Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
учебно-методический материал по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Автушенко Полина Андреевна

Семинар-практикум для воспитателей коррекционных групп (материал к презентации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_seminaru-praktikumu.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

СЛАЙД2. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Мы часто можем увидеть, что у детей «каша во рту», они пропускают или заменяют звуки и слоги в словах. Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.

СЛАЙД 3. Фонематический слух – это врожденная способность слышать и различать отдельные звуки речи.

Фонематический слух формируется в онтогенезе спонтанно.

СЛАЙД 4. Фонематический слух включает в себя 3 операции:

способность услышать и определить наличие данного звука в слове;

способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

СЛАЙД 6. Фонематическое восприятия – это специально выработанные умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова.

Фонематическое восприятие спонтанно не формируется, для его развития необходимо специальное обучение детей.

Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

СЛАЙД 9.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. развитие неречевого слуха (развитие слухового восприятия, внимания, чувства ритма);

2. развития фонематического слуха;

3. формирование навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

СЛАЙД10.

1 этап. Развитие неречевого слуха

На данном этапе используются игровые упражнения, направленные на:

  •  распознавание предметов по характерному шуму (звука) (губная гармошка, свисток, дудочка, погремушка, крупа в коробочке и т.д.);
  •  дифференциация шумов (звуков) (шелест листьев, шуршание бумаги, шум воды, ветра, хлопанье, скрип, стуки);
  • дифференциацию силы звучания предметов (большой барабан и маленький барабан);
  •  определение направления шума (звука).

«Угадай, на чем играли?»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Педагог знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, дудочкой, бубном и др. Затем игрушки убираются за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал достаёт инструмент из-за ширмы и играет на нём.

«Что ты слышал?»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать шумы природы на слух по его звучанию.

Детям предлагается послушать аудиозапись: шум дождя, ветра, плеск волн, пение птиц и др. с одновременной демонстрацией соответствущих картинок (капли дождя, море с волнами, птицы и т.д.)

При повторном прослушивании дошкольники должны определить, что они услышали, выбрав одну из предложенных картинок.

«Угадай, что делают?»

Цель: научить детей определять выполняемое действие по характерному звуку.

«Угадай, что звучит?»

Цель: учить детей дифференцировать шумы с контрастным звучанием.

«Угадай, что в коробочке?»

Цель: научить детей дифференцировать шумы с незначительными по силе звучания различиями.

«Угадай, что делают?»

Цель: научить детей соотносить характер своих действий с изменением силы звучания предмета.

Детям раздают по два флажка и предлагается выполнить следующее задание: если бубен звучит громко, то надо поднять флажки, если бубен звучит тихо, то надо держать руки внизу.

«Большой-маленький»

Цель: учить дифференцировать предметы по силе звучания.

Детям предлагается прослушать и сопоставить звучание больших и маленьких прдеметов (два барабана, два бубна, две погремушки, два колокольчика, два молоточка). Затем все предметы убираются за ширму, и детей просят угадать, какой предмет звучит – большой или маленький.

«Где позвонили?»

Цель: учить детей определять направления звука.

Дети садятся в круг. Взрослый (воспитатель\логопед) выбирает водящего, который становится в центре. По сигналу водящий закрывает глаза. В это время кому-нибудь из детей дается бубен (колокольчик и т.п.) и предлагается позвонить. Водящий не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если водящий ошибся, он отгадывает ещё раз, затем назначает другого водящего.

«Полянка»

Цель: узнавать ритмический рисунок.

На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по разному: заяц – 1 раз, медвежонок – 2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайся, кто пришёл на полянку.

СЛАЙД 13.

2 этап. Развитие фонематического слуха

На данном этапе используются игровые упражнения, с помощью которых дети учатся:

  •  различать одинаковые слова, фразы, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса;
  •  различать слова, близких по звуковому составу;
  •  дифференцировать слоги;

 дифференцировать звуки (фонемы).

«Громко - тихо»

                Развитие умения менять силу голоса говорить то громко, то тихо. Используем парные игрушки (большую и маленькую).

«Три медведя»

                Развитие умения менять высоту голоса. Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка(высокий голос)).

                Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

СЛАЙД 16,17,18,19.

СЛАЙД 20.

3 этап. Формирование навыков элементарного анализа и синтеза.

Этот этап имеет определенную последовательность:

  • Определение количества слогов в словах разной сложности.
  • Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука.
  • Выделение первого и последнего звука в слове.
  • Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложений.
  • Определение места, количества, последовательности звуков в слове.
  • Творческие задания (придумать слова с заданным звуком)

СЛАЙД 21,22,23,24,25.

СЛАЙД 26. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников

Развитие фонематического слуха является важной задачей в исправлении речевых недостатков у детей. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи....

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

в данном материале представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха и фонематического восприятия....

«Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия через речевые игры»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и сем...

Задания для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у ребенка 4-5 лет №1

Задания для детей 4 лет, которые могут использовать родители для развития фонематического слуха и фонематического восприятия....