Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Заяц и снеговик"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Белая Ольга Николаевна

 

Раздел: Развитие речи

 

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик».

 

Цель: 1. Формирование умения связно, последовательно составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

2. Учить детей включать в рассказ прямую речь персонажей.

3. Уточнять, активизировать и расширять словарь детей.

4. Развивать объяснительную речь: учить объяснять, рассуждать, доказывать свой ответ.

5. Поощрение попыток детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Материал: серия сюжетных картинок « Заяц и морковка» . Схема рассказа.

 

                                                                    Ход занятия.

 

  1. –Ребята, я предлагаю вам разбиться на группы. Я буду называть слова, а вам предлагаю назвать слова с противоположным значением. Кто ответит, тот занимает свое место.

Например:  Исчезает – появляется.

Опускать – поднимать

Грустить – радоваться

Ссориться – мириться

Смеяться – плакать

Кричать – молчать

Бросать – ловить

Закрывать – открывать

Заснуть – проснуться

Прибежать – убежать

Высокий – низкий

Мокрый – сухой

Длинный – короткий

Загадка

Человечек не простой,

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает.

Беседа.

 

- Из чего делают снеговика? (из снега)

- А чтобы построить снеговика, какой должен быть снег? (липкий, мокрый, покладистый, послушный)

- Из каких частей состоит снеговик? (из круглых комков)

- Чтобы слепить снеговика, что нужно сделать со снежными комками? (соединить их между собой)

- Ребята, а в какое время года снег становится липкий и мокрый? (весной)

- А по каким еще признакам мы определяем, что наступила весна? (капель, солнце греет, снег тает)

- Что произойдет со снеговиком весной?

- Я предлагаю составить рассказ о снеговике.

- Но прежде давайте вспомним. Что такое рассказ? (повествование какой – то истории, сюжета) .

- Из каких частей состоит рассказ? (начало, середина, конец) – схема

 

Работа по картинкам.

 

Перед вами серия картинок. Выложите их в правильной последовательности так, чтобы получился рассказ. Подумайте, что случилось в начале, что потом, а что в самом конце. (Ребенок у доски) Сравните.

- С какой картинки начнется ваш рассказ?

1. Кого вы видите на картинке?

- Откуда появился снеговик во дворе?

- Какой стоит снеговик?

- Откуда прискакал заяц?

- Что захотелось зайке? (достать морковку)

- Каким был заяц? (голодным) .

- Как вы думаете, что сказал заяц? (Какая длинная, вкусная морковка) .

- Что он сделал? (Подпрыгнул)

- Удалось ли зайке достать морковку? (Нет, потому что снеговик большой, а заяц маленький) .

2. – Что принес заяц? (Лестницу) .

- Откуда он ее принес?

- Что он сделал? (Подставил к снеговику) .

- Как заяц доставал морковку (Заяц залез на лестницу и стал тянуться лапкой)

- Помогла ли лестница зайцу? (Нет, т. к. она была короткой)

- Как изменилась погода? (Выглянуло солнце) .

3. – Почему зайка сел на лесенку? (Решил подождать, когда растает снег) .

- Какой зайка? (Умный, хитрый, догадливый) .

- Как светит солнце? (Ярко) .

- Что случилось со снеговиком?

- Расскажите, как таял снеговик? (Снеговик стал меньше ростом и нос – морковка у него опустился. Снеговик стал грустный.)

4. – Почему растаял снеговик?

- Во что превратился снеговик?

- Что от него осталось?

- Что сделал заяц?

- Какая была морковка?

                                                       Физминутка.

 

(произносится с показом движений и постепенным увеличением темпа)

Давай дружок, смелей дружок

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла!

Но солнце припечёт слегка-

Увы! - и нет снеговика.

Составление рассказа детьми.

 

- Ребята, расскажите эту историю от начала до конца. Кто – то начнет, а кто – то продолжит, будьте внимательны. Какими словами можно начать рассказ?

Заяц и морковка.

Однажды, дети слепили снеговика во дворе. Он получился веселым, красивым, высоким. Дети ушли домой, а в это время из леса прибежал заяц. Он был очень голодный. Заяц увидел морковку и сказал: «Какая длинная морковка». Заяц подпрыгнул, но достать не смог – снеговик был высоким, а заяц маленьким.

Около дома заяц увидел лестницу, принес ее и подставил к снеговику. Он залез на лестницу и стал лапкой тянуться за морковкой. Заяц и теперь не достал морковку, т. к. лестница была короткой.

В это время появилось солнце. Заяц был умный и догадливый. Он сел на лестницу и стал ждать, когда снеговик растает. Солнце светило все ярче. Снеговик стал таять, стал меньше ростом, руки и нос у него опустились и снеговик стал грустным. Превратился в воду. Остались на земле только лесенка, ведро, веточки и морковка. Заяц сел и стал грызть морковку. Она была сочной и вкусной.

- О ком составили рассказ?

- Какой же заяц в этом рассказе?

- Что помогло зайцу добраться до морковки?

- Какое солнце?

- Как можно озаглавить рассказ?

 

-Как вы думаете, нашему снеговику понравился рассказ?

 

Вы показали себя такими же умными и догадливыми, как заяц. Я хочу, чтобы вы были такими же добрыми и яркими, как солнце. Поэтому дарю вам солнышки- наклейки, которые вы можете поместить на ромашки достижений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик»

Занятие ориентирово для воспитанников старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет). В процессе занятия происходит интеграция областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое р...

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик».

Цель: Упражнять детей в составлении рассказа с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения...

Составление рассказа по серии картинок "Заяц и снеговик"

данный материал предназначен для детей 5-6 лет для составления рассказа по серии картинок с использованием ТРИЗ-технологии...