочница. -  Красив, богат и могуч наш русский язык, и вот об этом мы поговорим на сегодняшнем занятии. В древние времена, когда русские люди еще не знали букв (т. е. их еще не придумали), а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы то поры. Бабушка рассказала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала её своей дочке, а та – своей. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным. К устному народному творчеству относятся: сказки, пословицы, поговорки, песни, потешки, прибаутки, загадки, колыбельные, которые вам пела мама или бабушка.

Потешки, прибаутки нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего. В русских народных потешках (от слов "потешать") используются нежные слова, красивые выражения. Послушайте и поиграйте вместе со мной.

(Дети хором рассказывают три потешки, имитируя движениями руки, делая одновременно гимнастику для глаз)

2.Рассказывание потешек                                                                                  

«Сорока, белобока»

Сорока, белобока,

Кашу варила,

Деток кормила,

Этому дала, Этому дала.

А ты где был? Дров не рубил,

Печку не топил, Кашу не варил,

Позже всех приходил,

Тебе и  нет ничего!

«Водичка, водичка»

Водичка, водичка, Умой моё личико,

Чтобы глазоньки  блестели, Чтобы щечки краснели

Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

« Ножки, ножки»

Ножки, ножки, Бегите по дорожке

Нарвите немножко, Зеленого горошка.

Нарвите немножко, Сложите в лукошко,

Домой принесите, Маму угостите.

(К потешкам выставляются иллюстрации).

Сказочница. -  Какие ласковые слова вы услышали? Чем вам понравились потешки?  (Ответы детей)

3.»Полоса препятствий»

- Ребята, а сейчас я вас приглашаю к себе в гости, в свою избу. Но, прежде чем попасть в мой дом, нужно преодолеть препятствия. Вы готовы?

Дети следом за Сказочницей идут по дорожке с препятствиями: по тонкому канату (тропинке), затем прыгают через "камни" и проговаривают слова:

За морями, за горами,

За железными столбами

На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

По тропинке мы пойдем,

Через камни прыгнем,

Раз, два, три, четыре, пять, -

У Матрёны вы в гостях.

(Дети рассаживаются на стульчики.)

4.»Веселые загадки»

Сказочница. -  Добро пожаловать в мой дом! А чтобы вы не заскучали, я развлеку вас загадками. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Ребята, а вы знаете, чем отличаются загадки от рассказов, стихотворений? Ответы детей.

Сказочница загадывает загадки:

1.Дедушка без топора мост мостит.  (Мороз)

Сказочница. - Как вы догадались, что это мороз? Что за мост он мостит? Почему так говорится? Ответы детей.

2.Живёт в доме хозяин:

Шубка атласная,

Лапки бархатные,

Ушки чуткие. (Кот)

3.По снегу бежит – петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно. (Заяц)

Сказочница. Сейчас мы поиграем в зайчиков.

 5.  Физминутка: «Зайцы скачут»

Зайцы скачут: скок – скок – скок!

Да на беленький снежок,

Приседают, слушают, не идет ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

6. Дыхательная гимнастика. Сказочница. - Представьте, что вам необходимо: задуть свечи (одну за одной) на праздничном торте; раздуть огонь в потухающем костре; подуть на горячее молоко, сдувая пенку; сдуть с рукава пушинку.

7.Игровое упражнение «Объясни пословицу».

Сказочница. -  Ребята, скажите, что такое пословица? О ком и о чем говорится в пословицах? Короткие мудрые мысли называются в народе пословицами. Они учат нас мудрости, смелости, верности, дружбе, трудолюбию. Вот пословица о дружбе: "Не имей сто рублей, а имей сто друзей". (На доске располагается иллюстрация.) Как вы понимаете эту пословицу? Когда мы так говорим? А вот пословица о труде:" Хочешь есть калачи, не сиди на печи". ( Дети анализируют пословицу.) А какие пословицы знаете вы? Нужно получиться понимать их и знать.

8.Игра – пантомима  "Покажи, как …".

Цель:  изобразить мимикой, жестами, пантомимикой выражение (дети встают в круг). Сказочница произносит выражения, а дети изображают.

- Дрожит как осиновый лист.

- В воду опущенный.

- Угорелый.

- Сидеть сложа руки.

Заключительная часть:

Сказочница. -  Дети, что сегодня вы узнали нового? Ответы детей.

- Верно, вы узнали что такое "устное народное творчество" - это потешки, загадки, пословицы, поговорки.

- Я прощаюсь с вами, и за то, что вы так много знаете и умеете, дарю вам на память обо мне книгу сказок, которую сложил русский народ. И за ваше старание, усердие во время занятия дарю вам каждому медальки - умнички.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию для средней группы «В гости к семье»

Интересное занятие по развитию речи с использованием дидактических игр....

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "В гости к Осени-красавице"

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "В гости к Осени-красавице" с фольклорным содержанием + интерактивная доска.Музыкальное сопровождение  в разделе АУДИОЗАПИСИ...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "В гостях у сказки"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Цель: развитие связной речи.Задачи: 1) Образовательные:Закрепить знание сказки «Колобок»; умение подбирать антонимы к прила...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "В гостях у сказки"

Данное занятие способствует совершенствованию художественно-речевые навыки детей через устное народное творчество, дает возможность поддерживать интерес к русским народным сказкам....

Конспект НОД по речевому развитию детей ясельной группы «В гостях у Зайчика»

Данное мероприятие направленно на развитие речи, социализации, расширение знаний об окружающем мире детей ясельного возраста....

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «В гостях у Мудрой Совы»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 Петродворцового районаСанкт- Петербурга   Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе&la...