Разучиваем стихотворения: Н. Рыжова «Вода» и Л. Дайнеко «Огромный дом» по мнемотаблицам.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Фалько Ольга Евгеньевна

Каждый день ребенок узнает что-то новое и очень важное, поэтому необходимо уделять внимание развитию его памяти.

Мнемотаблицы - это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи.

Во-первых, важно помнить, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает образная память (это могут быть как зрительные, как и слуховые, обонятельные и другие образы восприятия). При этом информация запоминается детьми, как правило, механически, непроизвольно, а это значит, ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление.

Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи. Согласно психологическим и педагогическим исследованиям, детям гораздо легче дается воспроизведение информации, если в процессе этого они могут опираться на наглядные схемы. В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Именно наглядные средства (схемы, зарисовки, записи) позволяют крохам лучше запомнить необходимый материал.

У дошкольников наиболее развита образная память, поэтому, чтобы ребенку лучше запомнилась какая-либо информация, необходимо использовать различные наглядные средства, в том числе мнемотаблицы.

Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). Благодаря ним ребенок может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. Образование дополнительных ассоциаций облегчает процесс запоминания и помогает воспроизводить выученный материал.

В работе с мнемотаблицами задействованы оба полушария головного мозга ребенка: левое, которое отвечает за логику и последовательный анализ информации, и правое, отвечающее за образное мышление и воображение.

Огромный дом

 

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

 

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья,

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

 

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Землею – матушкой родной

Зовется этот дом!

                 Л.Дайнеко

 

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит.

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить.

Без воды нам не прожить!

                                  Н. Рыжова «Вода» 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разучиваем стихотворение "Хитрый ежик" с помощью мнемотаблицы

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс  запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Мнемотаблицы особенно ...

Разучиваем стихотворение И. Ф. Кужелева о реке Кума

Организация работы в освоении образовательной области художественная литература с использованием регионального компонента, мнемотехники....

Разучиваем стихотворение:Самуил Маршак «Где обедал воробей» по мнемотаблице.

Мнемотаблицы очень эффективны при разучивании стихотворений.Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает процесс заучивания  в игру. В дошкольно...

Мнемотаблица к стихотворению Н.Рыжовой "Вы слыхали о воде?"

Авторская мнемотаблица помогает детям с ЗПР быстрее запомнить стихотворение....

Консультация для родителей «Как научить ребенка разучивать стихотворения?"

Консультация для родителей «Как научить ребенка разучивать стихотворения?» Цель: способствовать развитию у родителей умений разучивать стихотворения с ребенком наизусть с помощью мнем...