Развитие связной речи через игровую деятельность у детей раннего возраста.
консультация по развитию речи (младшая группа)

Краснова Виктория Юрьевна
Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально так
как в дошкольном возрасте «игра» — это ведущая деятельность. Причиной
острой необходимости развития речи детей является потребность общения
человека с окружающими его людьми, чтобы речь была внятна, понятна и
интересна другим, нужно развивать её, это возможно по средствам
разнообразных игр, игровых методик, разработанных с учетом интересов
детей данного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika_2-3_goda.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи через игровую деятельность у детей раннего

возраста.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком

разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально так

как в дошкольном возрасте «игра» — это ведущая деятельность. Причиной

острой необходимости развития речи детей является потребность общения

человека с окружающими его людьми, чтобы речь была внятна, понятна и

интересна другим, нужно развивать её, это возможно по средствам

разнообразных игр, игровых методик, разработанных с учетом интересов

детей данного возраста.

Речевое общение детей со взрослыми является источником познания

маленьким ребенком окружающего мира. Детские игры стихийно, но

закономерно возникли как отражение трудовой и общественной

деятельности взрослых людей.

Основные задачи работы по развитию речи детей в детском саду:

развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие

речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее

структурой.

Однако известно, что умение играть (особенно это относится к ранним

этапам дошкольного детства) возникает не путем автоматического переноса в

игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от

того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям

игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему

поколению.

Таким образом, тема актуальна тем, что игровая деятельность дает

воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более

плодотворно.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных

задач дошкольного образования. Цель у всех участников педагогического

процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого

развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких

специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность

работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом

индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Виды игр:

1. Предметные игры

2. Сюжетно - ролевые игры

3. Подвижные игры

4. Дидактические игры

Предметные игры.

Предметные игры – это игры с использованием различных предметов

природы (листья, фрукты, овощи, семена и т.д.).

В предметных играх уточняются, конкретизируются и обобщаются

представления детей о свойствах, качествах тех или иных объектов

природы.

1. Учить находить предметы по сходству. Природный мир, окружающий

ребенка многообразен. Чтобы в нем лучше ориентироваться дети должны

уметь выделять отдельные предметы из окружающего.

2. Находить предметы по слову-названию. Дети знают мало названий

растений, часто пользуются обобщающими словами «цветы» или

«деревья». Важно закреплять в памяти детей названия знакомых

предметов, помочь усвоить новые названия.

3. Выделять отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше

узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение

обобщать полученные впечатления.

4. Узнавать предметы с помощью одного органа чувств (на ощупь, на вкус,

по запаху) и называть их.

5. Группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме и т.д.).

Упражняясь в группировке предметов, дети закрепляют полученные

знания.

6. Находить целое по части. Выполнение этой задачи даст детям

возможность лучше узнавать составные части растений, их признаки.

7. Находить по описанию. Научившись этому, дошкольники смогут лучше

увидеть отличительные признаки растений.

Предметные игры природоведческого содержания делятся на

· Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами

· Игры по ознакомлению с комнатными растениями

· Игры по ознакомлению с деревьями и кустарниками.

 

· Игры для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с

овощами и фруктами

«Найди, что покажу»

«Найди, что назову»

«Угадай, что в руке»

«Чудесный мешочек»

«Угадай, что съел»

· Игры для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с

комнатными растениями

«Что изменилось»

«Найди такой же»

«Угадай растение по описанию»

«Найди растение по названию»

«Чего не стало»

«Опиши, я отгадаю»

«Продайте то, что назову»

· Игры по ознакомлению детей младшего возраста с деревьями и

кустарниками.

«Найди листок какой покажу»

«Найди в букете такой же листок»

«Найди листок»

«Найди свой дом»

«Все по домам»

«Кто быстрее найдет березу (ель, дуб)»

«Найди листок как на дереве»

«Найди дерево по описанию»

«Беги в дом какой назову»

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

 Воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный

супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный,

булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно

распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах,

рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные

изделия,мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за

покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с

продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры детки тесно

взаимодействуют между собой в роли продавцов и покупателей.

Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника»

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и

Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол,

приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с

различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много

сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия:

Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра

выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного

лечения, их кладут в больницу. Дети старшего могут выбрать несколько

разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных

детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали

к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать,

говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе

игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки,

измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между

собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали

благодарить врача за оказанную помощь.

Игра «Чудесный сундучок»

Задача игры - научить детей ясно, громко и отчётливо произносить

знакомые слова.

Игровая ситуация включает также требования к интонационной

стороне речи.

Кроме того, дети учатся вести диалог, т. е. слушать высказывания

сверстников и отвечать на них своими словами и действиями.

Ход занятия:

Сундучок:

Я чудесный сундучок

Вам, ребята, я дружок.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть!

Открываем сундучок, а там домашние животные (щенок, козлик, барашек,

лошадь, корова)

Вопросы взрослого: Дети, а каких животных называют домашними

животными?

Ребята, а как вы думаете, могут ли дети в своих действиях подражать

четвероногим друзьям?

Ответы детей……

Игра «Мы идём, идём, идём»

Мы идём, идём, идём,

Друга за руку ведём

Руки опускаем

В мячики играем

Мы идём по дорожке

Меняем часто ножки

Поскакали, поскакали

И животными мы стали (Лошадки, козлик)

Сундучок, сундучок, что ещё ты нам принёс?

Загляну ка в сундучок

Смотрите, кто же это такая?

Картина с изображением животного ( коза) прилепляется на магнитную

доску. Как хорошо было пастись летом на зелёном лугу.

Ой, ребятишки, да она пришла не одна, а со своими детёнышами.

А кто у неё детёныш?

Ответы детей (козлята)

Картина с изображением животного ( коза) прилепляется на магнитную

доску.

Сундучок, сундучок, что ещё ты нам принёс?

Загляну ка в сундучок (достаёт колокольчик).

Ребята, давайте вспомним с вами кого мы видели сегодня?

Кто же в вам приходил сегодня в гости?

А каким словом можно назвать животных, которые живут рядом с домом

человека?

Ответы детей.

Подвижные игры.

Подвижные игры в занятии по развитию речи можно использовать как

элемент занятия, как физкультурную минутку, либо в виде закрепления

пройденного материала. В игровой форме мышление протекает быстрее, и

новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче. К

речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием,

народные игры, игры-хороводы.

«Найди свой домик»

Цель: находить свой домик, бегать, не задевая друг друга. Действия

выполнять по сигналу воспитателя.

Указания взрослого:

- Все птички боятся кошек. Когда они видят кошку, то сразу летят в свои

домики. Снегири полетят на деревья. Голуби сядут на скамеечку. Воробьи –

на дорожку за скамеечку.

Птички – невелички

По небу летают

Деток забавляют.

(дети летают, машут крыльями)

Вдруг показалась кошка!

Мяу-мяу-мяу!

(дети бегут по своим местам)

«Курочка и цыплята»

Цель: выполнять имитационные движения по сигналу воспитателя,

звукоподражания голосу птиц.

Указания взрослого:

- Я буду мамой курочкой. А вы мои цыплятки. Внимательно меня

слушайте и выполняйте все, что я скажу.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки

(идут гурьбой за воспитателем)

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

(имитируют все движения по тексту)

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы,

Полное корытце.

Ты побегай поищи.

Только дождик вдруг польет –

Нам намочит гребешок.

Мама курочка зовет,

Всех под крылышко берет.

Кап-кап-кап!

(Детки бегут к воспитателю)

Дидактические игры.

Игра «мешочек впусти»

Эта игра направлена на расширение и уточнение активного словаря детей

и упражнение в правильном произнесение звуков таких как "Ш. ", "ж", "Щ. ",

"ч", "л", "р. "„которые многие дети плохо выговаривают.

Кроме того, в игре дети учатся внимательно слушать ответы сверстников,

и смело, громко чётко произносить слова при всех.

В игре участвуют все дети группы. Дети садятся полукругом, воспитатель

ставит на стол коробку с игровым материалом, вынимает игрушки и

раскладывает их рядами на некотором расстоянии друг от друга. Затем

показывает красивый мешочек и сообщает его устройство и правила игры.

Он умеет открываться и выпускать игрушку. Вызванный ребенок берет со

стола игрушку. Воспитатель спрашивает: «Скажи, что ты взял? Для чего это

нужно?» Предлагает подойти к мешочку и сказать: «Мешочек- мешочек,

пожалуйста, впусти!»- и назови то, что у тебя в руках».

Если ребенок правильно называет предмет, мешочек в руках у

воспитателя растягивается и впускает игрушку. Если ребенок ошибается или

произносит слова невнятно, слишком тихо, мешочек сжимается и не впускает

игрушку, а воспитатель предлагает назвать предмет правильно, громко и

отчетливо.

Вызывая детей по очереди, воспитатель поддерживает тесную связь с

остальными детьми. Он просит их оценивать правильность сказанного и

помогать тому, кто затрудняется или робит.

Игра «зайчик и мишка»

Цель данной игры заключается в том, что бы приучать детей различать и

правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные

отношения между предметами.

Играя дети приобретают новые знания и представление и тут же

применяют их в действиях.

Это имеет важное, значение, как для обогащения словаря, так и

для развития пространственного воображения.

Играначинается короткого рассказа: "Жили-были два неразлучных друга-

зайка- незнайка и мишка-шалунишка. Они любили играть и баловаться.

Хотите с ними познакомиться? Давайте позовем их вместе.

Зайка!Мишка!Идите к нам!"Дети зовут друзей,которые тут же появляются с

противоположной стороны. "Здравствуй, мишка,здравствуй зайка!-Вот они и

встретились. Посмотрите внимательно и скажите, как они стоя-напротив друг

друга или рядышком?"(Ответы детей).Правильно они стоят напротив и

смотрят друг на друга. Зайка, иди ко мне поближе, давай посидим вместе. А

теперь как сидят? Подумайте и скажите. (Ответы детей). Правильно, рядом,

близко друг к друг. Вдруг зайчик вскакивает и прыжками убегает к мишки.

"Догоняй меня", - говорит зайчик. Мишка старается его догнать,но никак не

может и говорит: "Ой,устал,отдохнем немножко" Игрушки

останавливаются,спрашиваю у детей "А теперь как-близко или

далеко?"(Ответы детей). Мишка и зайчик прыгают, кувыркаются, играют,

прощаются с детьми и убегают.

Также можно предложить деткам поиграть в игры,которые развиваютмелкую

моторику икоординации движений пальцев рук.

Благодаря тому, что ребенок трогает предметы различных фактур, у него

развивается мелкая моторика рук, которая является фундаментом будущих

способностей и талантов ребенка. Развитие мелкой моторики тесно связано с

дальнейшей жизнью ребёнка – ведь координированные движения пальчиков

и рук будут необходимы для того, чтобы производить различные

неотъемлемые для жизни действия: застегивать пуговицы; писать; рисовать и

т. п. Существует немало материалов, для развития мелкой моторики, не

только в детском саду, например: мозайка, шнуровка, но и в домашних

условиях: это могут быть крупы, пуговицы, бусинки, кинетический песок,

морская соль и многое другое. Для того, чтобы научить ребенка красиво

разговаривать, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат,

но и воздействовать на его познавательные процессы в частности на речь,

посредством игр по развитию мелкой моторики.

Физкультминутки с использованием пальчиков.

Для развития речи с ребятишками проводят много пальчиковых игр и

упражнений на мелкую моторику . Занятия сопровождаются легкими

стихами, предметы озвучиваются и показываются – таким образом

активизируется речевое развитие малыша, память, непринужденно

увеличивается словарный запас.

Ладушки»

Берут руки ребенка в свои и, хлопая

ими в ладоши, произносят:

— Ладушки, вы — ладушки.

— Где были?

— У бабушки.

— А что ели?

— Кашку.

(Гладим ладошкой ребенка его животик)

— А что пили?

— Бражку.

(Хлопаем в ладоши на ударных слогах)

— А что на закуску?

— Кислую капустку.

— Попили? Поели?

Кыш, полетели.

На головку сели.

Спрашивая «Попили? Поели?» (гладим рукой ребенка его голову)

Мышонок.

Сел мышонок на масленок,(ладонь правой руки накрывает кулак левой)

А масленок - липкий гриб.(кулак левой руки вращается вокруг своей оси)

Посидел на нём мышонок –(поелозить ладонью правой руки по кулаку левой)

И прилип и прилип..(«отрываем»ладонь от кулака, а она держится

плотно,обхватив кулак левой)

"Ой -ой - ой, ай - яй - яй!

Мама, мама,

Выручай!"(ребенок держится за голову качая ею).

Также родители могут с легкостью создать пространство для занятий,

которые запросто можно организовать в домашних условиях, разделив

занятия на зоны.

Зона развития практических навыков.  Завязывание шнурков, работа с

пуговицами, застежками, владение столовыми приборами, стирка, уборка –

все предметы, которые подготовят малыша к навыкам самообслуживания,

находятся на этом участке.

Зона сенсорного развития. Здесь подобраны материалы, которые

задействуют органы чувств ребенка: слух (музыкальные инструменты),

зрение (разноцветные игрушки), обоняние (вкусовые, пахнущие баночки),

осязание.  Играя с материалами этой зоны, ребенок учится различать

предметы по характеристикам. В процессе занятий развивается внимание,

память, мелкая моторика и речь.

Зона математического развития.  Собранные здесь предметы и игрушки

знакомят ребенка с понятием количества (один-много), фигурами, развивают

пространственное и логическое мышление. На этом участке самое место

конструкторам, кубикам и матрешкам.

Зона языкового развития представляет собой подоборку книг и пособий с

заданиями развивающих речь.

Целенаправленное, систематическое и планомерное использование

упражнений в игровой форме стимулирует речевые зоны коры головного

мозга, что положительно сказывается на коррекции речи детей, дает

возможность для совершенствования психических процессов, которые тесно

связаны с речью, способствует формированию интеллектуальных

способностей, положительно влияет на эмоциональную сферу, а самое

главное - способствует сохранению физического и психического здоровья

ребенка. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что

движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными,

четкими и скоординированными, а речь совершенствуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи через театрализованную деятельность"

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работник...

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие связной речи через театрализованную деятельность»

Обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...

Конспект занятия в средней группе по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность"

Задачи:1.     Продолжать развивать речь детей, умение вслушиваться в обращенную речь и выполнять словесную инструкцию;2.     Закреплять умения согласовывать в р...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ВО 2 ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»

Развитие творческого воображения детей, подражание мимике и движениям героев сказки "Курочка Ряба". Развивитие мимической и интонационной выразительности. Умение распознавать цвета, соотноси...