Обобщение опыта работы по речевому развитию в дошкольном возрасте
материал по развитию речи (старшая группа)

Ерюшева Елизавета Александровна

У  современного  педагога существует огромный выбор методик, с помощью которых можно совершенствовать умение детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по речевому развитию в дошкольном возрасте

Для родителей ребенка дошкольного возраста важнейшей задачей становится подготовка его к обучению в школе. Развитие речи в средней группе основано на развитии связной и последовательной речи, способности правильно и четко произносить фразы и слова. Даже неплохо владеющий речью ребенок, может не осознавать, что слово - это набор отдельных звуков. В таком случае несложно привлечь его внимание к новой для него звуковой составляющей речи, чтобы он активно начал ее осваивать. Не все дети одинаково успешно овладевают речью. В процессе формирования устной и, как следствие, письменной речи часто возникают осложнения, которые нарушают ее развитие. К ним необходимо отнестись серьезно и устранить их до того, как они смогут повлиять на развитие ребенка, его психику. Поэтому взрослым не стоит подделывать свою речь под детскую, а говорить следует простой и понятной речью, четко, правильно и не слишком быстро произнося

все слова.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования.   Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает в себя:
а)владение речью как средством общения;
б)обогащение активного словаря;

в)развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;

г)развитие речевого творчества;

д) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
е)  знакомство с книжной культурой, детской художественной литературой, понимание на слух текстов, различных жанров детской литературы;
ж) формирование звуковой аналитико - синтетической активности, как предпосылок обучения грамоте.

У  современного  педагога существует огромный выбор методик, с помощью которых можно совершенствовать умение детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Вот уже несколько лет я занимаюсь над проблемой развития речи детей. Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. От уровня речевого развития зависит  общее интеллектуальное развитие и закладываются основы успешного обучения в школе.
  Считаю, что речевое общение – это высшая форма сотрудничества педагога, родителя и ребенка. Поэтому, общаясь  с детьми, придерживаюсь «Не рядом и не над, а вместе!»

Изучив теоретические источники, я поставила перед собой  цель:

-создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию  речи дошкольников через дидактические,

-речевые игры, театрализованные, сюжетно-ролевые игры.   

Мною  накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно - ролевые игры, логоритмические упражнения.
    В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи,

требующей воплощения.

 Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно у детей «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.
     Использую в своей практике речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

Ежедневно читаю сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки и учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.
    После ответа на вопросы можно предложить детям «показать» сказку в игре-драматизации.
    Так как, играя, дети - познают, пропускают все образы через свой внутренний мир. Рассматривание иллюстраций разных художников (В.Лосина, Ю.Казанцева, Т.Сокольской, К.Швец) помогает детям обращать внимание на характер изображения персонажей (дед и баба старенькие, ласковые, добрые), их внешние данные (у мышки длинный хвостик, курочка рябенькая). При анализе содержания сказки дети повторяют слова курочки, действия деда и бабы (била-била – не разбила; дед плачет, баба плачет).
     
 В своей работе я стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении  высказываний, развивают объяснительную речь. Понимая, какое значение имеет дидактическая игра в развитии речи детей и для того, чтобы повысился интерес к игре, я придерживаюсь следующих требований.

  1.Дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития.
   2.Должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей.
   3.Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовлетворение.

В  практике,  использую  три вида дидактических игр:
    - игры с предметами (игрушками, природным материалом).
    -настольно-печатные.

 -словесные игры.

  Дидактические и речевые игры я использую на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей. Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе.

  Методы развития речи, применяемые мною:
Наглядные: наблюдения в природе, экскурсии, изобразительная наглядность, рассматривание картин, игрушек и рассказывание по ним;
Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры наглядности;

Практические: дидактические игры, игры – драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.
     Основными принципами реализации системы работы по развитию речи с детьми являются систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей, которые осуществляются:

 - в процессе организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы;

 - в ходе режимных моментов;

 - в свободной самостоятельной деятельности;

 - во взаимодействии с семьями.

    Широко применяю  в своей работе  по развитию речи словесные игры.
Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка.
Например: «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Зима-лето» и т. д.
Дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения, замечать логические ошибки.
Эти игры хороши тем, что вызывают веселый смех, развивают  чувство юмора.
   «В развитии мышления и речи детей, особое место отводится движениям руки. Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи». И.П.Павлова
     
    Пальчиковым играм , логоритмике я уделяю ежедневно много  времени, как в свободной деятельности, так и на всех видах занятий.
      Для формирования диалогической речи я использую различные виды театра. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.
      Много играем в сюжетно - ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей.
   Таким образом,  в процессе работы над проблемой по развитию речи происходит существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладевают речевыми умениями, учатся самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение.

Хочется отметить в работе тесную взаимосвязь с родителями. Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
    Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогает  в организации игр, в домашних условиях. Знания родители получают через беседы, консультации, родительские собрания, практические семинары.

Итак, благодаря целенаправленной работе по развитию речи дошкольников их речь становится чище, точнее и более развернутой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

Обобщение опыта работы « Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве.В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, св...

Обобщение опыта работы «Формирование речевых способностей детей раннего возраста через приобщение малых фольклорных форм»

Ранний дошкольный возраст- это период активного условия ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Существенную роль в проце...

Обобщение опыта работы по речевому развитию в средней группе

Данный материал может помочь воспитателям в работе...

Презентация "Обобщение опыта работы по речевому развитию"

Презентация содержит описание опыта работы по речевому развитию дошкольников 4 - 5 лет....

Обобщение опыта работы по речевому развитию

Обобщение опыта работы по речевому развитию...

Обобщение педагогического опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности»

В 2019 году я начала работу в инновационном направлении над темой: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности» в об...