Самообразование на тему: Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Консультация для педагогов: Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 228.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 177
«Художественная литература, как средство всестороннего
развития ребенка»
Воспитатель: Сыроватская Елена Викторовна
г. Иркутск
Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию консультацию на тему: «Художественная литература, как средство всестороннего
развития ребенка»
Ценность художественной литературы заключается в ее влиянии на всестороннее развитие ребенка - умственное, нравственное и эстетическое.
Актуальность в наше время отношение детей к детской книге сильно изменилось. Первое знакомство детей с художественной литературой происходит через другие источники (интернет и телевидение). Проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что и отразилось на чтении взрослых и детей. Самуил Яковлевич Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Перед нами стоит задача, открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Исходя из этого, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком. Поэтому детское чтение нуждается в поддержке.
Цель нашей работы: сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении (восприятии) книг.
Задачи:
1. Формировать литературный вкус.
2. Знакомить дошкольников с разнообразными жанрами литературы.
3. Развивать память, речь, воображение, творческие способности.
4. Воспитывать культуру чтения, потребность общения с художественной литературой, бережное отношение к книге.
Начиная работу по данной теме необходимо с самого раннего возраста. Умение воспринимать литературное произведение не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Знакомство дошкольников с детской литературой связано с одной из образовательных областей - «Речевое развитие», которое осуществляется в соответствии с ФГОС ДО.
Основная образовательная программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях.
«Речевое развитие» включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; речевого творчества; звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основными методами работы с дошкольниками является следующие:
1.Чтение - дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2.Рассказывание - относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3.Инсценирование - этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4.Заучивание наизусть - выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Для решения задач всестороннего развития детей существенную роль играет правильный отбор литературных произведений, как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.
Подбирая литературу нами учитывается:
- Идейная направленность детской книги;
- Развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;
- Преобразование символов в образы;
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников.в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Театрализованные игры помогают формировать нравственно нормы поведения. Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. В результате «проживания» в образе сказочного персонажа ребенок проигрывает ту или иную ситуацию, примеряет ее на себя и позволяет сделать вывод: что хорошо, а что плохо.
Одновременно театрализованные игры прививают устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. ФГОС ДОУ, отвечает новым социальным запросам, в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Один из принципов является сотрудничество с семьей.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе использовала следующие формы работы:
- Конкурсы поделок из природных материалов («В гостях у сказке», «Чудесные превращения» )
- Консультации: «Какие книги читать детям»
- Рекомендации по организации домашнего чтения
- Мини-сочинения («Книга в жизни моего ребенка»)
- Конкурс рисунков («Мои любимые книги»)
- Родительские собрания «Мама, папа, я — читающая семья»
- Проведена акция «Пришли мне чтение добро», в которой родители значительно пополнили библиотеку в группах литературой разного жанра.
- Сотрудничество сельской библиотеки и детского сада – очень важное направление нашей деятельности.
Работа проходит в разнообразных формах:
- Театрализованные представления «Веселая книжная радуга детства»
- Экскурсии «Путешествие по книжному городу»
- Совместные праздники. (Ко дню защиты детей) «Мои любимые книжные герои.
Чтение обогащает не только интеллект и словарный состав, оно заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.
Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
Список литературы
1. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
2.Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. - М.: Просвещение, 1992 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/07/picture-881534-1544204289.jpg)
План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития докольника"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/21/picture-976557-1511281526.png)
Отчет по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя в подготовительной к школе группе...
Самообразование на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
за 2014-2015 г...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/16/picture-297683-1379352353.jpg)
Самообразование на тему "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
Перспективное планирование по данной теме на 5 лет....
План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника" Актуальность темыВсем известно, что художественная литература служит ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/12/picture-1309004-1613158879.jpg)
Программа самообразования по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
Программа самообразования содержит актуальность, цель,задачи, ожидаемые результаты и план работы....
Отчет по плану самообразования на тему «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка».
Отчет о проделанной работе по плану самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»....