Картотека игр и упражнений для театрализованных занятий
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Семакова Ольга Алексеевна

Игры и упражнения для театрализованных занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Картотека игр и упражнений для
                   театрализованных занятий.

                    Игры на развитие речевого дыхания.

 Пузыри

Дети:               Эй, мышонок, посмотри,

                         Звать к себе ладошками.

                         Мы пускаем пузыри:

                         Синий, красный, голубой.

Перед тем, как назвать каждый цвет, сильно надуть щеки ми быстро выдохнуть.

                         Выбирай себе любой!

Шарик

Воспитатель:  Надувала кошка шар,

                         А котенок ей мешал:

                         Подошел и лапкой – топ!

                         А у кошки шарик – лоп!

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Живот должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш».

Дед Мороз

Воспитатель:  Как подул Дед Мороз –

                         В воздухе морозном

                         Полетели, закружились

                         Ледяные звезды.

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока воспитатель читает стихотворение.

                           

Ветер и листья

После вдоха дети задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произнося несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).

 

Согреем пальчики

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

Ветер

Воспитатель:  Дует легкий ветерок – ф-ф-ф…

                         И качает так листок – ф-ф-ф….

Выдох спокойный, ненапряженный.

                          Дует легкий ветерок – ф-ф-ф…

                          И качает так листок – ф-ф-ф..

Активный выдох.

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки:

                          Осенние листочки на веточках сидят,

                          Озябшие от холода, детям говорят:

                          Осиновый – а-а-а..

                          Рябиновый – и-и-и…

                          Березовый – о-о-о…

                          Дубовый – у-у

Деревья.

Воспитатель: «Я превращаю вас всех в деревья. Покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону, в другую, «кач-кач», «вдох-выдох, вдох-выдох».

Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка её повернуть на ребро.

Отводим руку в сторону «как ветку дерева»: вправо-влево, вправо-влево, вдох-выдох, вдох-выдох.

То же самое, только двумя руками.

Воспитатель: «Все превращаемся в «ветер» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильный и холодный, тёплый и ласковый, еле заметный, спокойный).

Воспитатель раздаёт всем разноцветные шарики, и дети начинают их надувать. Можно задуть свели на торе.

Упражнения: ветер играет с листвой, как звучит пчела, жук, комар, спустился воздух из колеса машины, кошка сердится и т.д. (выдыхание на согласных звуках).

                                                Диалоги по темам

- Солнце, солнце, ты откуда?

- Я из тучки золотой.

- Дождик, дождик, ты откуда?

- Я из тучки грозовой.

- Ветер, ветер, ты откуда?

- Я из дальней стороны.

                                                              Г. Быстрова. Э. Сизова. Т. Шуйская

Абрикос и другие.

Сказала мама:

- Апельсин!

- Нет, абрикос!-

Воскликнул сын.

- Арбуз! – Раздался папин бас.

А дочь вздохнула:

- Ананас…

Арбуз. Ананас. Апельсин. Абрикос.

А что же вкусней? Очень трудный вопрос.

Есть лёгкий ответ:

- На вкус и цвет

Товарищей нет!

                                                                    Б. Заходер.

- Мы с тобою шли!

- Шли.

- Подберёзовик нашли!

- Нашли.

- Я тебе его дал?

- Дал.

- Ты его взял?

- Взял.

Так где же он?

- Кто?

- Подберёзовик?

- Какой?

- Мы с тобой шли?

- Шли.

(и т.д. )

Шапка.

- Шапка, шапка, где была?

- Я была в кино.

- Что ж ты шапка видела?

- Было там темно…

Задремала я нечаянно,

На коленях у хозяина.

- Шапка, шапка, где была?

- В цирке шапито.

- Что ж ты в цирке видела?

- Шапки да пальто,

Номерки, зонты и палки

Всё, что было в раздевалке.

                                                                     В. Берестов.

- Лисавета, здравствуй!

- Как дела, зубастый?

- Ничего идут дела. Голова пока цела.

- Где ты был?

- На рынке.

- Сто купил?

- Свининки.

- Сколько взяли?

- Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке!

- Кто отгрыз?

- Собаки.

- Сыт ли, миленький куманёк?

- Еле ноги уволок.

- Улетели сегодня стрижи

- А куда улетели, скажи?

- А туда улетели они,

Где на солнышке греются дни,

Где совсем не бывает зимы,

Но милее им всё-таки мы!

                                                                          Е. Благинина.

                       

Этюды на выражение основных эмоций

  1. Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Крыши испугались, сели на ворон.

Лошадь подгоняла мужика кнутом.

Лошадь ела кашу, а мужик овёс.

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

 (Выражение изумления: руки разведены в стороны, плечи приподняты, брови ползут вверх, глаза широко распахнуты, рот полуоткрыт.)

2 Свинка Ненила сыночка хвалила

Ходит бочком, уши торчком,

Хвостик крючком, нос пятачком.

 (Выражение умиления: брови приподняты, глаза слегка прищурены, губы тронуты улыбкой.)

3 Как повадился коток

Ко старушке в погребок-

По сметану, по творог.

Как увидели кота

Таня с Маней из окна,

Они хлопнули окном,

Побежали за котом.

Как догнали кота

Посреди двора

Постегали кота хворостинкою.

Вот тебе, коток,

И сметана, и творог,

И сладкое молоко.

 (Выражение сердитого лица: Брови сдвинуты, нос сморщен, нижняя губа оттопырена.)

Инсценировки русских народных потешек

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.                                                                                

(Текст не торопливо читает один ребёнок, двое других по очереди проводят по сцене персонажей, подражая движениям животных (корова движется медленно, телятки, козлятки брыкаются.))

Поехали, поехали

За грибами, за орехами…

Приехали, приехали

С грибами, с орехами.

(Две фигуры с пустыми корзинками, две с полными.)

Конь бежит

Вся земля дрожит,

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.

Чей это такой конёк?

Для какого молодца?

Это конь-богатырь

Для Алёши-удальца

(Один ребёнок проводит коня с всадником, имитируя бег. Диалог может происходить между двумя дымковскими куклами. Та, которая говорит, слегка двигается.)

Стучит, бренчит по улице,

Фома едет на курице

Тимоша на свинке

По кривой тропинке.

- Куда, Фома едешь, куда погоняешь?

- Еду сено косить.

- На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- А на что корова?

- Молоко доить.

- А зачем молоко?

- Ребятушек кормить.

(Фигурки едут навстречу друг другу и останавливаются в середине сцены. Тимоша спрашивает (фигурка слегка двигается. Фома отвечает не спеша).

 Ваня, Ваня, простота

 Купил лошадь без хвоста.

 Сел задом наперёд

 И поехал в огород.

 (Один ребёнок читает, а другой управляет персонажем.)

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Выпал беленький снежок,

       Ехал Ванюшка – дружок.

       Ваня ехал, поспешал,

       Со добра коня упал.

       Он упал, упал – лежит

       Никто к Ване не бежит.

       Две девушки увидали,

       Прямо к Ване подбежали.

      Прямо к Ване подбежали,

      На коня Ваню сажали.

      На коня Ваню сажали,

      Путь-дорогу показали.

      Путь-дорогу показали

      Да наказывали:        

     “ Как поедешь ты, Иван,

       Не зевай по сторонам.”

 (Появляется Иван на коне. Коня остановить, фигурку Вани снять и положить сзади коня. Появляются две девушки. Они приближаются к Ване, сажают его на коня и хором дают наказ.)

                             

                                                  Пальчиковые игры.

Мама, мама!

– речь ребёнка  

прикасаются мизинчиками друг к другу  

Что, что, что?

– речь мамы      

большие пальцы

Гости едут!

– речь ребёнка      

безымянные пальцы

Ну и что.

– речь мамы                

указательные пальцы

Здрасьте,

- гости                          

средние пальцы обходят друг друга справа и слева

Здрасьте.

Три чмокающих звука губами  

средние пальцы прикасаются.

Щелчки.

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука (или взрослый) поднимает пальцы по одному (ребёнок с силой прижимает ладонь, сопротивляясь подъёму). Затем палец опускает, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку один палец.

Он в лесу услышал стук

Безымянный

- Это что за громкий стук

Средний

Правая рука

Тук да тук, тук да тук?

Указательный

- А пойдём, - сказал барсук

Большой

Сам увидишь этот трюк

Большой

Это дятел сал на сук

Указательный

И без крыльев и без рук

Средний

Левая рука

Ищет он, где спрятан жук

безымянный

Вот и слышен перестук!

мизинец

Упражнения с прищепками.

Берём бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог. (Внимание!  Предварительно проверить силу “кусания” на себе)

                                             

Левая рука

5

4

3

2

Вот

Проснулся

Встал

Гусенок

2

3

4

5

Пальцы

Щиплет

Он

спросонок

Правая рука

5

4

3

2

Дай

Хозяйка

Корма

мне

2

3

4

5

Раньше

Чем

Моей

родне

                              Игры на развитие пантомимики.

Показать частями тела:

- как твои плечи говорят: «Я горжусь».

- как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек».

- как твой палец говорит: «Иди сюда».

- как твои глаза говорят: «Нет»

- как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю печенье…».

- как твоё ухо говорит: «Я слышу птичку».

- как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится».

Предлагаю детям различные ситуации: «Я мыл посуду и случайно разбил чашку», «Я пришивала пуговицу и случайно уколола палец». Предложить детям изобразить распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево.


Проснулась Ульяна.

Проснулась Ульяна не поздно, не рано

Люди – косить, а она – голову мочить.

Люд – жать, а она на меже лежать

Люди -  молотить, а она пыль ворошить.

А обедать пойдут, она тук, как тут.

Дети согласуют движения с текстом потешки. Выполняют всё неторопливо, зевая, потягиваясь. Только в конце потешки оживляются и бегут к столу.

Сугроб.

Дети имитируют движения по тексту.

Воспитатель говорит: «На полянке сугроб. Большой – пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонько стал оседать под лучами тёплого солнышка. И медленно потекли с сугроба маленькие ручейки. Они ещё сонные, слабые. Но вот солнце пригрело ещё сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река, увлекая за собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро.

                                 

Медвежата.

Воспитатель: «А вот посмотрите гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат. Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного!» Дальше идёт импровизация воспитателя.

                           Упражнения на развитие памяти, внимания, речи.

«Спиной друг к другу»

Дети разбиваются на пары, которые встают спиной друг к другу. Воспитатель предлагает им на минутку развернуться и посмотреть друг на друга. Затем кому – нибудь одному необходимо описать внешность его партнёра: волосы, глаза, нос, одежду. Затем дети меняются.

«Что не так»

   Педагог делит детей на две команды: мальчиков и девочек. Педагог договаривается с девочками о каких-то изменениях в деталях одежды и причёски, а мальчики отгадывают, что изменилось.


Игры на развитие мимики

Игра «Передавалки».

                                                  (Название игры придумали дети).

 1. Передай улыбку соседу (по кругу).

 2. Передай «сердилка» (сердитое выражение лица).

 3. Передай хлопок (хлопки могут быть разными: о стол, обеих ладоней, одной ладонью о стол, о колени, комбинированные хлопки: хлопок над столом и два о стол).

Усложнение: хлопки могут передавать ритмический рисунок.

 4. Передай испуг.

 5. Передай страшилку.

 6. Передай смешинку.

 7. Передай приветствие.

Учить детей по выражению лица (глазам, бровям, губам) определять настроение человека. С помощью мимики изобразить эмоциональное состояние или реакцию на событие: «съел сладкое», «съел кислый лимон», «съел горький перец», «я – зазнайка».

У вас в руках яблоко, большое – пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете яблоко. Фу! Оно горькое. Вы берёте второе яблоко, откусываете. Ой! Оно кислое. Вы берёте третье яблоко. Кусаете – сладкое!

              Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. Ах какая прелесть!

              Посмотрите, сколько конфет лежит на тарелке! Берите, разворачивайте, пробуйте. Эта конфета кислая. А эта – сладкая.

              Вы бывали на дачах, в походах? И пили горячий чай у костра? Вы берёте чашку и маленькими глотками отпиваете обжигающий ваши губы чай.

     Подул ветер, и дым от костра направился прямо на вас.

Этюд «Улыбка»

-Улыбнитесь, как кот на солнце, а сейчас, как будто вам подарили маленького котенка, улыбнитесь от всей души.

Облака.

Воспитатель: По небу плыли облака,

                        А я на них смотрел.

                        И два похожих облачка

                        Найти я захотел.

Дети, сидя на стульях, наблюдают за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице: лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены.

 Я долго всматривался ввысь

 И даже щурил глаз

 А что увидел я, то вам

 Все расскажу сейчас.

 Вот облачко веселое

 Смеется надо мной:

Воспитатель показывает смеющееся облачко. Дети расслабляют мышцы лица и улыбаются.

 -Зачем ты щуришь глазки так?

 Какой же ты смешной!

 Я тоже посмеялся с ним:

 -Мне весело с тобой!

 И долго – долго облачку

Дети прощально машут рукой.  

Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко –

 Расстроилось всерьез:

 Его от мамы ветерок

 Вдруг далеко унес.

Воспитатель показывает плачущее облако. Дети передают плач: уголки рта опускают вниз, морщат лоб и нос, слегка прищуривают глаза.

И каплями – дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно – грустно так,

А вовсе не смешно.                                         (Н. Екимова).


Упражнение «Артист»

Дети передают мимикой испуг, гнев, радость, испуг, задумчивость, грусть.                         Мыло пенится в корыте,

Мы стираем, посмотрите!

Буду прачкой я, друзья!

Помогаю маме я!

Упражнение «Эхо»

Дети мимикой изображают содержание стихотворения:

Закричали все: «Ау!»

Никто не отзывается,

Лишь эхо откликается.

Наше эхо возвращается

К нам тихо: «Ау! Ау!»

Эхо! Эхо! Вот потеха.

Это эхо каждый раз

Передразнивает нас.                                    (Е. Благинина).

                         Игры на развитие творческого воображения.

  1. Передать книгу друг другу так, как будто это:

- кирпич,

- кусок торта,

- бомба,

- фарфоровая статуэтка и т.д.

      2.   Взять со стола карандаш так, как будто это:

    - червяк,

    - горячая печёная картошка,

    - маленькая бусинка.

Зеркало

   Дети распределяются на пары и договариваются, кто будет «Зеркалом», а кто человеком, смотрящим в зеркало. Далее дети принимают позы, а «Зеркало» повторяет их с максимальной точностью. После 3 -4 поз партнёры меняются местами.

                     Игры на развитие воображения и речи детей

Выполнить действия:

  1. Зайти в комнату в образе какого-либо персонажа и поздороваться с детьми;
  2. Сделать то же самое и попрощаться;
  3. ……. поздравить с праздником;
  4. ……. Спросить, какая на улице погода, который час и т.д.

                                 

Придумай весёлый диалог

Детям предлагается придумать диалог, между рыбаком и рыбкой. (О чем может думать и говорить рыбак, о чём, видя рыбака, может думать рыбка?) Придумать диалог очень сложно для детей, поэтому первые диалоги возможны с взрослыми. Диалоги разыгрываются со всеми желающими детьми.

Сочини сказку

           Педагог произносит первое предложение, например, «Жили - был маленький кузнечик…», дети по очереди продолжают сказку, добавляя предложение.    

             

Вопрос – ответ

Ведущий (сначала взрослый, потом ребёнок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнёру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребёнок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнёру и т.д.

Придумай диалог

             Дети распределяются на пары, им предлагается придумать и сыграть диалог между       Колобком и Репкой, Курочкой Рябой и Котом в сапогах, Буратино и Малышом, Красной шапочкой и Незнайкой. Дети сами могут предлагать известных героев.

Моя сказка

Группе детей предлагается вытянуть карточки с изображением разных персонажей какой – нибудь сказки. Каждый ребёнок должен рассказать сказку от имени своего героя.

Похожий хвост

Дети распределяются на группы (2-3), каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму (слова с похожими хвостиками) и изобразить эти слова с помощью пантомимы. Например, даётся слово ватрушка, подбираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, кукушка, Петрушка, кормушка…

Фантазии о…

Ребёнок, превращаясь во что – то или кого – то, рассказывает, что вещь чувствует, что её окружает, что волнует, где и как она живёт и т.д. Варианты: Я – утюг, Я – кукла, Я – кошка, пчёлка, мячик.


Упражнения на отработку жестов

Жестом показать состояние или ощущение человека: «Очень горячо», «Я замёрз», «Мне больно», «Пришиваю пуговицу», «Мою посуду», «Рисую красками».

Расскажи стихи при помощи жестов и мимики.

Расскажи стихи руками.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот играет на баяне,

Киска – та на барабане,

Ну, а зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе все играть.                     (Л.П. Савина).

Этюды на выражение различных эмоциональных состояний

                                                               

Лисёнок боится

Лисёнок увидел на другом берегу свою маму, но не решается войти в воду. Вода холодная вода и глубокая.

Выразительные движения: поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Имитировать стряхивание с ног воображаемых капелек воды.

Поссорились и помирились

Два ребёнка изображают сначала поссорившихся детей.

(Стоят спиной друг к другу и топают одной ногой, руки за спиной.)

Затем изображают помирившихся.

(Поворачиваются лицом друг к другу и улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся и потом обнимаются.)

Любящий сын

Мальчик потихоньку входит в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идёт на носочках и улыбается. Мама не знает, что сейчас ей сын сделает подарок.

Встреча с другом.

У мальчика был друг. Но вот наступило лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошёл месяц. Однажды идёт мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке, из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу.

Диалогические скороговорки

- Расскажите про покупки

- Про какие покупки?

- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, не спишь!»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Краб крабу сделал грабли,
Подал грабли крабу краб:

«Грабь граблями гравий, краб».

                               Игры на развитие голоса

                                                        Кукушка

Кукушка кукует: «Ку-ку! Ку-ку!».

Голубь воркует: «Гу-гу! Гу-гу!».

Петух зорюет: «Ку-ка-ре-ку!».

Филин кричит в ночи: «Угу!».

А рыба молчит. Ни гу-гу.

                                                         

                                                           Ослик

Ослик загрустил: «И-а…».

Хвостик потерял вчера.

Он бродил и вздыхал.

А нашёл – закричал: “ Ура! И – а! “.

                                                             Самолёт

Что ревёшь, самолёт? У-У-У-У

Может, заболел живот? У-У-У-У (с повышением интонации ).

Может у тебя не те

Пассажиры в животе? У-У-У-У (волнообразно )

                                                                                                                 Сапгир Г.

                                                               Кошка

Кошка, как тебя зовут? – Мяу.

Стережёшь ты мышку тут? – Мяу

Мяу, хочешь молочка? – Мяу

А в товарищи щенка? – Фррр!

        

                                                                 Поезд

Поезд подал сигнал   Ту-ту-у-у

Он стоять уже устал.

Набирает поезд ход, Чух-чух,         (с ускорением )

Свою песенку поёт.                           (произносят на выдохе Ш-Ш-Ш )

                               

                                                                Вежливые слова.

Чтобы вежливым быть

Нужно, здравствуй, говорить.

Всем, кого б ни встретил – Это знают дети.

Скажешь, здравствуй, а в ответ

Прозвучит Привет, Привет!

Здравствуйте, ладошка!              

Дети хлопают в ладоши.

Здравствуйте, сапожки!                

Топают.

Здравствуйте, лягушки!                  

Квакают.

Здравствуйте, кукушки!                  

Кукуют.

Здравствуй, тонкий каблучок!      

Цокают языком.

И малышка светлячок!                    

На выдохе произносят С

Здравствуй, поросёнок!                

Хрюкают.

И маленький телёнок!                    

Мычат.

Здравствуй, шустрый ветерок!    

Дуют.

Звонкий, детский голосок!            

Звенят голосами.

Здравствуй, сонная ворона!          

Вибрант гортани.

Поезд длинный у перрона!            

Ту Ту

Добрый день ручным часам!        

Тикают.

Громким детским голосам!          

  Громко кричат.

Здравствуй, бурная река!              

Болтают языком.

В синем небе облака!              

Тихо поют А- а, в фальцетном режиме.

                                                   

Будильник.

Тихо было на рассвете –

Спали взрослые и дети.

На столе стоял будильник.

Он не спал, а робко тикал.                

Чмокают языком.

Он считал часы, минутки

Днём и ночью, много суток.

Тихо стрелками вращал,

А потом вдруг затрещал:

- Тр-р-р-р! Довольно спать!                

Произнести громко, в верхнем регистре.

-Тр-р-р-р! Пора вставать!

Тишина пропала.

Вдруг её не стало….

Ведь проснулись язычки,                      

Болтать язычком.

Застучали каблучки.                                

Цокать языком.

Полилась водица,                                    

Ссссссссс

Велела всем умыться.

Не реветь и не ворчать,                          

Погрозить пальчиком.

А с улыбкой день встречать.

                                                                         Радиоволны.

Все дети:

За – зо – зу.

(Произносится вопросительно)

Зя – зе – зе – зю (Утвердительно)

Зве – звя – зви

(Удивленно)

Зву – зво – звы

(Радостно)

(автор Е. Пожиленко)





                                                     



Воспитатель:

                            Упражнение «Мороз»

Вышел на просторы погулять мороз.

Дети:

«Топ – топ! Чап – чап!»

 (2 хлопка в ладоши, 2 – по коленям.)

Воспитатель:

Белые узоры в косах у берез.

Дети:

«У!»

(короткие, «острые» звуки в высоком регистре на раной высоте.)

Воспитатель:

Снежные тропинки, голые кусты.

Дети:

«Ш…!

( потирая ладони друг о друга.)

«П!..П..!» - постепенно опуская руки вниз.

Воспитатель:

В белые метели, утром до зари,

В рощу прилетели стайкой снегири!.

Дети:

«Фр – р – р…!»

(Прижать руки к груди и, произнося, резко разводить их в стороны.)

               Этюды на воспроизведение отдельных черт характера

  1. Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

(Голова гордо приподнята, уверенный взгляд, на лице улыбка.)

  1. Сеть тяну, рыбу ловлю.

Попало немало; семь окуней,

Пятьдесят карасей,

Один ершок. И того горшок.

Ухи наварю, всех ребят накормлю

(Ребёнок тянет воображаемую сеть, рассматривает улов, варит уху, кормит детей, на лице ласковая улыбка.)

  1. Овсяная каша хвалилась,

Будто с коровьим маслом родилась.

(Спина прямая, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, плечи развёрнуты, голова немного откинута назад, надменный взгляд.)

  1. Зайчишки – трусишка по полю бежал,

В огород забежал, морковку нашёл –

Сидит, грызёт, ай, кто-то идёт

(Голова втянута в плечи и наклонена вниз, туловище согнуто в комочек. Брови             приподняты, глаза расширены, рот полуоткрыт.)

  1. Где ты, брат Иван?

В горнице.

А что делаешь?

Помогаю Петру.

А Пётр что делает?

Да на печи лежит.

(Лежит на боку, на лице довольная улыбка.)

Этюды на выразительность жеста.

  1. Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают весёлые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки.

(Дети самостоятельно придумывают движения по тексту.)

  1. Патоку с имбирём варил Симеон.

Тётушка Арина кушала, хвалила,

А дедушка Елизар все пальчики облизал.

Алёнушка молода, калачей напекла,

Калачи горячи, на окошко мечи.

Прилетели грачи.

Апчхи! Вот тебе и калачи.

(Дети выполняют действия, согласуя их с действиями, описанными в прибаутке.)

  1. Уж как шла лиса по травке,

Нашла азбуку в канавке.

Она села на пенёк

И читала весь денёк.

(Дети согласуют движения с текстом.)

  1. Ай тари, тари, тари

 (звенит деньгами в ладошках.)

Куплю Маше янтари

(раскрывает ладошки, показывает янтари.)

Останутся деньги

(звенит деньгами.)

Куплю Маше серьги

(указывает рукой на серьги.)

Останутся пятаки

(звенит пятаками)

Куплю Маше башмаки

(указывает на башмаки.)

Останутся грошики

(звенит грошиками.)

Куплю Маше ложки

(стучит ложками.)

Останутся полушки

(звенит полушками.)

Куплю Маше подушки

(держит на вытянутых руках подушки.)

Расскажи стихи руками.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот играет на баяне,

Киска – та на барабане,

Ну, а зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе все играть.                     (Л.П. Савина).

Этюды на сопоставление различных эмоций

1 Не та собака кусает,

Что громко лает,

 (Нахмуренные брови, сморщенный лоб, губы оттопырены.)

А та, что молчит,

Да хвостом виляет. 

(голова откинута назад, брови ползут вверх, глаз слегка прищурены, губы тронуты улыбкой.)

2  Больному и мёд не вкусен,

(Плечи и голова поникли, уголки губ опущены, печальный взгляд.)

А здоровый и камень съест.

(Приподняты брови, глаза слегка прищурены, на лице улыбка.)

3 Делать не Я, работать не Я,

(Нахмуренные брови, сморщенный нос, оттопыренные брови.)

А есть киселя нет против меня

(Откинутая назад голова, приподнятые брови, довольная улыбка.)

4 За окном солнышко

(Голова откинута назад, глаза слегка прищурены, радостная улыбка.)

Да на сердце горюшко

(Голова втянута в плечи, брови ползут вверх, печальный взгляд.)

5 Сбил, сколотил – вот колесо!

Сел, да поехал, ах, хорошо!

(Гордо поднята голова, расправленные плечи, глаза прищурены, на лице улыбка.)

Оглянулся назад, одни спицы лежат

(Плечи опущены, поникшая голова, руки разведены в стороны.)

Мини – этюды

                                                  Цветок.
Дети, представьте себе, что наступило лето, расцвело множество цветов на лугу, в лесу, в цветнике. Они такие красивые, яркие, разноцветные! Хотите быть красивым цветком на лугу?

   Каким цветком хочет быть Лена, Наташа, Коля?

   Солнышко ещё не взошло, цветочки спят. Глазки у них закрыты, бутончики обхватили лепестками. Дышат глубоко, ровно, спокойно.

   Но вот: «Дзынь» – выглянул первый лучик солнышка. Погладил по головке цветочек – Лену, цветочек – Катю….. (гладит).

   Цветочки открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели глазками вниз, влево, вправо, вверх. Зажмурились от яркого солнышка.

   Открыли глаза широко, улыбнулись.

   Как рады цветочки солнышку!

   Зазвенели колокольчики: «Динь-динь-динь».

   Им ответили ромашки: «Тик-так, тик-так»…Стали цветочки умываться росой: щёчки, глазки, плечики, грудку.

   Вот такие чистые и свежие!

   Посмотрели друг на друга и все вместе сказали: «Здравствуй, утро! Как хорошо жить!»

Ежата

          Представьте, что вы в лесу. Я – мама-ежиха, а вы – мои маленькие ежата. Вы спите, свернувшись в клубочек, спрятав носик и лапки.

          Вдруг из-за высоких деревьев появился тёплый лучик солнышка, пригрел вас. Вы открыли свои чёрные, как бусинки глазки. Посмотрели влево, потом вправо на раскрывающую лепестки ромашку, потом вниз на зелёную травку, наконец, вверх на птичку, которая вовсю уже распевала песенку…. Вы вынули свой носик из-под лапки и стали принюхиваться и пыхтеть.

   Потом развернулись совсем и потянулись.

   Умылись росой, попили из маленького зелёного листика.

   Какая прохладная, чистая вода! Ежата даже облизнулись.

   Посмотрели в лужицу. Увидели, что их колючки спутались и расчесались.

   А вот мама-ежиха с вкусным завтраком. Ежата обрадовались. Подбежали к мамочке, обняли её. Как хорошо, что на свете есть мама!

Берёзка

   Наконец, после долгой холодной зимы, наступила тёплая весна.

   Белоствольные берёзки расправили свои нежные листочки, протянули свои тонкие веточки к солнышку и ощутили на них долгожданное тепло.

   Улыбнулись берёзки солнышку.

   Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил берёзкам поиграть. Удивились берёзки, но согласились.

   Закачали берёзки своими тонкими веточками, сначала совсем тихо, потом всё сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом.

   Но шалун-ветер принёс собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились берёзки. Обняли себя веточками, чтобы согреться.

   А тут ещё дождь закапал, вымокли берёзки до последней нитки. Повисли ветки, как плети.

   Испугался ветер, что берёзки могут заболеть. Разогнал тучи.

   Выглянуло солнышко, и берёзки радостно вздохнули.

Солнце

   Каждый день всходит солнце, чтобы обогреть всю землю. Все рады солнышку! Но пока оно спит. Ночь подходит к концу. Сторож-месяц пошёл отдыхать и по пути постучался к солнышку, чтобы оно просыпалось.

   А солнышко сладко спит.

   Услышало оно, что в дверь постучали. Открыло свои глаза, а на улице темно. Не хочется вставать.

   Солнышко зевнуло и снова крепко закрыло свои глазки.

   Но время не ждёт. Надо будить Землю. Солнышко потянулось и встало с кровати.

   Умыло глазки, ротик, щёчки.

   Взяло расчёску и расчесало свои золотые волосы-лучики.

   Лучики распрямились, ярко засияли. Солнышко расправило своё платьице и вышло на небо.

   Вдохнуло свежий воздух и улыбнулось всем.

Росинки

   Наступило утро. Солнышко ещё дремлет. В лесу все спали, только птички проснулись и запели: «Чик-чирик».

   На травинках проснулись росинки.

   Они покачались, кивнули птичкам, потянулись, захлопали в ладоши и сказали всем радостно: «С добрым утром!»

   Вместе со всеми росинки разбудили и злую крапиву. Она выставила свои колючки и обожгла росинки.

   Сжались росинки от боли, испугались, притихли.

   Но ветерок откатил росинки от крапивы, и они упали в домик-колокольчик. Удивились росинки, осмотрелись и обрадовались, что рядом нет злюки-крапивы. Голубой колокольчик был очень красивым. Вот таким (руки, пальцы). Колокольчик закачался и зазвенел: «Динь-дон, динь-дон».

   Росинки умыли колокольчик, его стебелёк, лепестки, листочки.

   Попрощались и покатились дальше.

Из семени в дерево

           Ведущий (садовник) предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть её руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С тёплым весенним солнышком семечко начинает прорастать (поднимаются). У него раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянутся вверх), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки). Наступает радостный момент и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступило лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, всем телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на неё. Ему грустно. Но вот пошёл зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживёт.

                                         Упражнения на релаксацию

Овощи устали

Воспитатель:  Устали овощи, сели отдыхать.

                          Отдувается капуста: «Ах! Ах!»

                          Обмахивают лицо ладошками.

                          Морковка: «Эх! Эх!»

                          Хлопают по коленям.

                          Горох: «О –хо – хох!»

                          Легко ударяют пальчиками по коленям.

                          Огурец: «Ух! Ух!»

                           Хлопают в ладоши.

                                                     
                                             Наши ножки устали


Воспитатель:    Наши ножки устали,

 (дети садятся на ковер и поглаживают ноги)

                         Они прыгали, скакали,

                         Наши ручки устали,

(дети поглаживают руки)

                         Они хлопали, играли.

                          Глазки закрываются,                

                          Реснички опускаются.

(дети ложатся на спину, закрывают глаза и отдыхают под музыку)

                          Глазки засыпают, дети отдыхают.

                          Глаза голубые у киски моей,

 (дети открывают глаза и смотрят вверх)

                          А небо над ними еще голубей.

Воспитатель:  Раз, два, три, четыре, пять!

Прикасаться поочередно подушечками пальцев друг к другу, начиная с большого.

                        Все умеем мы считать.

Сжимать и разжимать пальцы.

                        Отдыхать умеем тоже –

Покачать расслабленными руками.

                         Руки за спину положим,

                         Голову поднимем выше

Спрятать руки за спину, голова поднята, спокойное дыхание через нос.

                         И легко – легко подышим.

                         Ой, как пахнет здесь весной,

                         Ну а нам пора домой.

                                                    (Ж.Фирилева, Е. Сайкина)

Упражнения на развитие чувства ритма

Капли

Воспитатель:  Капля – раз! Капля – два!

Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми.

Капли медленно сперва.

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой

Космонавты

Воспитатель:  

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

Дружно за руки возьмись,

В круг скорее становись.

                                                            (Ж. Фирилева, Е. Сайкина)

Под музыку дети сначала «заводят моторы» (топают ногами сначала тихо, потом все громче и громче), затем «летят» (взявшись за руки, двигаются по кругу топающим шагом, ускоряя и замедляя движение в соответствии темпом музыки).

Дятел

Дети:                 Долбит дятел в лесу сук,

                           Раздается: тук – тук – тук!

Дети проговаривают слова, ударяя кулачками друг о друга, затем прохлопывают в ладоши за воспитателем различный ритмический рисунок.

(М.Ю. Картушина)

Упражнения на развитие артикуляции


Гимнастика для языка

Воспитатель: Жил- был Шум!

                        Ел Шум:

Дети:               Хрум, хрум, хрум!

Воспитатель:  Ел суп:

Дети:                Хлюп, хлюп, хлюп!

Воспитатель:  Спал так:

Дети:               Храп, храп, храп!

Воспитатель:  Шел Шум:

Дети:                Бум, бум, бум!

Дети не только проговаривают, но и имитируют движения.

Немой диалог

Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что – то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.

(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям).

                                      Список  литературы

1.Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду-М.:2004

2.Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей-Спб.:2011

3. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду-М.:2002

4. Уликова Н.А. Практический материал для работы с детьми по развитию речи-Спб.:1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений по театрализованной деятельности.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию картотеку игр и упражнений по театрализованной деятельности . Буду рада если этот материал кому-нибудь пригодится!...

Организованная деятельность с детьми старшей группы на тему "Картотека игр и упражнений по театрализованной деятельности"

Картотека игр и упражнений по театрализованной деятельности в старшей группе• НасосЦель. Уточнить и отработать артикуляцию звука С. (Язык находится за нижними зубами, струя воздуха холодная) Описание....

КОНКУРС. Картотека игр и упражнений по театрализованной деятельности.

Картотека игр и упражнений по театрализованной деятельности....

Картотека игр и упражнений по "Театрализованной деятельности"

Игр и  упражнений по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

картотека Игр и упражнений _по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Игр и упражнений по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр и упражнений по театрализованной деятельности.

Картотека игр и упражнений по театрализованной деятельности....