Конспект по развитию речи для старшей группы "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Открытое занятие по развитию речи "Зимушка-зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otk.zan_._razv-e_rechi.docx223.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе
на тему: «Зимушка- зима»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, подбирать однокоренные слова; развивать речь детей, соотносить движение с текстом в речевых играх,  обогащать впечатления детей, создавать радостное настроение; воспитывать в детях любовь к окружающему миру, дружеское отношение к сверстникам.

Ход занятия:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
____________
Отрывок из 
поэмы Евгений Онегин.

-Это отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Какие изменения в природе описаны А.С. Пушкиным? Что наколдовала Волшебница-зима?

- А теперь я расскажу вам  одну сказку про мальчика Ваню, который тоже очень ждал этих изменений, зимы:
Ваня с нетерпением ждал приближения зимы. Родители купили ему к зиме лыжи, санки, снегокат, снежколеп,  новые шапку и варежки. Вот,  наконец,  пошел долгожданный снег и ночью Ване приснился сон, как будто он очутился в снежном царстве. Его встретила красивая женщина, которую все называли Волшебница Зима.. кто-то ее даже называл Снежной королевой… Проходя по владениям Волшебницы , Ваня услышал, что слова в царстве звучали совсем по - другому, ласково.

Снег -…. (снежок)                 Солнце - … (солнышко)
Лед - … (ледок)                     Мороз - … (морозец)
Санки - … (саночки)            Холод - … (холодок).
- О ком говорится в этой сказке? Что родители купили мальчику Ване?   Где очутился Ваня и с кем довело ему познакомиться?

- Понравилось Волшебнице-Зиме, как Ваня справился с ее заданием, и она решила выполнить желание мальчика – позволила ему покататься на сказочных санях.. Помогите, ребята, Ване закончить предложения:

На саночках Ваня к горке ПОДЪЕХАЛ.
На горку Ванечка …ВЪЕХАЛ.                                       С горки Ваня на саночках …СЪЕХАЛ.
Вокруг горки на санках Ваня…ОБЪЕХАЛ.                 Из парка Ваня на санках… УЕХАЛ.

 А вы, ребята, любите это время года? Почему?...Правильно, зима нас радует живописными снежными деньками! Именно снег дарит нам интересные и веселые  моменты. Давайте-ка вспомним, какие зимние забавы дарит нам Волшебница Зима?!

Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры —
Помчались с горы. (Санки)

* * *
Нелегко иногда забираться туда,
Но легко и приятно
Прокатиться обратно. (Снежная горка)
* * *
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
* * *
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Значит там игра — … Хоккей

* * *
Бегут по дорожке
Доски да ножки.
(Лыжи)
* * *

Льётся речка — мы лежим,

Лёд на речке — мы бежим. (Коньки)

https://logopeddoma.ru/_nw/2/41148148.jpg

"Зимние забавы Язычка"
Зимним ясным деньком
Погуляем с язычком.
Посмотрел язык в окно (Рот широко открыт, вытянуть язык вперёд, упр-ие «Иголочка»)
А на улице бело!

Справа –снег,
Слева - сугроб (упр-ие «Часики» поочерёдное движение языка вправо-влево)
И вокруг метёт снежок (язычок облизывает губы по кругу, упр-ие «Варенье»)
Взял лопату язычок (упр-ие «Лопатка», широкий язык кладём на нижнюю губу.)
И пошёл кидать снежок (упр-ие «Качели» движение языка вверх-вниз)
По дорожке поскакал (упр-ие «Лошадка»)
И на горку забежал (упр-ие «Горка» кончик языка спрятан за нижними зубами, спинка выгнута)

https://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2019/01/00e9737d6d1e167bc26bdbbdd832f248.jpg

- Действительно, зима – веселая пора! На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, где никогда не бывает снега! Эти страны называются жаркими. Ребята, а мы с вами в какой стране живем? Скажите, пожалуйста, какая же у нас русская зима? (Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, морозная, суровая, веселая и пр.)  Помогите  Ване подобрать правильные слова!

Дидактическая игра «Подбери слова»

ГОРКА ИЗ СНЕГА (какая?) – снежная.
ДОРОЖКА ИЗО ЛЬДА (какая?) - …(ледяная).
ПОГОДА С МОРОЗОМ (какая?) - … (морозная)

СНЕГ (какой):  белый, пушистый, холодный, рыхлый, мягкий, липкий, рыхлый, искристый.
МОРОЗ (какой): трескучий, жгучий, сильный.
ДЕРЕВЬЯ: голые, сонные, замершие, заснеженные.
ЛЕД: тонкий, толстый, холодный, гладкий, скользкий.

СНЕЖИНКИ ЗИМОЙ (что делают): падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают, летят.
ДЕТИ НА ЗИМНЕЙПРОГУЛКЕ (что делают):  Катаются, бегают на лыжах, катают санки, играют в снежки, лепят и пр.

Упражнение «Скажи наоборот»
Летом дни жаркие, а зимой – холодные.
Летом небо светлое, а зимой - ... хмурое.
Летом день длинный, а зимой - … короткий.
Весной на реке лед тонкий, а зимой - … толстый.
Снег мягкий, а лед - … твердый.

Речевая гимнастика:

  • ОП-ОП-ОП – С САНОК ХЛОП И В СУГРОБ!
    БУ-БУ-БУ – СНЕГ ЛОПАТОЮ СГРЕБУ.
    СУ-СУ-СУ – ОЧЕНЬ ХОЛОДНО В ЛЕСУ.
    АР-АР-АР – ИЗО РТА СТРУИТСЯ ПАР.
    ОМ-ОМ-ОМ – МЫ ПОСТРОИМ СНЕЖНЫЙ ДОМ.

- Да, ребята, вы правы, зима у нас очень разная! Она и студеная, и с оттепелями, и с метелями, и с капелью, со снегом хрустящим, и с морозцем и  ярким солнышком, и пасмурными, хмурыми деньками.

- Молодцы! Подскажите, ребята, а после какого времени года наступает зима? (- Осень)
Какое время года следует после зимы? ( - Весна)
Какие зимние месяцы мы с вами знаем? ( Декабрь, январь и февраль).

- Да, ребята, вы правы, зима у нас очень разная! Она и студеная, и с оттепелями, и с метелями, и с капелью, со снегом хрустящим, и с морозцем и  ярким солнышком, и пасмурными, хмурыми деньками.
Подскажите, ребята, а после какого времени года наступает зима? (- Осень)
Какое время года следует после зимы? ( - Весна)
Какие зимние месяцы мы с вами знаем? ( Декабрь, январь и февраль).

Мы сегодня столько говорим о зиме, описываем ее, загадки отгадываем, задания выполняем. Давайте теперь подумаем, какие же основные, характерные признаки зимы мы можем назвать?

1. Понижается температура воздуха.
2. День становится короче, а ночь длиннее.
3. Реки, озера и другие водоемы покрываются льдом. 4. Идет снег.  (А почему снег зимой не тает? - Снег не тает из-за низкой температуры).
Как называется явление, когда идет много снега? (- Снегопад)
- Часто во время снегопада дует ветер, и тогда снег несется по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы.. как называется это явление? ( -Метель)
 
5. Люди тоже делают запасы на зиму, меняют одежду на теплую, отапливают свои дома.

6. Как птички зимуют в наших широтах (многие птицы улетают в теплые края(ласточки, грачи, скворцы), какие-то остаются зимовать с нами (голуби, воробьи, дятлы), некоторые (прилетают в города из леса, т.к.там им не хватает пищи)

7. Как животные переживают это время года?(делают запасы на зиму, наедаются, ложатся спать.

- Ребята, а почему медведь зимой спит?.... давайте вспомним одну веселую зимнюю песенку..
(Танец «Почему медведь зимой спит»)


- Вот пришло время собираться на прогулку! А вот и задание! Помогите собрать куклу Катю на улицу.
(Дидактическая игра «Подбери одежду»)
- Вот наша Катя и собралась на прогулку. Вы все большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по развитию речи в старшей группе

Конспект НОД "Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней!". Образовательная область "Коммуникация". Интеграция с образовательными областями "Здоровье", "Физическая культура", "Познание", "Художественно...

Конспект по развитию речи в старшей группе по теме "Насекомые"

Конспект по составлению описательного рассказа в старшей группе по теме "Насекомые" с использованием ИКТ....

Конспект по развитию речи в старшей группе "Семья"

Задачи:Вызвать у детей интерес к семейному портрету, желание его внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на него. Развивать воображение, фантазию, мышление, умение видеть художественный об...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"

quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание:    • Закрепить у детей представление о сезон...

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: Ков старшей группе «Цветик - семицветик»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСКДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»...