Конспект по развитию речи для детей раннего возраста "Дидактическое упражнение на произношения звука Ф. Дидактическая игра «Далеко - близко»".
план-конспект занятия по развитию речи

Зайцева Ольга Владимировна

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по образовательной области «Развитие речи» для детей второй группы раннего возраста (2-3 года).

Тема: «Дидактическое упражнение на произношения звука Ф. Дидактическая игра «Далеко - близко».

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 31

г. Яровое

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по образовательной области «Развитие речи»

для детей второй группы раннего возраста(2-3 года)

Тема: «Дидактическое упражнение на произношения звука Ф.

Дидактическая игра «Далеко - близко».

ФИО: Зайцева О.В.

Должность: воспитатель

2019 г.

Комплексное игровое занятие № 28 по разделу «Развитие речи»  

Схема конспекта НОД

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие », «Физическое развитие»

Возрастная группа:   вторая раннего возраста 

Концептуальные основы непосредственно образовательной деятельности:

1. Тема НОД: Дидактическое упражнение на произношения звука Ф. Дидактическая игра «Далеко - близко»;  возраст детей 2-3 года.

2. Цель:  формировать грамматический строй речи, развивать речевые способности и умения. Задачи:

  • укреплять артикуляционный голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука Ф;
  • учить произносить звукосочетания с различной громкостью;  
  • определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко – близко) и использовать в речи соответствующие слова;
  • учить сочетать слова с движениями.

Используемая литература:

1. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Вторая раннего возраста.

2. Картотека «Развитие общего и речевого подражания в играх» (Е.А. Янушко).

3. Картотека артикуляционной гимнастики «Тра-ля-ля для язычка».

4. Картотека «Дыхательная гимнастика для малышей до 3 лет».

5. Картотека физминуток.

Форма проведения: подгрупповая

Материал и оборудование

Демонстрационный:

Раздаточный:

игрушки собачек (большая и маленькая заводная);  иллюстрированный материал к артикуляционной гимнастике

кусочки ваты на каждого ребенка для дыхательной гимнастики

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в занятие добровольно, проявляют интерес к предложению взрослого, проявляют стремления быть вместе со всеми.

Педагог с детьми становятся в круг, берутся за руки.

Улыбаются друг другу

Воспитатель подзывает детей к себе и предлагает встать в круг, стимулирует интерес детей к предстоящей совместной деятельности

«Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!»

Воспитатель предлагает детям взять каждому по зеркальце и присесть на стульчики.

Создание рабочего пространства для перемещения детей во время занятия

Игровое упражнение направленное на сближение друг с другом

2. Основная часть занятия

Дети присаживаются на стулья, рассматривают иллюстрацию к артикуляционной гимнастике

Дети выполняют упражнения артикуляционной гимнастики

Дети дуют на «снежинку»

Дети повторяют действия за воспитателем

(машем кистями рук, обмахивая лицо)


(всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону)

(качаемся медленнее, затем останавливаемся)

(поднимаем руки, тянемся вверх)

Дети рассматривают игрушку собачки

Дети сначала все вместе, а затем по очереди произносят звукоподражание

Дети повторяют запрет хором и индивидуально (2–3 повторения)

Хоровые ответы детей чередуются с индивидуальными

Индивидуальные повторения

Дети выполняют движения, о которых говорится в тексте

Дети вращают перед грудью согнутыми в локтях  руками

Руки разводят в стороны, бегут по  комнате

Приседают, руки  к

коленям

Руки разводят в стороны, снова бегут по комнате

Дети проявляют интерес

к предложению взрослого

Предполагаемые ответы детей  

(Нет, он далеко стоит)

Хоровые и несколько индивидуальных высказываний

Затем несколько детей (3–4) поочередно просят щенка подойти ближе.

Предполагаемые ответы детей  

(Он близко, стоит рядом) 

Дети проявляют интерес

Воспитатель предлагает детям взять каждому по зеркальце и присесть на стульчики.

- Ребята, сейчас я предлагаю вам сделать гимнастику для своего язычка, а чтобы он стал послушным и ловким приготовим ему что-нибудь вкусненькое. Давайте-ка мы с вами испечем ему блинчики, а для этого замесим тесто. Улыбнитесь, покажите зубки. Просуньте между ними широкий кончик языка. Покусаем кончик языка, приговаривая «та-та-та-та», словно месим тесто. Потяните язык вперед еще больше. Покусайте зубами его серединку, приговаривая «тя-тя-тя-тя», словно тесто начало подниматься и булькать. Как хорошо булькает тесто!

-  А теперь, пора печь блинчики. Удержите широкий кончик языка между зубами неподвижно. Какой хороший блинчик у нас получился. Нужно испечь ещё.

Повторение упражнения 5 раз.

- Устал наш язычок, ему пора спать! Положите язык внизу около нижних зубов свободно, расслабленно. Спокойной ночи, язычок!

Дыхательная гимнастика «Снежинки»

Воспитатель показывает кусочек ваты и говорит детям: «На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочек ваты), и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?»

Воспитатель дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2—3 раза.

Проводится игра на развитие общего подражания «Деревце»

Воспитатель предлагает детям поиграть в деревца, комментируя свои действия словами:
Сейчас мы с вами превратимся в деревья. Слушайте и повторяйте за мной!
Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо!

Ветерок всё тише, тише,

Деревце всё выше, выше!

Дидактическое упражнение на произношения звука Ф.

Воспитатель показывает детям небольшую игрушечную собачку, говорит, что ее зовут Фунтик и предлагает послушать, как лает собачка.

- Чтобы получилось красивое аф, надо широко открывать рот" (повторно воспроизводит звукоподражание).

Собачка «подходит» к шляпе, лежащей на столе, и пытается лечь на неё.

Воспитатель грозит собаке пальцем и строго говорит:

- Фу-у, Фунтик, фу-у.

Собака еще раз пытается лечь на шляпу.

Воспитатель убирает головной убор и показывает детям маленького заводного щенка. Объясняет, что большая собака лает громко, а маленькая тише. Затем спрашивает, как лает маленький щенок и как лает Фунтик.

 

- Смотрите, – продолжает разговор педагог, – наши собачки кого-то увидели.

Воспитатель обращает внимание детей на стоящего поодаль  утенка.

Просит предупредить собак, чтобы они не лаяли на утенка, не пугали его:

 - Фу-фу, нельзя лаять!

Физкультминутка

«Самолеты»

Воспитатель предлагает полетать.

Самолеты загудели,

Самолеты полетели.

На полянку тихо сели.

Да и снова полетели.

Дидактическая игра «Далеко - близко»

Педагог отодвигает стол, освобождая площадку, и заводит щенка.

- Его зовут Филя, – поясняет воспитатель. – Он хочет познакомиться с вами. Красивый щенок? Хотите рассмотреть его получше? Тогда попросите, чтобы он подошел поближе. Скажите:

- Филя, подойди ближе.

Щенок останавливается.

 - Дети, протяните руки и погладьте щенка, – предлагает педагог. – Со стульев не вставайте. Можно его так достать? Почему?

Воспитатель подтверждает:

- Да. Он далеко стоит. Скажите: «Далеко стоишь».

Филя охотно откликается на каждую просьбу. Он подходит к детям.

- Видите, как близко подошел щенок к Оле, ... (имена детей).

- Теперь они могут его погладить. Не спеши, Настенька. Щенок и к тебе подойдет. Дима, ты теперь смог дотянуться до щенка? А почему? 

- Теперь щенок пойдет к другим детям, чтобы все смогли его погладить.

Воспитатель убирает щенка, а затем предлагает детям изобразить щенят.

Проводится гимнастика «Тра-ля-ля для язычка»

Иллюстрированный материал

Пояснения и показ воспитателя

Повторение нового упражнения

Цель упражнений: напряжение и расслабление различных мышц артикуляционного аппарата

Цель: развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох

Приготовить кусочки ваты на каждого ребенка

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Похвала, положительная оценка

Пояснения

Помощь при затруднении детей с ответом

Указания: добиваться, чтобы все дети правильно, четко и с разной громкостью произносили звукосочетания.

работа по звукопроизношению

Цель: развивать произвольное внимание и умение имитировать слова стихотворения

Похвала, положительная оценка

Похвала, положительная оценка

3. Заключительная часть занятия

Ответы детей

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

- Ребята, кто был у нас в гостях?

- Как звали щенка?

- Скажите, кто близко стоит собачка или щенок? А,  кто далеко?

Воспитатель предлагает детям поиграть с игрушками.

Рефлексия

Вопросы детям

Воспитатель обеспечивает переход детей к другому режимному моменту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи для детей раннего возраста

Конспект составлен с использованием игровой технологии В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"...

Конспект по развитию речи для детей раннего возраста «Кто в гости пришел?»

Конспект по развитию речи для детей раннего возраста «Кто в гости пришел?» Ходос П.В. Занятие «Кто в гости пришел?» Цель: Развивать устойчивость слуховоприя...

Конспект по развитию речи для детей раннего возраста на тему «Я Девочка. Я мальчик. Части тела»

Конспект образовательной ситуации, решающей задачи, познавательного и речевого  развития детей раннего возраста ....

Методическая разработка конспекта по развитию речи у детей раннего возраста «Села птичка на окошко

Конспект занятия по развитию речи у детей раннего возраста «Села птичка на окошко...

Комплект конспектов по развитию речи у детей раннего возраста по средствам русского народного фольклора.

Конспект  занятия в группе раннего возраста «Коза-дереза к ребяткам в гости пришла».Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста средствами малых фольклор...

Конспект по развитию речи для детей раннего возраста

Цель: Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя и отвечать на них. Задачи: Образовательные: Закреплять знание наименований частей тела курочки. Развивающие: Укреплять артикуляцио...