Дидактическое пособие "Город красивой речи"
учебно-методическое пособие по обучению грамоте (подготовительная группа)

Работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, заставляет задуматься над тем, как лучше и эффективнее подгтовить их к обучению в школе. Как извеснто, ведущая деятельность детей игровая. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_krasivoy_rechi_po_obucheniyu_gramote.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОД КРАСИВОЙ РЕЧИ

(учебно-методическое пособие)

       Работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения в речи, заставляет задуматься над тем, как лучше и эффективнее подготовить их к обучению в школе. Ведь ни для кого не секрет, что дефекты речи влекут за собой появление специфических ошибок при обучении чтению и письму. Чтобы избежать таких ошибок, дети должны пройти специальную подготовку в детском саду. К моменту поступления в школу у них должны быть сформированы определенные знания и умения: это и хорошая речь, развитый фонематический слух, умение составлять различные виды предложений, делить слова на слоги, владение звукобуквенным анализом и синтезом. Опыт показывает, что дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессами чтения и письма.

         Как известно, ведущая деятельность дошкольников – игровая. Мы хотим предложить вашему вниманию учебно-методическое пособие «Город Красивой речи».

        В основе обучения грамоте детей с ОНР лежит звуковой аналитико-синтетический метод, который предполагает разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слоги – на звуки (анализ). Наряду с анализом метод предполагает соединение звуков  в слоги, слоги – в слова, слова в предложения и т.д. (синтез). Со словом, а также со звуками речи дети начинают знакомиться в старшей группе детского сада.

       Предваряет эту работу знакомство с неречевыми звуками. Дети узнают, что мы живем в мире звуков. Им очень нравятся такие игры, как: «Угадай, что звучит», «Узнай по голосу», «Хозяйка зовёт животных» и другие игры.

        Затем дети учатся слышать и различать фонемы родного языка. Они узнают, что звуки бывают разные. Одни из них можно петь, тянуть, громко кричать. Здесь мы предлагаем д/игру «Дерево». Мы используем артикулемы Ткаченко Татьяны Александровны. При помощи этой игры дети закрепляют понятие гласный звук, что у всех этих звуков есть голос. Гласных звуков шесть, и дети быстро их запоминают в процессе игр и упражнений. Они успешно пользуются зрительными символами гласных звуков – артикулемами.

      Следующая д/игра «Рассели картинки по домикам». Задача этой игры - выделение гласного звука из начала слова с опорой на артикулему. Детям предлагаются картинки, они должны назвать слово, определить первый звук и разместить картинку в нужный домик. Можно усложнить игру – заранее разложить картинки по домикам, а дети должны найти ошибку и исправить.

       Наряду с началом звукового анализа мы формируем навык деления слов на слоги. И знакомим детей с слогоообразующей ролью гласных звуков. Знакомим с правилом: сколько гласных звуков в слове, столько и слогов. В этом нам помогает д/игра «Паровозик». Паровозик везет вагончики с слоговыми схемами слова: один слог, два слога, три слога. Детям предлагается подобрать соответствующую картинку. В этой игре идет опора на разные анализаторы: зрительный, слуховой и тактильный.

В старшей группе дети учатся различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие звуки. Логопед постепенно приучает детей к цветовому обозначению различных звуков. Это пригодится им при составлении схем из красных, синих и зеленых квадратиков или кружочков. Можно также использовать вагончики. В вагончиках находятся картинки, а дети должны с помощью цветных квадратиков выложить звуковую схему. Или наоборот, дана схема, нужно подобрать соответствующую картинку.

      Параллельно формируем навык чтения в добукварный период, когда дети еще не знакомы с графическим образом звука – буквой, они могут научиться сливать звуки в слоги.  В этом нам поможет д/игра «Паучок». В центр паутинки помещаем синий квадратик и логопед определяет любой твердый согласный звук, например [П], и далее паучок передвигается по паутинке или от согласного звука к гласным артикулемам. Открытые слоги), или от гласного звука к согласному (закрытые слоги).

       Также дети узнают, что все остальные звуки нельзя петь и тянуть, нельзя громко крикнуть. Это согласные звуки, которые «умеют» многое другое. Они могут шипеть, жужжать, звенеть, свистеть, рычать, мычать, хрипеть, ныть, стучать и т.д. Дети с удовольствием все это воспроизводят. Они узнают, что у согласных звуков есть пары: старший братец – твердый звук и младший братец – мягкий звук. Дети быстро учатся различать на слух твердые и мягкие звуки в играх «Льдинка – травинка», «Старший и младший братцы». На первых порах зорко следят за артикуляцией взрослого. Ведь твердые звуки всегда серьезные, никогда не улыбаются, а мягкие – всегда произносятся с улыбкой.

       В старшей группе мы знакомим детей и со словом и с предложением. Они постоянно слышат эти термины в играх и упражнениях, постепенно учатся их различать. В подготовительной  группе мы знакомим детей со схемой предложения  с предлогом. Д\игра «Машинка»: знакомим детей с тем, что 1-е слово в предложении обязательно с большой буквы., что такое маленькое слово, предлог тоже отдельное слово и что в конце предложения ставится точка.  

        Далее в подготовительной группе мы знакомим детей с графическим изображением звуков – буквами. Фантазируем на что похожа та или иная буква, выкладываем из палочек, фасолинок, ниточек и т.д. Для того чтобы помочь детям запомнить пары согласных звуков по глухости и звонкости мы используем д/игру «Домик веселых гномиков». В этом домике живут два веселых гномика, у одного есть звонкий колокольчик – здесь «живут» буквы, которые обозначают звонкий звук, а у второго гномика нет звонкого колокольчика – здесь «живут» буквы, которые обозначают глухой звук. Выполняя разные упражнения, такие как «Найди буквы, которые обозначают глухой звук», «Найди буквы, которые обозначают звонкий звук», «Исправь ошибку», «Рассели буквы по парам», дети постепенно запоминают парные согласные по глухости и звонкости.

         Еще два гномика приглашают в свои домики буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные звуки – гномик в зеленой рубашке, и гномик в синей рубашке приглашает в гости буквы, которые обозначают всегда твердые звуки.

       Д/игра «Лесенка» служит образцом разбора слова: схема слова, схема слогов, звуковая схема, само слово. Дети, опираясь на данную схему, самостоятельно или в тетради, или на столах выполняют полный разбор слова.

      Обучение чтению в подготовительной группе (послоговое) максимально в игровой форме. Представляем вам д/игру «Цветочек» - формируем чтение закрытых и открытых слогов.

      Д/игра «Солнышко» -предлагаю детям двусложные слова с открытыми слогами.

Таким образом, используя данное учебно-методическое пособие «Город красивой речи» мы с помощью представленных здесь дидактических игр готовим детей к обучению грамоте в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ КЛАСИФИЦИРОВАТЬ ,ОБОБЩАТЬРАСШИРЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС...

Дидактическое пособие "Альбом красивой речи".

Дидактическое пособие "Альбом красивой речи"....