Обобщение опыта работы «Формирование речевых способностей детей раннего возраста через приобщение малых фольклорных форм»
учебно-методический материал

Ранний дошкольный возраст- это период активного условия ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Существенную роль в процессе развития речи детей выполняет художественное слово- детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполняемостью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребенка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл речевое развитие, обобщение26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 комбинированного вида»

Обобщение опыта работы

«Формирование речевых способностей детей раннего возраста через приобщение малых фольклорных форм»

Воспитатель:

                                                                    Домбровская Оксана Сергеевна

Мончегорск

2021

Фольклор в переводе с английского означает народная мудрость. А для самых маленьких разновидность фольклора, соединяет в себе песни, игры, небольшие стихотворные формы.

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые фольклорные формы, особенно потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка данного возраста.

Регулярное использование малой формы фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия малыша, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Потешки, песенки, заклички, сказки дети должны слышать с самого раннего возраста. Воспитатель, работающий с детьми раннего возраста, обязательно должен их использовать, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Они способствуют созданию положительного эмоционального настроя. А эмоциональное состояние ребенка отражается на его здоровье.

Ранний дошкольный возраст- это период активного условия ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Существенную роль в процессе развития речи детей выполняет художественное слово- детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполняемостью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребенка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в образовательной деятельности.

Слайд2 

      Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего народа имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что прежде всего, подражая разговорной речи окружающих ребенок усваивает родной язык. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости, часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Результаты проведенного мною анкетирования в младшей группе показали, что родители воспитанников мало и редко используют в современной жизни в воспитании и развитии ребенка малые фольклорные формы.

Для выявления уровня речевого развития я сделала вывод, что вновь пришедшие дети не умели рассматривать иллюстрации, слушать художественную литературу, что у большинства детей ограничен словарный запас, многие дети не могут отвечать на вопросы взрослого, отрицательно реагировали на игровые действия речью.

Учитывая важность проблемы по формированию речевых способностей, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, младшим воспитателем, музыкальным руководителем. Пришла к выводу, что развитие речи детей с приобщением малых фольклорных форм, необходимо систематизировать.

Слайд3 Для этого определила цель своей работы, что является развитием познавательной и речевой активности детей раннего возраста средствами фольклора. Данную цель пыталась решить с помощью следующих задач:

приучать детей внимательно слушать произведение малого жанра фольклора;

предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы;

способствовать    развитию    умения    рассматривать    иллюстрации    в книгах;

способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей;

вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора;

обеспечить эмоциональное положительное общение с каждым ребенком;

расширять представления родителей о русском народном фольклоре и его возможностях.

В методике развития речи детей имеется немало исследований посвященных использованию фольклора. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги такие как Александра Платоновна Усова, Елизавета Ивановна Тихеева, Елизавета Николаевна Водовозова, Оксана Семеновна Ушакова.

Слайд4 По словам Александры Платоновны Усовой: «Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа».

Развитие речи в раннем возрасте идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Слайд5 В своей группе я создавала определенные условия: подбирала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировала умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке размещала книги с иллюстрациями к потешкам, сказкам. Книжный уголок я систематически обновляла. Пространство групповой комнаты дополнено предметами народного быта и игрушками. В театральный уголок внесены фигурки персонажей знакомых сказок, потешек, дополнен разными видами театров. В нашем саду создан музей народного быта, что существенно помогает мне в работе.

В своей работе использовала разнообразие фольклора.

Потешки, колыбельные, песенки. Особенно любимы детьми, потому что быстро запоминаются, часто сопровождаются показом. Способствуют быстрому запоминанию.

 В адаптационный период я использовала потешки и подбирала игрушки, чтобы наладить эмоциональный контакт с ребенком как, например:

***                                                                         ***

Кто у нас хороший?                                        Здравствуйте, девочки,

Кто у нас пригожий?                                       Здравствуйте, мальчики,

Ванечка хороший,                                            Рады мы видеть вас

Ванечка- пригожий.                                          В детском садике.

Также использовала потешки при умывании, высаживание на горшок, во время еды, при одевании, перед сном, пробуждении, для тех, кто плачет.

***                                                                     ***

Теплою водою                                                  Тема, Тема- малышок!

Руки чисто мою.                                                Ты садись-ка на горшок,

Кусочек мыла я возьму                                     Не ходи угрюмый,

И ладошки им потру.                                         Посиди-подумай!

Будет мыло пениться,

Грязь куда-то денется.

***                                                                           ***

Тишина у пруда,                                                  Что ты плачешь,

Не качается вода.                                                 «ы» да «ы»,

Не шумят камыши,                                              Слезы поскорей утри.

Засыпают малыши.                                              Будем мы с тобой играть,

                                                                                  Песни петь и танцевать.

Через несколько дней дети сами с большой охотой шли в группу и просили прочитать потешки про петушка или другого персонажа.

Слайд6 Особое место занимали музыкальные игры-потешки, на аудиодисках представлены песенки-игры, которые радовали малышей и оказывали положительное влияние на их сенсорно-моторное и эмоциональное развитие. Дети выполняли подражательные действия под музыку, получали возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, тем самым развивали крупную и мелкую моторику, речь. При организации подвижных игр я использовала песенки, хороводные игры так как они учат малышей раскрепощаться, взаимодействовать со сверстниками и добиваться успеха.  Слайд7Пальчиковые игры я использовала на фольклорном материале, они максимально полезны и очень важны в развитии речи детей. По всей сути пальчиковые игры- это массаж и гимнастика для рук, что способствует речевому развитию.

Слайд8 Колыбельные песенки-напевность, особый ритм отрабатывались в играх «Уложим куклу спать» обучала детей плавному произношению фраз, предложений, тем самым обогащала словарный запас. При распевании колыбельных песенок дети запоминали слова, словосочетания, осваивали лексическую сторону речи.

Утренняя двигательная пауза для детишек- важнейший элемент в жизни каждого ребенка, поскольку именно гимнастика предполагает отличное физическое развитие и здоровое состояние малыша. А чтоб заинтересовать малышей, я использовала русское народное творчество, как например: «Как у нашего кота» или гимнастика с платочками.

Приобщение к художественной литературе.

Осваивая методическую литературу, я поняла, что для речевого развития детей дошкольного возраста является художественная литература. Книги, сказки, спектакли служат для ребенка неисчерпаемым источником развития речи. Народные сказки, потешки не только расширяют представления детей, обогащают его знаниями, но что самое главное – они вводят его в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

В работе с детьми использовала народные сказки. Учила слушать сказки, потешки, прибаутки, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Постоянно обращала внимание детей на образный язык сказок, привлекала ребят к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Они повторяли интонации, которые произносила я. В народном творчестве сказка- самое большое чудо.

Сказка имеет специфический языковый стиль, которому характерны напевность, повторы различных словосочетаний, содержат много метафор. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития ребенка.

Для развития речи с малышами начинала проводить НОД с использованием художественного слова - знакомством с миниатюрными произведениями народного творчества. Я решала такие задачи как развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний - в потешках, песенках при показе и назывании разных предметов. При этом развивала слуховое восприятие, речевое дыхание, голосовой аппарат, воспитывала умение четко, правильно произносить слова, фразы.

Внедряя, восприятие сказки детям, я оказывала сильное воздействие на эмоциональное развитие детей. Ведь как известно, что во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. В процессе ознакомления со сказкой создавала психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Приобщала детей к театрализованной деятельности, что способствовало освоению развитию коммуникативных навыков, развитию речевых способностей.

Слайд 9. Театрализация.

Изучая, методическую литературу по данной теме выяснила, что сказки являются неиссякаемым источником самых разнообразных эмоций. Но использовать обычное чтение сказки для речевого развития детей раннего возраста не целесообразно, в силу возрастных особенностей детей.

С первыми театрализованными действиями я знакомила детей в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения песенок, потешек и сказок.

Слайд10Кукольный театр более, чем какой-либо другой, близок и доступен маленьким детям. Когда я «оживляла» кукол и начинала их двигать, то дети «попадали» в новый увлекательный мир игрушек, где было все возможно и все необыкновенно. Предлагала малышам ритмично хлопать под музыку, сопровождающую действие спектакля.

Наблюдая за детьми, которые смотрят кукольный театр, на их маленьких личиках видела целую гамму эмоций и переживаний. Как, например показ сказки «Курочка ряба», где дети переживали бабке и деду, когда мышка разбила яйцо. Или кукольный театр к сказке «Колобок», где дети показывали положительные эмоции, когда колобок поет песенку.

Слайд11. При работе с родителями:

Чтобы достичь результатов в этой работе я стала обращаться к непосредственной помощи родителей.

- создавала заинтересованность родителей: беседы о том, почему мы уделяем много внимания речевому развитию

Подготовила консультации для родителей: «Роль фольклора в развитии речи детей 2-3 лет», «Воспитание сказкой», «Для чего нужны пальчиковые игры», «Факторы успешного речевого развития детей раннего возраста»

Памятки: «Развитие речи детей раннего возраста.

Выступление на родительском собрании: «Пальчиковые игры как способ развития речи детей раннего возраста»- рассказала, что движение рук и пальцев, сопровождаемые потешками, благотворительно действуют на общее развитие, а в том числе и речевое развитие детей; провела практикум для родителей «Пальчиковые игры в различных моментах». Также рассказала о значимости фольклора в жизни детей, что народное творчество отлично развивает речевой слух ребенка; провела семинар-практикум «Детский фольклор в режимных моментах».

Родители принимали участие в смотре-конкурсе МАДОУ по созданию условий для театрализованной деятельности, где мы заняли 2 место. Родители изготовили ширму для театрализованной деятельности, также сказочных героев к сказкам и потешкам. Привлекала родителей и детей к совместному творчеству «Любимые сказочные герои».

Слайд12. Провела совместную деятельность родителей и детей (развлечение) «Зимние забавы», «В кошкином доме», «Наши любимые потешки»- побуждала интерес к малым формам устного народного творчества, привлекала детей к общению с взрослыми и сверстниками.

Из-за пандемии COVID-19 2020-2021 года оказались сложные для привлечения родителей к жизни детского сада, но несмотря на это в силу информационных технологий мною создана группа «ВКОНТАКТЕ» для родителей, где я выкладывала информацию по данной теме, также вовлекала родителей в образовательную деятельность. Слайд13. Провела мастер-класс по изготовлению народной тряпичной куклы. По итогу была создана выставка «Народная кукла». В раздевалке для родителей была представлена выставка «Народные промыслы и игрушки.   Консультации,  zoom беседы.

В 2019г. принимала участие на МО города в проблено-ориентированном семинаре «Копинг-стратегии как способ оптимизации процесса адаптации к условиям ДОУ»

Творческая группа «Малышок» провела практикум для воспитателей раннего возраста «Укрепление здоровья детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм».

Показала открытого занятия для педагогов коллектива: «Кошка и котята», «Домик для зайки»- где использовала фольклорные произведения.

Слайд 14 В результате проведения повторной диагностики мною были сделаны следующие выводы: сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики позволил выявить положительную динамику в развитии речи детей. Фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в развитии речи детей. В результате систематического использования устного народного творчества на занятиях и режимных моментах удалось получить положительные результаты в работе по теме: «Формирование речевых способностей детей раннего возраста через приобщение малых фольклорных форм». Дети стали эмоциональнее, активнее. Расширился и обогатился словарный запас, речь стала более четкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к опыту работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«… Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне….»                     ...

Сообщение из опыта работы «Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому наша задача заключается не в том, чт...

Обобщение опыта работы «Обогащение эмоциональной сферы детей раннего возраста через приобщение к художественно- эстетической деятельности».

Эмоции - это неизведанный объект, который нельзя отнести к чувствам, так как это сиюминутное явление. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но, как говорят последние исследования в...

Семинар – практикум: «Укрепление здоровья детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые фольклорные формы, особенно потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка....

Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм

автором представлена методическая разработка, помогающая родителям  воспитывать детей раннего возраста посредством малых форм фольклора....

СТАТЬЯ Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонни...