КАРТОТЕКА ПЕСТУШЕК, ПОТЕШЕК, ЗАКЛИЧЕК, НАРОДНЫХ ПЕСЕНОК ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
картотека по развитию речи (младшая группа)

Дмитриева Мария Дмитриевна

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

Потешки - малый жанр устного народного творчества

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

- обогащение словаря
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
- формирование грамматического строя речи
- развитие монологической и диалогической речи
- развитие мелкой моторики

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poteshki.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

 КАРТОТЕКА ПЕСТУШЕК, ПОТЕШЕК, ЗАКЛИЧЕК,  НАРОДНЫХ ПЕСЕНОК ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

ПЕСТУШКИ

УМЫВАНИЕ

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки,

Вот вам хлеб и ложки.

с гоголя - вода,

С младенцем - худоба

Укатись вся.

Водичка- водичка!

Умой мое личико!

Чтобы щечки краснели!

Чтобы глазки блестели!

Чтоб смеялся роток!

Чтоб кусался зубок!

Моем, моем Милу мылом,

Мила мыло полюбила!

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маше улыбаемся.

От водички, от водицы

Все улыбками искрится.

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы

Катя умывается солнцу улыбается!

ОДЕВАНИЕ

Наша Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

У нас Олеженька один,

Никому не отдадим.

Мы пальто ему сошьем,

Погулять его пошлем.

Валя вырастет большая,

Будет в золоте ходить.

Всех мамок и нянек

Подарками дарить.

Старых старушек

- обносочками

Молодых молодушек

- ленточками.

УСПОКОИТЬ МАЛЫША

Ты, Катенька, не плач,

Я куплю тебе калач.

На шею повешу,

А потом утешу.

У нас Света сын один,

Мы в обиду не дадим,

Пиджак сошьем,

И гулять пойдем.

Кто у нас хороший,

К то у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать -

Куплю худой лапоть!

У лисы боли,

У волка боли,

У медведя боли,

А Оленькины боли, -

Уйдите в поле.

Там им умереть

И дня не болеть!

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек!

Не плач, не горюй,

Лучше в дудочку подуй!

Ах ты моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

ПОДЪЕМ

Потягуси, потягуси

Полетели низко гуси,

Потягуси, потягушечки,

Перья мягкие в подушечке,

Эти перья потягушеньки

Подарили гуси Мишеньке.

Потягушечки, потянись,

Поскорей, скорей проснись.

Потянись, тянись, маленький,

Тянись, тянись хорошенький

Вырастешь большой

Тянись, тянись, детка,

Стань большим и красивым.

Потягушечки, потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся, мы потянемся,

Маленькими не останемся.

Ночь прошла, темноту увела,

Замолчал сверчок, запел петушок.

Встала маменька, открыла ставенку:

«Здравствуй, солнышко - колоколнышко».

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерна взялась,

Зайка - за капустку,

Мышка - за корку,

Детки - за молоко.

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

- Петя, Петя, петушок,

Золотой гребешок,

Ты зачем так рано встал,

«Ку-ка-ре-ку» прокричал?

- А затем, - петух ответил

-Чтобы не проспал народ

Солнца ясного восхода!

Потягунюшки, потягунюшки,

КОРМЛЕНИЕ

Тень-тень - потетень,

В огороде-то плетень.

В избе печка топится,

Бабушка торопится:

Она репу печет,

По тарелочкам кладет.

Пошел котик на Торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть?

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Травушка-муравушка

Со сна поднялась,

Птица синица за зерна взялась,

Зайка - за капустку,

Мышка - за корку

Детки - за молоко.

.

ПОТЕШКИ

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

-Маму, дочка, слушайся.

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катенька, ноженькой.

Как растаял месяц - золотые рожки

Как у нашей Тани солнышко в окошке,

Яркие у солнышка лучики горят,

Русые у Танюшки косыньки весят.

Чешу, чешу, волосоньки,

Расчесываю косыньки.

Мы в колхозе родились

И на славу удались:

Под подушкой калачи,

В ручках прянички,

В щечках яблочки.

Иголка, иголка,

Ты остра и колка,

Не коли мне пальчик

-Шей сарафанчик!

Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар:

Родной матушке - платок,

Посередочке цветок.

Братьям - соколам -

По козловым спогам,

Сестрицам - лебедицам

Да по белым руковицам.

Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Гуси - в гусли,

Утки - в дудки,

Овцы - в донцы,

Тараканы - в барабаны.

Ваня, Ваня - простота

Купил лошадь без хвоста

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Сидит белка на тележке,

Продает орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому

Заиньке усатому,

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Сергей приди, и Матвей приди.

А Никитушка - ну, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать:

И Ивану блин, и Степану блин,

И Сергею блин, и Матвею блин,

А Никитушке - мягкий пряничек.

Из-за лесу, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на собачках.

ПРИГОВОРКИ, ЗАКЛИЧКИ

Киска, киска, киска, брысь

-На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Божья коровка,

Черная головка,

Лети-лети за море

Там тепленько,

Здесь холодненько.

Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусочек пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобные лепешки - высунь рожки!

Петушок-петушок

Золотой гребешок!

Выгляни в окошко

-Дам тебе горошка.

Воробей, воробей,

Не летай на песок,

Не клюй песок,

Не тупи носок.

Пригодится носок

На овсяный колосок.

Петя, Петя петушок,

Золотой гребешок,

Ты зачем так рано встал,

«Ку-ка-ре-ку» прокричал?

- А затем, - петух ответил,

-Чтобы не проспал народ

Солнца ясного восход!

Божья коровка,

Полети на небо,

Полети на небо

Принеси мне хлеба.

Принеси мне ягод

Полное лукошко!

Сарафанчик новый

И конфет немножко.

Птичка, птичка,

Вот тебе водичка,

Вот и тебе и крошки

На моей ладошке.

Бабочка - коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки

На березовой ветке.

Бабочка - коробочка,

Ветер или дождь?

Полетишь - так ветер,

Упадешь - так дождь!

Солнышко, солнышко,

Полети на облачко!

Там твои детки

Кушают конфетки,

Хлебом заедают,

Медом запивают,

Всем раздают,

А тебе не дают.

Рой роится,

В поле садится,

В поле садится

Медом кормится.

Улитка, улитка,

Высунь рожки!

Дадим лепешки,

Свиные ножки,

Каши горшок,

Хлеба ворошок!

Кукушечка,  кукушечка,

Серая рябушечка,

Покукуй в лесу: ку, ку

-Сколько лет я проживу?

Сорока-белобока,

Научи меня летать,

ни высоко, ни далеко,

Чтобы солнышко видать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование в работе с детьми раннего возраста речевых игр и упражнений

материал с данными играми может использовать в работе с детьми раннего возраста как воспитатель дошкольного учреждения, так и родители, в домашних условиях....

Использование картотеки оздоровительных мероприятий в работе с детьми раннего возраста.

Предствлена картотека с  разнообразными формами работы по физическому развитию детей раннего возраста...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста»

Цель моего мастер класса: познакомить с возможностями использования сенсорных коробок в работе с детьми....

КАРТОТЕКА ПЕСТУШЕК, ПОТЕШЕК, ЗАКЛИЧЕК, НАРОДНЫХ ПЕСЕНОК ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

картотека по развитию речи (младшая группа)Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.Потешки...

Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".

В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...