Загадки на сообразительность и развитие воображения
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Хворостьянова Тамара Сергеевна

В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку

Умение загадывать и отгадывать загадки играет важную роль в развитии речи детей. Традиционно в дошкольном детстве работа с этой формой народного творчества основывается на отгадывании. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Предлагаем родителям наравне с воспитателями использовать один из методов самостоятельного составления загадок.

Взрослый вывешивает табличку с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Какой?

Что бывает таким же?

  
  
  

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем (родителем) признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Взрослый записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель (родитель) просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

Пример: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички взрослый предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).

Давайте развивать детей вместе! Желаем творческих успехов!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_na_soobrazitelnost_i_razvitie_voobrazheniya.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Загадки на сообразительность и развитие воображения

В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку

Умение загадывать и отгадывать загадки играет важную роль в развитии речи детей. Традиционно в дошкольном детстве работа с этой формой народного творчества основывается на отгадывании. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Предлагаем родителям наравне с воспитателями использовать один из методов самостоятельного составления загадок.

Взрослый вывешивает табличку с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем (родителем) признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Взрослый записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель (родитель) просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

Пример: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички взрослый предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).

Давайте развивать детей вместе! Желаем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

Консультация для родителей «Использование в игре и обучении загадок на сообразительность и развитие воображения» для детей дошкольного возраста

Загадки являются любимым времяпрепровождением детей любого возраста. Они не только носят развлекательный характер, но и имеют практическое значение, так как развивают память, наблюдательность, мышлени...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ИГРЕ И ОБУЧЕНИИ ЗАГАДОК НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ИГРЕ И ОБУЧЕНИИ ЗАГАДОК НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

консультация загадки на сообразительность и воображения

консультация загадки на сообразительность и воображения...

"Использование в игре и обучении загадок на сообразительность и развитие воображения" для дошкольников

        Загадки являются любимым времяпрепровождением детей любого возраста. Они не только носят развлекательный характер, но и имеют практическое значение, так как развиваю...