Технологическая карта организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

 

Ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни

На основе русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масленный»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни

На основе русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масленный»

Ценность: Дружба и взаимовыручка

Тема: Дружба сказочных героев русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»

Цель: помочь детям осмыслить идею сказки, выразить эмоциональное отношения к действиям и героям сказки оценивать характеры персонажей, вызвать сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки; воспитывать у детей дошкольного возраста дружеские взаимоотношения, доброжелательность, отзывчивость.

Образовательные задачи:

Воспитательные: воспитывать у детей доброту, отзывчивость, формировать представление о дружбе, продолжать учить сопереживать героям сказки, воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Обучающие: учить детей понимать поступки и характер героев, продолжать учить понимать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации и аффектные состояния героев сказки

Развивающие: развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу; пополнять словарный запас образными выражениями

Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей: вызвать в детях интерес к прочтению сказки, помочь осмыслить идею сказки и  почему дружба важна для детей

Материалы: ИКТ, книжка со сказкой, презентация с иллюстрациями к сказке, настольный театр с героями сказки, конструктор, сундучок , ключи

Планируемые результаты: дети имеют представление о содержание сказки, отвечают на вопросы по содержанию, дают краткую характеристику каждому герою сказки, сопереживают героям, применяют полученные навыки в процессе деятельности.

 

Технологическая карта

организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми

Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации

(Ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действий педагога

Действия детей

Планируемый результат

Организация на совместную деятельность «Круг»

Ребята давайте скажем всем

Здравствуйте!

- Здравствуй солнце золотое (правая рука вверх)

- Здравствуй небо голубое (левая рука вверх)

-Здравствуй маленький

цветок (приседают)

-Здравствуй в поле ветерок (машут руками)

-В детский садик я хожу всех я вас приветствую (идут по кругу)

Доброе утро ребята!

Педагог приветствует детей, настраивая на положительно –эмоциональный настрой

Дети встают в круг, выполняют движения, приветствуют друг друга

Дети выполняют движения, настраиваются на общение

Актуализация знаний детей

Ребята, вы знаете когда я сегодня пошла проверить нашу площадку, то нашла там волшебный сундучок.

Вы хотели бы посмотреть, что в нём?

Давайте посмотрим, что скрывается внутри, но почему-то он не открывается. Ребята как вы думаете, что нам нужно сделать для того, чтобы открыть наш сундучок?

Посмотрите здесь есть кармашек, а в нем связка ключей, но какой нам подойдет.

Ой смотрите этот ключик подошел.

(Открывают волшебную шкатулку)

Вынимают книжку «Крылатый, мохнатый, да мысленный».

Давайте с вами вспомним эту сказку (читаем сказку)

Ребята скажите, как жили друзья до ссоры. (дружно, весело). Я предлагаю вам сейчас показать, как они жили, вставайте в кружок и повторяйте за мной движения.

 «Балалаечка –душа»

В круг друзей сзывает, (шагают на месте)

Блинок струнами звенит,

К пляске приглашает.  (изображают игру на балалайке)

Воробушек – воробей, (машут крыльями)

Не жалей лаптей, веселей пляши, (топают ногами)

Посмеёмся от души,

А ты, мышонок маленький, (показывают руками)

Маленький, удаленький

Лапками постучи, (хлопают)

Хвостиком покрути. (вертят тазом)

Балалаечка звенит, («ковырялочка», руки на поясе) всем друзьям плясать велит.

Дети рассуждают как открыть сундучок, подбирают ключ

Слушают сказку,

Отвечают на вопросы

Дети имитируют движения, согласно тексту

Слушают сказку, проявляют интерес к героям сказки.

Получают в процессе игры положительные эмоции,

Обеспечена потребность в движении

Знакомство с ценностью.

Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей).

Чем занимались друзья в сказке:

Чем занимался воробей? (Еду приносил.)

Чем занимался мышонок? (Дрова рубил.)

Чем блин? (Щи да кашу варил.)

Вот друзья жили и беды не знали, но вдруг решили поменяется работами. Кто чем стал заниматься?

Воробей- стал дрова рубить

Мышонок- стал обед варить

Блин- на охоту пошел

Ребята, вы думаете, какое настроение было у блина, когда он пошел в лес: веселое или грустное?

Почему вы думаете, что веселое?

Ребята, а кто вышел навстречу блину? (Лиса)

А какая лиса о в сказках? (Хитрая)

Покажите хитрое выражение лица.

А как вы думаете. Какое было выражение лица у блина, кода лиса обнюхивала его и облизывалась? (страх)

А теперь давайте вспомним, что в это время делала мышка? (варила щи)

 Мышка вспомнила для того что бы было вкуснее блин окунался в горшок, и она решила повторить, что с ней случилось? (было больно)

 Покажите какое выражение лица у нее было.

Что случилось с воробьем? (свернул клюв пока ломал дрова на щепки)

Как вы думаете, что он испытывал? (обиду и боль)

Когда блин вернулся домой, что он увидел? (друзья плачут)

Что сказал им блин? «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своего дела делать не хочет».

Как вы понимаете это выражение?

Как вы думаете воробью было стыдно? А мышке?

Покажите с помощью мимики лица, как ему стыдно.

После того когда друзья померились, что они делали? (угощались)

Отвечают на вопросы педагога, выражают свои мысли

С помощью мимики показывают повадки и настроение героев, описывают их эмоциональное состояние

Вызвать у детей эмоциональный отклик

Игровая ситуация

Педагог мотивирует на деятельность

Педагог называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Ребята, теперь я вам предлагаю описать героев, передавая их состояние и эмоции (с помощью пантомимических этюдов)

Дети вспоминают эмоции, которые обозначаются словами

Дети описывают героев используя мимику и жесты

Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать?

Представление новой информации

Ребята, как вы думаете если герои сказок все-таки могли бы взять на себя обязанности другого жили бы они дружно? Как вы думаете? Почему?  Что бы мы могли посоветовать героям сказки? Могли ли они выполнять работу вместе?

Почему герои сказки убежали в лес? Что бы с ними было если бы они остались?

Выражают свои мысли, предполагают, что могло бы быть

Умеют отвечать на вопросы

Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»

Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)

Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. По схеме, по незавершенному продукту, по описанию);

Групповое/ индивидуальное обсуждение

Как вы думаете какая избушка была у героев сказки? Чем мы можем им помочь?

Педагог предлагает построить избушку для героев сказки, что бы им было удобно жить натужить и горя не знать.

Ребята, а как мы будем выполнять работу? (Все вместе)

Будите ли вы делится конструктором?

А помогать?

Педагог предлагает различные схемы построек избушек и предлагает поделится на команды

Дети ведут диалог с педагогом, отвечают на вопросы.

Идут на коврик вместе избушку для героев сказки, деляться на команды

Умеют делать выводы

Проявляют творческие способности, доброжелательно относятся друг к другу, умеют работать в команде

2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).

Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.

Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.

Технологические компоненты деятельности

Центр

активности

Содержание

деятельности

(конкретная задача, культурно-смысловой контекст)

Презентация деятельности в центрах активности

Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности

Результат,

продукт

деятельности

Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).

Презентация центров активности (педагогом/ребенком).

«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности

Центр познания

закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, какие грибы можно есть, а какие нельзя есть; развивать внимание, мышление, речь.

Словесная игра «Съедобный- несъедобный»

иллюстрации с овощами, ягодами, грибами

Умеют различать съедобное - несъедобное

Центр искусства

Учить рисовать иллюстрацию к сказке, передавая все характерные особенности героев (создание коллективной книжки)

«Моя сказка»

Альбомные листы (для самостоятельного творчества); карандаши; схемы для рисования животных, избушек, деревьев; создание коллективной книжки (из рисунков детей

Передают в своих рисунках полюбившийся момент в сказке

Центр кулинарии

Познакомить детей с процессом приготовления различных супов; обобщать и закреплять знания детей об овощах и о профессии повара; развивать воображение; активизировать речь.

д/и «Сварим вкусные щи»

Кастрюля и карточки

с различными

предметами, овощи (резиновые или пластиковые)

Вспоминают рецепт щей (либо другого супа)

Центр мастерская

Формировать умение создавать поделку (фигурки сказочных героев) из пластилина и природного материала

Выставка по сказке

Пластилин, природныц материал

Умеют делать поделку из природного материала

Центр грамоты

Развивать чёткую, правильную дикцию, слуховое внимание, память. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков. Упражнять в произношение тихо – громко, быстро – медленно.

Заучивание скороговорок

Скороговорки

Мышонку шепчет мышь: "Ты все шуршишь, не спишь".

Мышонок шепчет мыши: "Шуршать я буду тише".

Кашевар кашу варил подваривал, да не доваривал.

На дворе трава. На траве дрова.

Не руби дрова, на траве дрова.

Совершенствуют интонацию, выразительную речь, развивают память

Центр игры

Учить по памяти составлять сказку по картинкам

«Сложи сюжет сказки» 

 Раздаточные картинки

Впоминают сказку по иллюстрации

Центр конструирования

Учатся создавать постройки по схемам, развивают фантазию, умение работать в команде, помогать друг другу, воспитывать отзывчивость и дружеские, доверительные отношения между детьми

Строительная игра «Построим избушку»

Схемы с контурными изображениями построек сложной формы (дома (избушки), конструктор разного вида(по выбору детей), фигурки сказочных персонажей , предметы заместители для обыгрывания

Групповая постройка избушки для героев сказки

Центр математики

Учить с помощью палочек кьюзенера собирать избушку, сравнивать величину палочек с помощью наложения одной детали на другую

«Собери избушку»

 Палочки кьюзенера, схема

Умеют пользоваться палочками Кьюзенера

Центр книги

Познакомить детей со сказкой, героями сказок, их характерными особенностями

Рассматривание иллюстраций

Книги со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый «с иллюстрациями разных иллюстраторов; мультфильм, аудиосказка

Знакомятся со сказкой

Центр безопасности и здоровья

Познакомить детей с опасными предметами, находящимися на кухне.

 Плакат «Кухня – не место для игр!»

Схемы, плакаты

Вспоминают опасные предметы на кухни

Двигательный центр

Формировать умение имитировать движения, подражая действиям педагога. Воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.

=

П/И «Идем по лесу»

Декорации осеннего леса: листья, шишки, грибы, пеньки

Умеют имитировать движения согласно тексту

3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действия педагога

Действия детей

Планируемый

результат

Рефлексивная ситуация

Рассматривание иллюстрации к сказке.

Ребята у наших героев была совсем ветхая избушка. Что мы сделали для героев сказки? Какое у них настроение? Покажите, а как вы радуетесь когда вам хорошо?

Делятся впечатлениями

С помощью мимики показывают радостное настроение

Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?)

Ребята давайте посмотрим какие же избушки у нас получились?

Вам они нравятся? Давайте заселим в них наших героев. Расставим им посуду и сварим щи.

Как вы думаете наши герои счастливы?

Молодцы ребята, вы справились сегодня со всеми заданиями.

Выражают свои эмоции к проделанной работе

Умеют выражать чувства

4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)

Чем могут заниматься герои сказки в избушке? Могут ли вместе ходить в лес, варить щи? Чем герои сказки могут еще заниматься в избушке? Могут ли они позвать лису в гости?

Чем вы любите заниматься дома?

Помогаете ли маме?

Планируют самостоятельную (совместную) деятельность;

.

Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность

Насыщение развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы с ориентацией на ценности и смыслы выбранного литературного произведения.

Внести:

Центр познания: альбом с сюжетными картинками по сказке; иллюстрации с овощами, ягодами, деревьями, животными и птицами;

Центр книги: книги со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый «с иллюстрациями разных иллюстраторов; мультфильм, аудиосказка

Центр игры: дидактические и словесные игры «Что бывает?», «Чья работа», «Сварим вкусные щи», «Съедобное – не съедобное», «Ласковые слова», «Узнай по описанию» (Сложи сюжет сказки» (раздаточные картинки), строительный материал для построек по схемам

Центр искусства (изобразительная деятельность): раскраски по сказке; чистые листы (для самостоятельного творчества); карандаши; пластилин; схемы для рисования и лепки животных, избушек, деревьев; создание коллективной книжки (из рисунков детей

Центр безопасности и здоровья: плакаты «Я и мои друзья»; «Если хочешь быть здоров, закаляйся», «Опасности на кухне»

Центр математики: «Построим избушку большую и маленькую», «Сколько героев в сказке?»; «Собери избушку» (палочки кьюзенера)

Центр искусства (театрализованная деятельность):  настольный, пальчиковый театры; костюмы для обыгрывания сказки;

Двигательный центр: маски, обручи, мячи (для подвижных игр)

        


ЗАДАНИЕ №2

ПРОДУКТ РЕЧЕВОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

(6-7 ЛЕТ)

«КАК ЖЕЛЕЙНЫЙ МИШКА ДРУЗЕЙ НАШЕЛ»

Жил-был желейный медведь Валера. И у него был друг Паша. Паша давал Валере каждый день по конфетке, но у Валеры был друг Желтобрюх.  Однажды Желтобрюх украл у Валеры все конфеты.  И Валера и Пашей побежали за ним, но не догнали его.  Но встретили енота и он им говорит:

- Я вас провожу к Желтобрюху, но вы должны помочь превратиться мне обратно в волка.

И тогда Паша с Валерой побежали к бабе-Яге за волшебным зельем. И вот они у бабы- яги просят зелья для енота. Баба- Яга дала им его. Они побежали к еноту и он выпил зелье и превратился в волка. Волк их проводил до Желтобрюха. Когда они встретились, волк предложил им дружить и они согласились.

И стали все вместе есть конфеты и шутить. Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации образовательной ситуации с детьмив средней группе по теме «Приключения капельки»

Технологическая  карта организации образовательной ситуации с детьмив средней группе по теме «Приключения капельки»...

Технологическая карта организации образовательной ситуации в подготовительной группе на тему: Составление рассказа «Моя любимая игрушка»

Приоритетная образовательная область «Речевое развитие» -Продолжать учить детей составлять рассказ по игрушкам;Закреплять умения описывать игрушку, называть её характерные признаки;подводи...

Технологическая карта организации подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности с детьми в младшей группе по теме «Мой любимый детский сад. Помоги доктору»

Разработанное занятие, помогающее преодолению стрессовых состояний у детей с осложненным течением адаптации к детскому саду, страха перед медицинскими работниками, снижение импульсивности, тревог...

Технологическая карта организации совместной деятельности педагога-психолога с детьми в рамках технологии деятельностного метода «Подружись с Лунатиком».

Форма НОД: Игровая, технология деятельностного метода «Ситуация», эмоционально-чувственного погружения....