СТАТЬЯ Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»
статья (младшая группа)

Шаронова Юлия Владимировна

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент познавательно-речевой деятельности.

Ребенок второго-третьего года жизни находится на втором этапе речевого онтогенеза, т.е. ребенок осуществляет переход к активной речи. Поэтому, большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевым элементами.

Также ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена  народом. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Многие отечественные педагоги и психологи (К. Д. Ушинский, Г.С. Виноградов,  В. А. Сухомлинский, Л. Н. Павлова и др.) отмечают, что фольклор - одно из действенных и ярких средств педагогики, таящий огромные дидактические возможности

Таким образом, проблема речевой  активности  детей раннего возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.  Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Исходя из важности вышесказанного, была поставлена цель: Развивать речевую активность у детей третьего года жизни через использование малых фольклорных форм в образовательной деятельности.

В своей работе мы используем фольклор как в повседневной жизни, так и в непосредственно образовательной деятельности. В педагогический процесс я  включаю такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, колыбельные, сказки. Мы разработали перспективный план на год с использованием малых форм фольклора в совместной деятельности, где фольклор подобран по всем лексическим темам, с которыми должен познакомиться ребенок третьего года жизни (в соответствии с перспективно-тематическим планом, который прописан в Основной образовательной программе дошкольного образования нашего ДОУ).

 Особую значимость фольклор приобретает в период адаптации малыша в дошкольном учреждении, когда ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Фольклор, увлекая детей яркими поэтическими образами, помогает установить контакт с ребенком и вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. А также укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание (например, «Кто у нас хороший?»). В группе игрушки подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Я заметила, что через некоторое время дети шли с охотой в группу и просили прочитать понравившуюся им потешку. Ласковые потешки также помогают успокоить тех, кто плачет или шумит. («Не плачь, Не плачь, детка…»)

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, пестушки), во время еды и бодрствования (прибаутки и потешки).

Непосредственно организованную деятельность с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных занятий.

Деятельность строится на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка. Создаем условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения - что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор самых простых слов: "да", "нет", "так", "вот"), но эта речевая активность возникает только в том случае, если дети заинтересованы происходяшим.

Стараемся вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Передавая смысловое содержание текста, пытаемся заразить малыша своим настроением. Предлагаем малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки), позвать, например, петушка, посадить на веточки птичек. Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата, а также используем прием инсценированния произведения с помощью картинок, ширмы, игрушек. С их помощью можно добиться предельного понимания содержания потешки.

Таким образом, в своей  работе используем прием действенного соучастия, который рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие.

Таким образом, малые формы народного поэтического творчества дают нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии, народным обычаям, воспитывать художественный вкус. Незатейливые по содержанию и простые по форме детский фольклор таит в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал. Мы используем потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Для более эффективного и успешного решения поставленных задач свою работу мы строили в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем, который в непосредственно образовательной деятельности также широко применяет фольклорные произведения (слушание русских народных мелодий, пение колыбельных потешек и закличек, выполнение музыкально-ритмических движений), и родителей.

Так как очень важно единство подходов к воспитанию и развитию ребенка, свою работу с родителями мы начали с анкетирования, целью которого было выявление степени применения устного художественного народного творчества в семье при общении с детьми и отношение самих родителей к данному вопросу.

      Причем, результаты анкетирования показали: многие родители не знают, что такое фольклор,  и те дети, в семьях, которых  не используются фольклорные формы при общении с малышами, не могут рассказать стихотворение или повторить слова и фразы за воспитателем художественного произведения.

Чтобы родители стали активными участниками и помощниками в решении поставленных задач, мы составили перспективный план работы с родителями по теме «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей».

Опыт работы показал, что целенаправленное и систематическое использование малых фольклорных форм в образовательном процессе при взаимодействии педагогов и родителей способствует развитию речевой активности детей, стимулирует творческие проявления, будит их фантазию. Произведения народного поэтического творчества оказывают всестороннее влияние на развитие ребенка. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной  художественно-речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем. Дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sharonova_4.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 96»

Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста   через использование малых фольклорных форм»

                                                                                                     Подготовила

                                                                                                                  воспитатель

                                                                                                                  Ю.В.Шаронова

2020 год

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент познавательно-речевой деятельности.

Ребенок второго-третьего года жизни находится на втором этапе речевого онтогенеза, т.е. ребенок осуществляет переход к активной речи. Поэтому, большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевым элементами. 

Также ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена  народом. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Многие отечественные педагоги и психологи (К. Д. Ушинский, Г.С. Виноградов,  В. А. Сухомлинский, Л. Н. Павлова и др.) отмечают, что фольклор - одно из действенных и ярких средств педагогики, таящий огромные дидактические возможности

Таким образом, проблема речевой  активности  детей раннего возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.  Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. 

Исходя из важности вышесказанного, была поставлена цель: Развивать речевую активность у детей третьего года жизни через использование малых фольклорных форм в образовательной деятельности.

В своей работе мы используем фольклор как в повседневной жизни, так и в непосредственно образовательной деятельности. В педагогический процесс я  включаю такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, колыбельные, сказки. Мы разработали перспективный план на год с использованием малых форм фольклора в совместной деятельности, где фольклор подобран по всем лексическим темам, с которыми должен познакомиться ребенок третьего года жизни (в соответствии с перспективно-тематическим планом, который прописан в Основной образовательной программе дошкольного образования нашего ДОУ).

 Особую значимость фольклор приобретает в период адаптации малыша в дошкольном учреждении, когда ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Фольклор, увлекая детей яркими поэтическими образами, помогает установить контакт с ребенком и вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. А также укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание (например, «Кто у нас хороший?»). В группе игрушки подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Я заметила, что через некоторое время дети шли с охотой в группу и просили прочитать понравившуюся им потешку. Ласковые потешки также помогают успокоить тех, кто плачет или шумит. («Не плачь, Не плачь, детка…»)

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, пестушки), во время еды и бодрствования (прибаутки и потешки).

Непосредственно организованную деятельность с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных занятий.

Деятельность строится на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка. Создаем условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения - что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор самых простых слов: "да", "нет", "так", "вот"), но эта речевая активность возникает только в том случае, если дети заинтересованы происходяшим.

Стараемся вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Передавая смысловое содержание текста, пытаемся заразить малыша своим настроением. Предлагаем малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки), позвать, например, петушка, посадить на веточки птичек. Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата, а также используем прием инсценированния произведения с помощью картинок, ширмы, игрушек. С их помощью можно добиться предельного понимания содержания потешки.

Таким образом, в своей  работе используем прием действенного соучастия, который рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие.

Таким образом, малые формы народного поэтического творчества дают нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии, народным обычаям, воспитывать художественный вкус. Незатейливые по содержанию и простые по форме детский фольклор таит в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал. Мы используем потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Для более эффективного и успешного решения поставленных задач свою работу мы строили в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем, который в непосредственно образовательной деятельности также широко применяет фольклорные произведения (слушание русских народных мелодий, пение колыбельных потешек и закличек, выполнение музыкально-ритмических движений), и родителей.

Так как очень важно единство подходов к воспитанию и развитию ребенка, свою работу с родителями мы начали с анкетирования, целью которого было выявление степени применения устного художественного народного творчества в семье при общении с детьми и отношение самих родителей к данному вопросу.

      Причем, результаты анкетирования показали: многие родители не знают, что такое фольклор,  и те дети, в семьях, которых  не используются фольклорные формы при общении с малышами, не могут рассказать стихотворение или повторить слова и фразы за воспитателем художественного произведения.

Чтобы родители стали активными участниками и помощниками в решении поставленных задач, мы составили перспективный план работы с родителями по теме «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей».

Опыт работы показал, что целенаправленное и систематическое использование малых фольклорных форм в образовательном процессе при взаимодействии педагогов и родителей способствует развитию речевой активности детей, стимулирует творческие проявления, будит их фантазию. Произведения народного поэтического творчества оказывают всестороннее влияние на развитие ребенка. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной  художественно-речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем. Дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы «Познание» на тему: «Развитие познавательной активности у детей раннего возраста через ознакомление с природой»

Этот материал был мною использованидля сдачи на первую квалификационную категорию. В презентации отображена работа по стимулированию познавательной активности детей раннего возраста через ознакомление...

Семинар – практикум: «Укрепление здоровья детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые фольклорные формы, особенно потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка....

Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм

автором представлена методическая разработка, помогающая родителям  воспитывать детей раннего возраста посредством малых форм фольклора....

План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» на 2019 – 2020 учебный год.

План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» на 2019 – 2020 учебный год....

Обобщение опыта работы «Формирование речевых способностей детей раннего возраста через приобщение малых фольклорных форм»

Ранний дошкольный возраст- это период активного условия ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Существенную роль в проце...

Картотека собственных составленных игр по речевому развитию с детьми раннего возраста с использованием малых фольклорных форм.

Цель: Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклорных дидактических игр.Дидактическая игра «Отгадай, кто пришёл»Ход: Воспитатель произносит строки потешки, сопровождая показом...