Обобщение опыта работы «Обогащение эмоциональной сферы детей раннего возраста через приобщение к художественно- эстетической деятельности».
учебно-методический материал по теме

Эмоции - это неизведанный объект, который нельзя отнести к чувствам, так как это сиюминутное явление. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но, как говорят последние исследования в этой области, эмоции - предшествующее состояние. Вначале мы эмоционально реагируем, затем у нас возникают определенные чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshch._dombrovskaya_1.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 комбинированного вида»

Обобщение опыта работы

«Обогащение эмоциональной сферы детей раннего возраста через приобщение к художественно- эстетической деятельности».

Воспитатель

Домбровская Оксана Сергеевна

Мончегорск

2018

Эмоции - это неизведанный объект, который нельзя отнести к чувствам, так как это сиюминутное явление. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но, как говорят последние исследования в этой области, эмоции - предшествующее состояние. Вначале мы эмоционально реагируем, затем у нас возникают определенные чувства.

Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью. Они направлены на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка и взрослого, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, злость, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия малыша еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать.
Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение взрослого при каждом самостоятельном поступке.

Художественно-эстетическое развитие способствует и обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность дошкольника.

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

Актуальность данной работы заключается в том, что развитию эмоциональной сферы ребенка уделяется недостаточное внимание. А ведь, одной из важнейших проблем на сегодняшний день является то, что наши дети мало эмоциональны. Нарушения психоэмоционального развития, запаздывание в формировании эмоций у детей приводит к отставанию в общем развитии, к устойчиво негативному поведению и искаженному развитию чувств. Еще древние греки верили: глядя на прекрасное, слыша и слушая о прекрасном, человек совершенствуется. Красивые образы, запечатленные в душе в раннем детстве, способствуют возникновению красивых мыслей, а красивые мысли помогают построить красивую жизнь - так считал великий Платон. Трудно с этим не согласиться.

Художественно- эстетическое развитие можно осуществлять через музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельности и приобщение к художественной литературе.

Целью моей работы в данном направлении является: развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста через художественно- эстетическое восприятие.

 Определила задачи для реализации искомой цели: создать эмоционально- положительного настроения в группе; познакомить с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности; побуждать детей к деятельности через сюрпризные и игровые моменты; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать коммуникативные навыки.

Ранняя диагностика выявления уровня эмоционального развития у ребенка и своевременная коррекционная работа способствует тому, что отклоняющееся развитие ребенка от общепринятых норм можно исправить на ранних этапах. Именно поэтому в современных подходах к руководству формированием эмоций у ребенка в подавляющем большинстве используются средства, построенные на игровой, театрализованной, изобразительной и музыкально-эстетической деятельности.

Для выявления уровня развития эмоциональной сферы я сделала вывод, что у вновь пришедших детей не умели рассматривать иллюстрации, слушать художественную литературу, боялись обмакнуть пальчик в краску, негативно реагировали на музыкальные занятия.

Учитывая важность проблемы по формированию эмоциональной сферы, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями, младшим воспитателем, музыкальным руководителем.

Музыкальные занятия в первой группе раннего возраста.

Малыш пришел в детский сад совсем недавно, еще не привык к окружающей его обстановке, а тут уже начались занятии, да не простые, а музыкальные… В начале учебного года не только дети, но и я переживали так называемый адаптационный период, знакомились друг с другом, присматривались, совместно с музыкальный руководителем, делали все возможное, чтобы заинтересовать детей.

Дети только привыкали к своей группе, к атмосфере и обстановке, поэтому первую неделю, две, проводили музыкальные занятия в группе, на «своей» территории дети лучше шли на контакт и период адаптации и знакомство проходило для них легко. Как известно, музыка — это самое доступное из всех видов искусств, для детей с самого раннего возраста, едва заслышав музыку, и поэтому многие дети начинали пританцовывать, подпевать, одним словом- откликались на звучание музыки.

В первой группе раннего возраста музыкальная деятельность малышей заключалась в звукоподражании, звукоимитации, подпевании, а также несложных ритмических движениях (хлопки, притопы, кружение), доступны и очень нравятся детям. И, конечно же занятия проводились в игровой, доступной для детей форме, с привлечением различных героев (киска, собачка, зайчик и т. д.), которые «приходили» в гости на музыкальные занятия, делая их еще более интересными и запоминающимися. Привлекая маленьких детей к занятиям и музыкальным играм, я учитывала их желание и интерес. Главное – чтобы малыш испытывал удовольствие от предлагаемой ему деятельности. Умение правильно интонировать или хлопая, попадать в ритм звучащей музыки не было целью занятия.

Театрализация

Приобщала детей к театрализованной деятельности, что способствовало освоению развитию коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.

Изучая, методическую литературу по данной теме выяснила, что сказки являются неиссякаемым источником самых разнообразных эмоций. Но использовать обычное чтение сказки для эмоционального развития детей раннего возраста не целесообразно, в силу возрастных особенностей детей.

С первыми театрализованными действиями я знакомила детей в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов, потешек и сказок.

Кукольный театр более, чем какой-либо другой, близок и доступен маленьким детям. Когда я «оживляла» кукол и начинала их двигать, то дети «попадали» в новый увлекательный мир игрушек, где было все возможно и все необыкновенно. Предлагала малышам ритмично хлопать под музыку, сопровождающую действие спектакля.

Наблюдая за детьми, которые смотрят кукольный театр, на их маленьких личиках видела целую гамму эмоций и переживаний. Как, например показ сказки «Курочка ряба», где дети переживали бабке и деду, когда мышка разбила яйцо. Или кукольный театр к сказке «Колобок», где дети показывали положительные эмоции, когда колобок поет песенку.

Приобщение к художественной литературе.

Осваивая методическую литературу, я поняла, что для эмоционального развития детей дошкольного возраста является художественная литература. Книги, сказки, спектакли служат для ребенка неисчерпаемым источником развития эмоций, чувств. Художественные произведения не только расширяют представления детей, обогащают его знаниями, но что самое главное – они вводят его в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

В работе с детьми использовала произведения разных жанров. Учила слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Постоянно обращала внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, потешек, привлекала ребят к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Они повторяли интонации, которые произносила я, но это также закладывала основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Для развития речи с малышами начинала проводить занятия с использованием художественного слова - знакомством с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениями. Я решала такие задачи как развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний - в потешках, песенках при показе и назывании разных предметов. При этом развивала слуховое восприятие, речевое дыхание, голосовой аппарат, воспитывала умение четко, правильно произносить слова, фразы.

Внедряя, восприятие сказки детям, я оказывала сильное воздействие на эмоциональное развитие детей. Ведь как известно, что во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. В процессе ознакомления со сказкой создавала психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

 

Большое внимание уделяла рисованию.

У детей интерес к рисованию проявляется довольно рано. Изобразительная деятельность помогает детям познать окружающий мир, пробуждает эмоциональную отзывчивость, воспитывает чувство прекрасного, развивает восприятие, мышление, внимание, память, любознательность, мелкую моторику. Часто этот вид деятельности несет в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает ребенка.

Занимаясь с детьми изобразительной деятельностью, учитывала то, что в силу возрастных особенностей они довольно неусидчивы и нетерпеливы. У ребенка раннего возраста еще не сформированы многие навыки. Он не умеет правильно держать карандаш, регулировать силу давления на бумагу, ориентироваться на листе бумаги. Часто такое отсутствие умений сердит и расстраивает малыша. Поэтому я использовала нетрадиционные техники рисования - лучшее что подходит для детей раннего возраста. Пять минут – и работа готова! А это как раз то, что нужно малышам: завораживающий процесс и яркий результат.

Чтобы сделать занятие рисование с детьми более эффективным, обращала внимание на следующие моменты:

- перед занятием создавала у малышей положительный настрой, обыгрывала тему занятия (с помощью сюрпризного момента, подвижной игры, художественного слова);

- по ходу занятия при необходимости направляла действия малышей;

- во время работы приучала детей к аккуратности (нельзя рисовать на полу, стенах, пачкать одежду; после рисования нужно вымыть руки);

- обращала внимание детей на результат их труда, обязательно хвалила детей;

- старалась, чтобы малыши испытывали удовольствие от работы.

Я не принуждала малышей к изобразительной деятельности, а старалась заинтересовать их. Проводила занятия не только в специальное отведенное время, а организовывала в подходящий момент (в ходе игры, после рассказывания сказки, потешки или рассматривания иллюстрации).

Рисование пальчиками.

Для маленьких детей самый доступный способ рисования - рисование пальчиками. И действительно, что может быть проще: обмакнул пальчик в краску и ставь им на листе бумаги точки, делай мазки, проводи линии.

Прежде чем приступала к занятиям, предлагала детям порисовать пальчиком в воздухе, на подносе с пшеном. Затем показывала детям, как опускать пальчики в краску и ставить на листе бумаги точки, мазки. При необходимости помогала: брала руку ребенка в свою и рисовали совместно несколько точек. Когда дети осваивали этот способ рисования, то предлагала им украсить точками, заранее нарисованные предметы или наклеенные сюжетные картинки.

Например «Снегопад»

Для создания этого шедевра я обыгрывала тему занятия:

- смотрели с детьми в окно, обращала внимание на то, как много снега вокруг; объясняла, где лежит снег (на деревьях, на дорожках), рассматривали иллюстрации по теме «Зима»;

- скатывала маленькие шарики из салфеток и предлагала устроить снегопад; (предлагала подуть на шарики, чтобы «снег разлетелся»)

- под музыкальное сопровождение предлагала детям потанцевать со снежинками.

Затем приступали к рисованию зимнего пейзажа. Перед детьми на столе лежали заготовленные основы для работы, и я предлагала им окунуть пальчик в краску и нарисовать снегопад.

Рисование ладошками.

Яркие и оригинальные шедевры мы создавали с помощью отпечатков детских ладошек. Шлеп – и отпечаток готов! Рисование ладошками очень увлекательное занятие, которое очень нравится малышам. Прежде чем приступала к занятиям, показывала детям, как делать отпечатки. Затем учила их опускать в мисочку с гуашью всю ладонь и прикладывать ее к бумаге, чтобы получился отпечаток. При этом пальцы могут быть растопыренными или сомкнутыми. Когда отпечатки ладони высыхали, доводила их до нужного образа.

Например «Птичка»

Для создания этого шедевра я создавала у детей положительно-  эмоциональный настрой. Показывала малышам птичку, предлагала посмотреть, как она летает. Затем проводила физкультминутку:

Прилетели птички,

Птички- невелички,

Все летали, все латали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали,

Зернышки клевали.

Затем предлагала детям нарисовать птичек, приложив ладошку к бумаге так, чтобы большой палец смотрел вверх, а остальные немного расставленные - в сторону. Когда отпечатки ладоней на бумаге высыхали, вместе с детьми дорисовывали глаза, клюв, лапки.

Рисование поролоновым тампоном.

Маленьким детям довольно трудно правильно держать кисть, а тем более рисовать ею. Поэтому я использовала поролоновый тампон.

Поролоновым тампоном малыши могут рисовать точки, линии, круги или закрашивать размашистыми мазками изображения простых и крупных предметов.

Например «Мячики»

Для создания такого рисунка я провела подвижную игру с мячами. На небольшом расстоянии от детей держала корзину и предлагала им бросать мячики. Затем показала картинки с изображением щенков и сказала, что они скучают, потому что им не во что играть. Предложила детям нарисовать для щенков мячики.

Также мы рисовали палочками на земле в теплый период.

Рисование палочками – это не только веселое занятие во время прогулки, но и развитие творчества, и познание детьми окружающего мира. Детям очень нравится рисовать палочками и создавать интересные рисунки на земле. Кроме того, рисование гармонично развивает личностные характеристики и умственные способности ребенка.

В процессе рисования наши дети почувствовали себя маленькими фантазерами: Юля нарисовала маму, Матвей- дорогу, Даниил- солнышко…

Дети от такого нетрадиционного рисования с подручными средствами получали только положительные эмоции и незабываемые ощущения.

Невозможно представить себе развитие ребенка без игры. Игра- это важнейшее средство воспитания и обучения ребенка. В процессе обучения я большое внимание отводила ведущее место в игре детей. Известно, что играющий ребенок менее агрессивен, устойчив к конфликтам, коммуникабелен, внимателен и активен. Кроме всего прочего снимается раздражительность, появляется эмоциональность. Различные игры позволяют детям и взрослым получить чувственный опыт; учат регулировать свои чувства и силу физического воздействия друг на друга. И поэтому в группе, с которой я работаю, созданы все необходимые условия для художественно-эстетического развития детей.

В музыкальном уголке имеются дидактические игрушки, музыкальные шумовые инструменты, которые доступны для детей. Так же есть музыкальный центр для прослушивания музыкальных произведений.

В книжном уголке представлены книги с русскими народными сказками, потешками, стихами, песенками, различные иллюстрации.

В театральном уголке: настольные театры «Курочка Ряба», «Колобок», «Как коза избушку построила», «Репка», также есть пальчиковые театры «Моя семья» и другие. Еще имеется шапочки «цыплята» и куклы на руку.

В физкультурном уголке находятся разноцветные кегли, разноцветные мячики, сухой бассейн, маты, кегли, мешочки для метания.

В строительном уголке: строительные кубики, разноцветные большие мягкие модули.

В уголке ряженья: юбочки, платочки, шапочки.

В сенсорном уголке: дидактические игрушки, пирамидки, лабиринты, шнуровки и т.д..

Эстетика обстановки в группе - это то, что должно быть постоянным, а не от случая к случаю. (Красивые отношения, красивая речь, красивые вещи радуют глаз).

При работе с родителями:

Чтобы достичь результатов в этой работе я стала обращаться к непосредственной помощи родителей.

- создавала заинтересованность родителей: беседы о том, почему мы уделяем много внимания художественно-эстетическому развитию; обсуждение изменений в эмоциональном поведении, собственное ощущение ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на начальном этапе, в середине и в конце обучения (с привлечением фотоматериалов);

- вела дискуссии содержательной стороны понятия «художественно-эстетическое развитие» необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с программой.

Выступление на родительском собрании:

На родительском собрании затронула вопрос о эмоциональном развитии детей. Что эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее.

Провела для родителей семинар- практикум «Рисуем пальчиками» (нетрадиционные техники рисования).

Совместно с музыкальным руководителем провела на родительском собрании семинар- практикум на тему «Значимость музыкального воспитания для детей раннего возраста». Провела практикум с родителями «Музыка и движения в раннем возрасте».

Подготовила консультации: «Эмоциональное развитие детей раннего возраста», «Рисуем пальчиками и ладошками», «Изобразительный материал для рисования детям раннего возраста», «Роль погремушки в жизни ребенка», «Твое - мое настроение», «Цвет хорошего настроения», «Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте».

Провела совместную деятельность родителей и детей (семейный досуг) «В гостях у бабушки», «В гости к игрушкам», также родители принимали участие в новогоднем утреннике, в театрализации посвященный ко дню матери. Активно принимали участия в различных выставках ДОУ.

Провела конкурс среди родителей по изготовлению погремушки из бросового материала.

 В 2016 году я показала на МО для педагогов города развлечение «Кто в домике живет?»  Дети кормили кошечку, помогали мишке собирать шишки и дарили ему сладкие конфеты. А затем, превратившись в маленьких цыплят, весело гуляли со своей мамой – курочкой. Несмотря на большое количество гостей, воспитанники показали себя активными участниками игр, веселыми и заботливыми ребятами. Также в феврале 2017годана МО провела семинар- практикум для педагогов «Роль погремушки в жизни ребенка».  Познакомила с историей погремушки и первоначального предназначения. Рассказала, что погремушка – это не развлечение, а средство познания жизни, они необходимы ребенку для правильного умственного и физического развития. В конце семинара я предложила изготовить погремушки своими руками из бросового материала «Конфетки- шумелки»; участвовала различных творческих конкурсах.

Заключение

В заключение хочется сказать, что главное в работе любого педагога, чтобы образовательная деятельность приносила детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, что будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Организация разнообразных форм работы с детьми отражается и на результатах. В первую очередь дети проявляют интерес к художественной литературе, театрализованной, музыкальной и изобразительной деятельности, получают удовлетворение от участия в различных досугах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

В стремительно меняющемся мире, где наблюдается обострение всех противоречий, дети особо остро испытывают потребность в ощущении эмоционального комфорта, в самовыражении и реализации творческих способ...

Обобщение опыта на тему: "Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе"

«Детей следует воспитывать, учить, растить среди природыи при посредстве природы …»Е.И. Тихеева Жизнь человека без речи немыслима. Помимо того, что с помощью речи люди могут общаться друг с ...

Развитие речи детей раннего возраста через реализацию направления «художественно – эстетическое развитие»

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем ...

Обобщение опыта работы «Формирование речевых способностей детей раннего возраста через приобщение малых фольклорных форм»

Ранний дошкольный возраст- это период активного условия ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Существенную роль в проце...

Обобщение опыта работы по теме "Экспериментирование детей раннего возраста с водой"

Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – это один из видов практики, с помощью которого ребёнок учится познавать всё, что его окружает. Дети, знакомясь с окруж...

Из опыты работы «Развитие социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста через игры с водой»

В опыте представлены материалы:-  по организации опытно-экспериментальной деятельности с водой детей 2-3 лет для развития социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста;- п...