Главные вкладки

    Зимние пальчиковые игры и хороводы
    учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

    Васюченко Галина Валерьевна

    Зимние пальчиковые игры и хороводы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zimniy_horovod_dlya_malyshey.docx29.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЗИМНИЙ ХОРОВОД ДЛЯ МАЛЫШЕЙ (2-4 г.)
    (Заранее приготовить снежинку).
    К нам снежинка прилетела, На ладошку к Ире села (имена детей).
    Снежинки, снежинки, белые пушинки, (Поднимаем «снежинки», покачиваем)
    Кружились, летели, на ладошку сели (опускаем на разные части тела).
    (на головку, на животик, на носик и т. д.).
    Вдруг подул ветерок: ф-ф-ф-ф, (Дуем на «снежинку».)
    Разлетелся наш снежок. (Встаем, бежим по кругу)
    Снежиночки-пушиночки летели по ветру, (со «снежинками» в руках)
    Снежиночки-пушиночки устали налету. (Останавливаемся, присаживаемся на корточки).
    Кружиться перестали,
    присели отдохнуть. (2 раза)
    Снежиночки-пушиночки (Оставляем «снежинки» под «елкой»)
    полетели, понеслись 
    И под елкой улеглись. (любым приготовленным предметом).
    Выпал беленький снежок:
    Выпал беленький снежок.

    Собираемся в кружок.
    Мы потопаем, мы потопаем!
    Будем весело плясать,
    Будем ручки согревать,
    Мы похлопаем, мы похлопаем!
    Будем прыгать веселей,
    Чтобы было потеплей,
    Мы попрыгаем, мы попрыгаем!

    ЗИМНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ:
    Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
    Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
    Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
    Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
    С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
    А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
    Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
    Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
    ***
    Зайка серенький сидит
    И ушами шевелит.
    Вот так, вот так
    Он ушами шевелит (массируем ушки).
    Зайке холодно сидеть,
    Надо лапочки согреть.
    Вот так, вот так
    Надо лапочки согреть (растираем ладошки).
    Зайке холодно стоять,
    Надо зайке поскакать.
    Вот так, вот так
    Надо зайке поскакать (прыгаем).
    Зайку волк испугал!
    Зайка тут же убежал!
    ***
    Посмотри: на нашей елке (сложить ладошки вместе)
    Очень колкие иголки.
    От низа до макушки (показываем низ и верх)
    Висят на ней игру гики —
    Звездочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)
    Яркие фонарики (крутим фонарики).
    ***
    Копаю, копаю лопаткой снежок (имитируем движения),
    Построю из снега домок-теремок (над головой из ладошек делаем крышу).
    И окна, и двери я вырублю в нем,
    Почищу дорожки, посыплю песком.
    А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!
    Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»
    ***
    Ветер тучу-мельницу
    Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница),
    И на землю стелется
    Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).
    Закрывайте окна,
    Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).
    Закрывайте уши (закрываем ушки),
    Закрывайте нос (закрываем нос).
    Ходит, бродит по дорогам
    Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами)
    Щиплет уши, щиплет нос,
    Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела).
    ***
    Маша варежку надела.
    Ой, куда я пальчик дела? (загибаем большой палец)
    Нету пальчика, пропал
    В свой домишко не попал.
    Маша варежку сняла.
    Поглядите-ка, нашла! (высовываем пальчик)
    Ищешь, ищешь, не найдешь.
    Здравствуй, пальчик (пальчик здоровается, кивает),
    Как живешь?
    ***
    Белый пух, снежный пух,
    Все-все-все в пуху вокруг.
    Пух на шапках (показываем на названные вещи),
    Пух на шубках,
    Пух на бровках,
    Пух на губках.
    Как щекотно — ух! (щекочем талию)
    Кто щекочет — пух!
    ***
    Медведь в берлоге крепко спит,
    Всю зиму до весны сопит.
    Спят зимою бурундук,
    Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
    Только заиньке не спится (показываем большой палец).
    Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
    Мелькает он среди кустов,
    Напетлял – и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот

    ЗИМНЯЯ ЗАРЯДКА
    Чтобы сильным стать и ловким (делаем, согласно текста),
    Приступаем к тренировке.
    Носом вдох, а выдох ртом.
    Дышим глубже, а потом
    Шаг на месте, не спеша.
    Как погода хороша!
    Не боимся мы пороши,
    Ловим снег - хлопок в ладоши.
    Руки в стороны, по швам.
    Размахнись рукой - бросок!
    Прямо в цель летит снежок.

    Закружились, завертелись (покружиться на месте)
    Белые снежинки.
    Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)
    Легкие пушинки. (покружиться на носках)
    Чуть затихла злая вьюга - (опустить руки, встать прямо)
    Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу)
    Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)
    Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)
    Заискрились, засверкали (руками выполнить движение "ножницы") 
    Белые подружки.
    Заспешили на прогулку (шаги на месте)
    Дети и старушки.
    Упражнение «Снежинки-балеринки».

     Дети бегут по кругу и кружатся со словами:
    Под музыку вьюги
    Кружатся подруги,
    Кружатся снежинки —
    Зимы балеринки.
    Устали кружиться (дети приседают).
    На землю присели,
    Заслушались музыкой
    Зимней метели.
    Лишь миг отдохнули —
    И снова их ветер
    Заставил кружиться (дети кружатся)
    В веселом балете.
    Упражнение «Какой снежок!».
    Дети шагают, прижимая шаг к полу, под слова:
    Какой снежок,
    Какой снежок,
    Какой снежок хороший!
    Покрыт лужок,
    Покрыт лужок,
    Покрыт лужок порошей.
    И воробей, и я, и ты
    На нем оставили следы.
    Снежок спешит,
    Спешит—и глядь, (дети останавливаются, оглядываются, разводят руками)
    Прибрал опять!
    Прибрал опять!
    Упражнение «Пингвин».
    Дети скользят по паркету со словами:
    Скользкий лед,
    Скользкий лед,
    А по нем пингвин идет.
    Скользкий лед,
    Скользкий лед,
    Но пингвин не упадет!
    Упражнение «Снежки».
    Дети в кругу поют слова песни и показывают в движениях:
    Мы в снежки играем смело,
    Ах, какое это дело!
    Любим все морозный день.
    Нам в снежки играть не лень!
    Хлоп, хлоп, не зевай (лепят, снежки),
    Ты от нас не убегай.
    Хлоп, хлоп, не зевай,
    А теперь в меня бросай (бросают).
    Пусть зима морозит нас!
    Мы погреемся сейчас.
    Ручками похлопаем,
    Ножками потопаем.

    Гномы и грибы:
    Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
    По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
    А за ним-то раз, два, три - (наклоны туловища из стороны в сторону)
    Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
    И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
    Гномы в школу опаздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
    Побежали, заспешили (бег на месте)
    И грибы все уронили! (присесть)
    Жил был гном:
    Жил-был маленький гном (присели, встали)
    С большим колпаком (вытянули руки вверх,соединили ладони)
    Он был путешественник-гном. (руки на пояс, шаги на месте)
    На лягушке он скакал: (прыгаем)
    Прыг-скок,ква-ква! 
    И на стрекозе летал: (машем руками)
    Ух,высоко! (встали на носочки)
    По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем)
    Буль-буль-буль! 
    Ездил он на черепашке: (руки на пояс, потопать на месте)
    Топ-топ-топ! 
    И, протопав все тропинки,
    Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону)
    Баю-бай! Баю-бай!
    Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз)
    Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)
    Дом гномов:
    Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)
    Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)
    Красят стены, крышу, пол, (руками "красим" сбоку, вверху, внизу)
    Прибирают всё кругом. ("метём" метлой)
    Мы к ним в гости придём (шаги на месте)
    И подарки принесём. (руки вперёд, ладонями вверх)
    На пол- мягкую дорожку, (наклон вперёд, руками "стелем" дорожку)
    Расстелив её к порожку. (попятиться назад)
    Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, затем под другую)
    Мёду липового жбан. (руки округлить и вятянуть перед собой)
    Когда ребёнок капризничает: «Скрут»
    Кто живет под потолком? 
    Гном.
    У него есть борода?
    Да.
    И манишка, и жилет?
    Нет.
    Как встает он по утрам?
    Сам.
    Кто с ним утром кофе пьет?
    Кот.
    И как долго он живет?
    Год.
    Кто с ним бегает вдоль крыш?
    Мышь!
    Ну, а как его зовут?
    Скрут!
    Он капризничает, да?
    Ни-ко-гда!
    «Два гномика»
    У меня в мешочке этом (Два кулачка вместе сжимаем)
    Дружных два живут соседа: (Вытаскиваем два больших пальца)
    Гномик Шушик в колпачке, (Показываем один)
    Пушик – друг его, в венке, (Показываем второй)
    Танцевать любили оба,( «Танцуют» на коленках)
    Ножкой маленькой потопать, (Поочередно показываем мизинчики)
    А уставши танцевать, (Кулачки прибегают по ногам к животику)
    Прибегут ко мне опять. 
    Дырочка в мешке, смотри, (Снова сжимаем два кулачка в один)
    Слушай, слушай, кто внутри? (Прижимаем к ушку).
    «Семья гномиков»
    Жили-были гномики
    (Указательным и большим пальцем показываем размер)
    В расчудесном домике.
    (Ладони сложены в виде крыши)
    Папа-гном дрова рубил,
    (Ребром кисти ударяем о ладонь)
    Гном-сынок их в дом носил,
    (Хватательные движения руками)
    Мама-гномик суп варила,
    (Кисти округлены, шарообразные движения)
    Дочка-гном его солила,
    (Пальцы сложены в «щепотку»)
    Гномик-бабушка вязала,
    (Имитируем вязание на спицах)
    Гномик-тетушка стирала,
    (Потираем ладошки друг о друга)
    Дед – окошко открывал,
    Всех знакомых в гости звал!
    (Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе) 
    «Гном под грибком» 

    Как-то на рассвете Гном - встать, присесть.
    Свой решил покинуть дом, - встать, руки сомкнуть над головой.
    И с корзиной из избы гном помчался по грибы - бег на месте с высоким подниманием ног.
    Гром гремит, гроза грохочет, - встать, хлопок над головой.
    Гнома сильный дождик мочит, - махи поднятыми руками к лицу. 
    Но не страшен Гному гром,
    Гном укрылся под грибом - присесть, руки сомкнуть над головой.
    «В гостях у гномов» 
    Гномы к себе гостей приглашали. 
    Гномы гостей своих угощали. 
    Каждому гостю досталось варенье. 
    Пальчики склеило то угощение, 
    Плотно прижалась ладошка к ладошке, 
    Гости не могу взять даже ложки!
    (Ход этой игры: Перед началом игры ребенок сжимает кулачки на обеих руках. Взрослый отгибает ребенку пальцы по очереди. Взрослый надавливает последовательно на подушечку каждого пальца ребенка своим указательным пальцем. Взрослый последовательно проводит указательным пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика. Ребенок тесно прижимает попарно друг к другу подушечки пальцев и плотно соединяет ладошки)
    «Прачки-гномики» 
    Жили-были в домике 
    Маленькие гномики: 
    Мики, Чики, Лики, Пики, Токи. 
    Стали гномики стирать: 
    Токи – рубашки, 
    Пики – платочки, 
    Лики – штанишки, 
    Чики – носочки, 
    Мики умница был, 
    Всем водичку он носил.
    (ход этой игры: Ребенок сжимает и разжимает кулачки, трет кулачки друг о друга, потом загибает пальчики, начиная с большого)
    "Домик"
    Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям. 
    Под грибом - шалашик-домик, 
    (соедините ладони шалашиком) 
    Там живет веселый гномик. 
    Мы тихонько постучим, 
    (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки) 
    В колокольчик позвоним. 
    (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; 
    средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается). 
    Двери нам откроет гномик, 
    Станет звать в шалашик-домик. 
    В домике дощатый пол, 
    (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу) 
    А на нем - дубовый стол. 
    (левая рука сжата в кулак, 
    сверху на кулак опускается ладонь правой руки) 
    Рядом - стул с высокой спинкой. 
    (направить левую ладонь вертикально вверх, 
    к ее нижней части приставить кулачок правой руки 
    большим пальцем к себе) 
    На столе - тарелка с вилкой. 
    (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, 
    изображая тарелку, правая рука изображает вилку: 
    ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены 
    и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони) 
    И блины горой стоят - 
    Угощенье для ребят.

    Дом гномов
    Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)
    Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)
    Красят стены, крышу, пол, (руками "красим" сбоку, вверху, внизу)
    Прибирают всё кругом. ("метём" метлой)
    Мы к ним в гости придём (шаги на месте)
    И подарки принесём. (руки вперёд, ладонями вверх)
    На пол- мягкую дорожку, (наклон вперёд, руками "стелем" дорожку)
    Расстелив её к порожку. (попятиться назад)
    Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, затем под другую)
    Мёду липового жбан. (руки округлить и вытянуть перед собой)

    Жестовые игры

     Как на горке - снег, снег, (ручками складываем горку, потом пальчиками перебираем, как будто снег сыплется)

    И под горкой - снег, снег, (опускаем ручки вниз, сыплем снег внизу)
    И на ёлке - снег, снег, 
    (из рук складываем елочку, сыплем снегом)
    И под ёлкой - снег, снег. 
    (опять руки вниз, сыплем)

    А под снегом спит медведь. (складываем руки под щечку, как будто спим)
    Тише, тише… Не шуметь. 
    (указательный палец ко рту)

    •  Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

    Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
    Бабу снежную лепили, (
    «Лепим» комочек двумя ладонями)
    Птичек крошками кормили, (
    Крошащие движения всеми пальцами)
    С горки мы потом катались, (
    Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
    А ещё в снегу валялись. (
    Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
    Все в снегу домой пришли. (
    Отряхиваем ладошки)
    Съели суп и спать легли. (
    Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

    • Ветер веет, веет, веет (руки с кусочком пушка поднимаем)

    Белым снегом сеет, сеет (плавно опускаем)

    Пух да пух, бело вокруг. (водим шерстью по рукам)

    Пух на шапках (дотрагиваемся пухом до головы)
    Пух на шубках, (
    дотрагиваемся до груди и спинки)
    Пух на бровках, (
    до бровей)
    Пух на губках. (
    до губ)
    Как щекотно — ух! (
    щекочем пухом)
    Что щекочет — пух!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    зимние пальчиковые игры

    развития мелкой моторики,памяти и артикуляционного аппарата...

    Зимние пальчиковые игры

    Пальчиковые игры и упражения - самое лучшее и доступное средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Но это еще и радостный момент общения с ребенком!...

    "Зимние" пальчиковые игры

    Предлагаю небольшую картотеку пальчиковых игр на зимнюю тематику....

    Зимние пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры (развивают речь, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук)...

    "ЗИМНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ"

    Медведь в берлоге крепко спит,Всю зиму до весны сопит.Спят зимою бурундук,Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).Только заиньке не спится (показываем большой палец).Убегает от лисицы (вращаем пальц...

    ЗИМНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

    Зимние пальчиковые игры для детей дошкольного возраста...

    Ноты "Зимние песни и хороводы"

    Нотный материал "Зимние песни и хороводы"...