Интегрированное занятие по нетрадиционной технике рисования (батик): "Белоствольная берёза-символ Родины моей"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

  • Познакомить детей с обычаями русского народа, связанными с берёзой. Приобщать детей к русской народной культуре.
  • Познакомить с картинами русских художников; воспитывать чувство прекрасного; продолжать развивать детское изобразительное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие 42.36 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по нетрадиционной технике рисования (батик): "Белоствольная берёза-символ Родины моей"

04 августа 2017

Цель: воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие, формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней.

Задачи:

  • Систематизировать и углубить знания и представления детей о берёзе как уникальном дереве; вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь; с помощью синтеза изобразительного, поэтического и музыкального искусства формировать эстетический образ берёзы.
  • Развивать устную речь, интерес к слову, обогащать словарный запас. Формировать любознательность, наблюдательность, желание отразить свои впечатления в рисунке.
  • Познакомить детей с обычаями русского народа, связанными с берёзой. Приобщать детей к русской народной культуре.
  • Познакомить с картинами русских художников; воспитывать чувство прекрасного; продолжать развивать детское изобразительное творчество.
  • Продолжить знакомить детей с техникой рисования — батиком, с разными способами создания рисунка на ткани.
  • Продолжить учить рисовать дерево, передавая характерные особенности берёзы; учить изображать образ нежной берёзки.
  • Отрабатывать пользовательские навыки и умения работы с интерактивной доской.

Предварительная работа: наблюдение за берёзой во время прогулок в разное время года; беседы воспитателя: «Берёза — символ красоты русской природы», «Русская берёза»; чтение литературных произведений о берёзе; заучивание стихотворений С. Есенина, И. Агеевой, И. Токмаковой и др.; рассматривание репродукций картин художника И. Левитана «Берёзовая роща», «Золотая осень», И. Остроухова «Берёзы», И. Грабаря «Иней», «Февральская лазурь»; рисование деревьев на бумаге и на ткани.

Материалы для занятия

Демонстрационный материал: компьютерная презентация «Белоствольная берёза — символ Родины моей»; интерактивная доска; программный блок «Природа»;магнитофон, фонограмма: «Шум леса», песня «Тропинка», П. И. Чайковский «Баркарола. Июнь», «Осенняя песнь» из цикла «Времена года», изделия из бересты.

Раздаточный материал: подготовленный батик — ткань в пяльцах (диаметр 26 см); простой карандаш; набор гуашевых красок; кисти №2, №4; стаканчик с водой; салфетка.

 

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку

Воспитатель: -Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им. Гости поздоровались и улыбнулись вам в ответ. И от наших улыбок стало сразу светлее и теплее в нашем зале.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (На подносе изделия из бересты, ложки и др.)Какие красивые вещи, не правда ли? А хотите узнать, кто мне подарил всю эту красоту?

Дети: - Да.

Воспитатель: -Ну, тогда я приглашаю вас в волшебное путешествие. А путешествие наше начнётся с лесной тропинки.

Звучит песня «Тропинка». Дети движутся по тропинке в танце.

Звучат птичьи голоса, шум леса.

Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, куда наша тропинка нас завела? Где мы с вами оказались? Давайте прислушаемся, что вы слышите?

Дети: - Деревья шумят…

- Птицы поют…

Воспитатель: - Посмотрите, сколько вокруг деревьев! Как же они называются?

Дети: - Берёзы.

Воспитатель: - Да, вы правы, мы с вами оказались в берёзовой роще. Как же вы узнали, что это берёзы?

Дети: - У этих деревьев белые стволы…

- Тоненькие веточки…

- На стволах черные пятна…

Воспитатель: - Мы попали в царство берёз. У них белые стволы, ажурная, прозрачная листва. Берёзки стоят, как девушки в белых сарафанчиках. Веточки у берёзы певучие, нежные, струящиеся, как косы у красавицы.

(Выходит Берёзка)

Бер.: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас у себя в лесу! Спасибо, что берёзку не забываете, любите и оберегаете.

Восп.: А мы-то как рады, берёзка, быть у тебя в гостях! Ведь мы много о тебе знаем и очень тебя любим! Мы очень надеемся, что сегодня мы узнаем о тебе много интересного и порадуем тебя своим творчеством!

Дети садятся за столы.

Восп.: Ребята сегодня мы будем говорить о берёзе. И вы наверное уже догадались, что именно она подарила мне все эти красивые вещи. Ведь берёза — это доброе и щедрое дерево.

Берёзка: Ребята, раз уж вы пришли ко мне в гости, в мою берёзовую рощу, расскажите, что вы знаете обо мне?

Ребёнок: Берёза-символ красоты русской природы, символ России.

Ребёнок: Берёза – любимое дерево русского народа.

Ребёнок: Она растёт во всех уголках нашей необъятной родины.

Восп.:Вы правы ребята, разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой берёзы? А русский лес без светлой берёзовой рощи? А где вы встречали берёзу?

Ответы детей:- Около дома, в лесу, в городском парке, в нашем детском саду.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем отличается берёза от других деревьев?

Дети: Белой корой.

Воспитатель: Правильно. Берёза-это единственное дерево с белой корой. Это делает её особенно привлекательной, трогательной и нежной.

Ребята, раз вы всё хорошо знаете о берёзке, давайте выполним задание на нашем волшебном экране

Ребята, посмотрите внимательно на экран. Слева находятся коробочки, в которых спрятаны стволы, кроны и листочки различных деревьев. Нам нужно найти ствол берёзы, её крону и листочек, и составить из них настоящую берёзку.

Дети совместно с воспитателем выполняют задание.

Ну, что, берёзка, справились ребята с заданием?

Воспитатель: Ребята, берёза не только красивое дерево, но и полезное.

Бер.: Ребята, для вас у меня есть загадка о моих полезных свойствах. В давние времена меня называли деревом четырёх дел.

Первое полезное дело – мир освещать,

Второе – целебный сок давать,

Третье – больных исцелять,

Четвёртое – красоту нести.

Воспитатель: Сейчас мы разберём с вами отгадки на все четыре загадки.

Первая – издавна деревенская изба освещалась берёзовой лучиной. При её свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из берёзовой бересты лапти, корзины, делали шкатулки.

Второе – это полезный для здоровья берёзовый сок. В начале весны по белому стволу дерева начинают стекать капельки сока. Чтобы набрать его, люди делают в стволе отверстие, собирают сок в разные ёмкости и потом с удовольствием пьют его, так как берёзовый сок очень полезен; А чтобы берёзка не истекла соком и не погибла, отверстие замазывали глиной.

Третья – здоровье прибавляет и старому, и малому берёзовый веник, который русские люди используют в банях: им хлещут себя, чтоб все хвори и болезни выгнать.

Четвёртая польза – ствол берёзы покрыт берестой, из которой делали посуду, красивые шкатулки, кукол, плели лапти, корзины.

Берёзка: Молодцы ребята, все загадки разгадали. А ответьте мне ещё на один вопрос. Знаете ли вы, как называется летний праздник, на котором берёзка была особо почитаема как источник жизненной силы.

Дети: - Этот праздник называется «Троица».

-В этот день люди украшали свои дома веточками берёзы и хранили их весь год до следующего праздника.

-На Троицу люди выходили в берёзовую рощу выбирали одну из берёзок и украшали её ветви цветными ленточками.

-Ещё девушки плели венки из веток берёзы и цветов, а потом водили хороводы, пели песни, посвящённые берёзке, играли в весёлые игры.

Восп.: Давайте и мы с вами заведём хоровод, как в те далёкие времена.

Хоровод

Восп.: С давних пор берёзку сравнивали с русской красавицей, у неё стройный белый ствол, тонкие ветки опущены вниз. Это дерево своей красотой вдохновляло людей писать о ней красивые стихи.

Берёзка: Ребята, а вы знаете стихи о берёзе.

Дети читают стихи:

Инесса Агеева «БЕРЁЗА»

Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.

Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.

Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.

 

«Словно девица русская, приумолкнув, стоит...»

Словно девица русская, приумолкнув, стоит

Над речушкой берёзка листвой шелестит.

Только ветер играет в косах длинной листвы,

Только звёзды мигают ночью ей с высоты.

Рано утром встаёт она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь,

И, наверно, на свете нет берёзы родней.

Ведь берёзка – частица России моей.

 

Восп.: Какие красивые стихи, правда, ребята? Берёзка тебе понравились стихи?

Берёзка: Ребята, какие вы молодцы! Сколько всего вы обо мне знаете! И я думаю нужно вас чем -нибудь отблагодарить. Я пока пойду посоветуюсь со своими подружками, что вам подарить. (Берёзка уходит)

Воспитатель: Но не только поэты восхищались красотой русской берёзы. Многие художники тоже часто изображали берёзу на своих картинах, восхищаясь её природной красотой, изящным белым силуэтом, кружевным контуром её кроны, нежной зеленью её листвы. Сейчас я вам покажу как изображали на своих картинах берёзку великие русские художники.

(На экране идет показ картин русских художников.)

Глядя на эти картины, мы с вами можем убедиться, что берёза прекрасна в любое время года.

Посмотрите на картину Исаака Левитана «Золотая осень», здесь берёзки изображены в осеннем золотом убранстве.

А вот другая берёзка — зимняя, сверкающая в ажурном инее. Эту берёзку нарисовал художник Игорь Грабарь, а называется она «Иней».

А вот ещё одна картина, которую написал Игорь Грабарь. На ней он изобразил весенние берёзки с молодой, только что распустившейся листвой.

На картине Ивана Шишкина «Берёзовая роща» берёзы изображены длиннокосые, кудрявые на фоне изумрудной травы.

Художники пишут свои картины на специальном материале – холсте, имеющем тканевую основу, обработанную специальным составом.

И мы сегодня как настоящие художники будем рисовать на ткани. Как называется такой способ рисования?

Дети: Такой способ рисования называется БАТИК.

Воспитатель: При рисовании на ткани нужно соблюдать ряд правил. Давайте их вспомним.

При рисовании на ткани нужно не набирать на кисть слишком много краски, чтобы она не растекалась по ткани;

Нужно работать концом кисти, чтобы контуры были ровные, одинаковой толщины; 

Чтобы придать объём изображаемым объектам, можно воспользоваться способом примакивания всем ворсом к поверхности, тогда контуры получатся слегка расплывчатыми и более объемными.   

Воспитатель: - прежде чем приступить к рисованию разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Я сижу рисую

Речку голубую

Солнышко лучистое,

Облако пушистое.

Травка подрастает,

Бабочки летают.

Только вдруг закапал дождь

На моей картинке,

Всё: и бабочек, и травку-

Залили дождинки.

А потом настала ночь-

Чёрным всё закрашу.

Ничего теперь не видно

На рисунке нашем.                      Этапы работы

  1. Нарисовать простым карандашом контур ствола берёзы- тонкий, стройный, узкий и заострённый наверху.
  2. Нарисовать контуры веток, начиная с середины ствола, с обеих сторон дерева (длинные снизу и короткие наверху), под наклоном вправо — влево, концы веток плавно округлить с наклоном вниз.
  3. Дополнить основные ветки короткими боковыми веточками.
  4. Обвести контур рисунка гуашью чёрного цвета концом тонкой кисти (следить за тем , чтобы деревянная основа была направлена вверх, только в этом случае линия будет получаться тонкой и одинаковой толщины).
  5. Концом кисти изобразить длинные линии сверху вниз в нижней части ствола, оставляя между ними не закрашенные промежутки, и короткие горизонтальные штрихи с левой и правой стороны внутри нарисованного контура ствола.
  6. Для выполнения листвы использовать способ тычка концом кисти (если листья на берёзе только распускаются) или приёмом примакивания всем ворсом (летний, осенний вариант), используя оттенки зелёного цвета — светлого и тёмного (с добавлением жёлтого для осенней композиции).
  7. Внести в рисунок дополнения: трава, солнышко, облака, птиц и др.

Ребята, сейчас вы почувствуете себя настоящими художниками. Постарайтесь нарисовать свою берёзку: какую вы встречали в лесу, в парке, или может быть вы нарисуете ту берёзку, которая растёт у вас во дворе или ту, которую вы видели на картинах настоящих художников. Подумайте какой будет ваша берёзка - весёлая, солнечная или грустная, задумчивая. Попробуйте в рисунке передать своё настроение.

Дети приступают к рисованию.(звучит спокойная музыка. Включить презентацию «Картинки»)

Во время работы следует сделать паузу для отдыха.

Физкультминутка

Мы берёзку посадили

Мы водой её полили,

И берёзка подросла,

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила

И ребят благодарила.

                                                     Итог занятия

Воспитатель:  Какие красивые берёзки у вас получились! В своих рисунках вам удалось передать своё настроение.

Ребята, у нас с вами получилась настоящая берёзовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислониться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья, полюбоваться чудом, сотворённым матушкой — природой.

(Берёзка возвращается с подносом, на котором лежат деревянные ложечки.)

Берёзка, тебе понравились рисунки ребят?

Воспитатель: Давайте на прощание для берёзки и для наших гостей споём песню о нашей Родине.

(Исполняется песня)

Берёзка: Ребята, в благодарность за ваше творчество и любовь ко мне я хочу подарить вам эти деревянные ложечки. До свидания, ребята, пора мне возвращаться к моим подружкам. До новых встреч в берёзовой роще!

Ребята, а вам понравилось наше занятие? (ответы детей) Сегодня мы побывали в гостях у берёзки, в берёзовой роще. Узнали много нового и интересного о русской красавице — берёзке. Почувствовали себя в роли настоящих художников. Что вам особенно понравилось в нашем путешествии? Что нового вы узнали? Что запомнилось? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад. А поможет нам в этом наша волшебная тропинка. Давайте скажем до свидания нашим гостям.

Звучит музыка, дети выходят из зала.

Воспитатель: Наше занятие окончено. Спасибо за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ интегрированного занятия по нетрадиционным техникам рисования во 2 младшей группе «Теремок»

КОНСПЕКТ интегрированного занятия по нетрадиционным техникам рисования   во 2 младшей группе «Теремок»...

Конспект интегрированного занятия по нетрадиционной технике рисования "Зимний лес"

Нетрадиционная техника рисования во второй младшей группе еловыми шишками...

Конспект интегрированного занятия по нетрадиционной технике рисования в 1 мл.гр " Веселые ладошки"

Конспект интегрированного занятия по нетрадиционной технике рисования в первой младшей группе «Весёлые ладошки»КОНСПЕКТ интегрированного занятияпо нетрадиционной технике рисованияв 1 младшей группе «В...

Конспект интегрированного занятия по нетрадиционной технике рисования трафаретом «Репка»

Задачи:1. Напомнить малышам содержание знакомой сказки, воспитывая любовь к художественной литературе.2. Учить детей воспроизводить сказку по картинкам.3. Повторение цветов (зеленый, желтый...

Конспект открытого интегрированного занятия по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе «Волшебный лёд»

Программное  содержание:Знакомить детей со свойствами льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду). Формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхност...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ РИСОВАНИЯ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Подарки для мамы»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯПО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ РИСОВАНИЯВ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Подарки для мамы»Цели: -Продолжать знакомить детей с техникой нетрадиционного ри...