Конспект образовательной деятельности для открытого занятия по развитию речи «Чтение художественной литературы. Ознакомление с произведением С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа)

Чулкова Ирина Валерьевна

Конспект образовательной деятельности для открытого занятия

по развитию речи «Чтение художественной литературы.

Ознакомление с произведением С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

 

Подготовила: воспитатель подготовительной группы: Чулкова Ирина Валерьевна

 

 

Цель образовательной деятельности: формирование критического отношения к капризному поведению и непослушанию через знакомство с произведением С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

 

Задачи:

Образовательные: формировать умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Продолжать формирование навыка описания: замечать и называть отличительные черты и внешние признаки; формировать умение отвечать на вопросы используя форму простого предложения или высказывание из 1-2 фраз.  

Развивающие: развивать речевые умения: чётко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; обогащать и активизировать словарь; упражнять в словообразовании; учить основам речевого этикета (приветствие, прощание); развивать двигательную активность, способность двигаться в одном темпе в такт словам. Развивать наблюдательность, память, зрительное и слуховое внимание детей.

Воспитательные:  воспитывать любовь, бережное отношение и интерес к книге и иллюстрации; способность сопереживать героям произведения. Воспитывать любовь к животным.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

 

Методы и приёмы:

- словесные: беседа, вопросы к детям;

- наглядный: рассматривание иллюстраций, игрушки;

- игровой: сюрпризный момент, подвижная игра.

 

Оборудование и материалы: иллюстрации «Мыши и мышата», игрушки  мышь и мышонок, кроватка, книги «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Сказка о глупом мышонке».

Предварительная работа: чтение сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»; рассматривание иллюстраций с изображением мышей, беседы о внешнем виде мыши;  обогащение словаря названиями животных и их детёнышей; подвижная игра «Мыши и кот», пальчиковая игра «Весёлая мышка».  Дидактическая игра «Угадай, чей голосок?»

 

Словарная работа: мышонок, клуша, наседка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности для открытого занятия

по развитию речи «Чтение художественной литературы.

Ознакомление с произведением С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Подготовила: воспитатель подготовительной группы: Чулкова Ирина Валерьевна

Цель образовательной деятельности: формирование критического отношения к капризному поведению и непослушанию через знакомство с произведением С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Задачи:

Образовательные: формировать умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Продолжать формирование навыка описания: замечать и называть отличительные черты и внешние признаки; формировать умение отвечать на вопросы используя форму простого предложения или высказывание из 1-2 фраз.  

Развивающие: развивать речевые умения: чётко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; обогащать и активизировать словарь; упражнять в словообразовании; учить основам речевого этикета (приветствие, прощание); развивать двигательную активность, способность двигаться в одном темпе в такт словам. Развивать наблюдательность, память, зрительное и слуховое внимание детей.

Воспитательные:  воспитывать любовь, бережное отношение и интерес к книге и иллюстрации; способность сопереживать героям произведения. Воспитывать любовь к животным.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Методы и приёмы:

- словесные: беседа, вопросы к детям;

- наглядный: рассматривание иллюстраций, игрушки;

- игровой: сюрпризный момент, подвижная игра;

- практический: пальчиковая гимнастика.

Оборудование и материалы: иллюстрации «Мыши и мышата», игрушки  мышь и мышонок, кроватка, книги «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Сказка о глупом мышонке».

Предварительная работа: чтение сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»; рассматривание иллюстраций с изображением мышей, беседы о внешнем виде мыши;  обогащение словаря названиями животных и их детёнышей; подвижная игра «Мыши и кот», пальчиковая игра «Весёлая мышка».  Дидактическая игра «Угадай, чей голосок?»

Словарная работа: мышонок, клуша, наседка.

Ход занятия

Этапы, длительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный.

2 минуты.

Организовать детей.

Ввести в тему.

Воспитатель:

 - Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся. Здравствуйте!

Предлагает поиграть в пальчиковую игру «Весёлая мышка».

Воспитатель:

 – Давайте вспомним с вами, в каких сказках встречается мышка? (показать книги: «Курочка - Ряба», «Теремок», «Репка»).

Дети входят в группу.

Делают гимнастику для пальчиков, повторяя вместе с воспитателем слова стихотворения «Весёлая мышка».

Отвечают на вопросы, вспоминают названия сказок.

Дети включаются в совместную деятельность.

2.

Основной этап

2.1

Сюрпризный момент.

1 минута.

Заинтересовать дальнейшей деятельностью, создать радостное настроение.

- Ребята, слышите, что это за звук? Кто это там пищит? Пойдёмте, посмотрим.

- Посмотрите, дети, это мышка прилетела на воздушном шаре  к нам в гости.  Она тоже хочет послушать сказки. Давайте пригласим её к нам на занятие.

Дети видят гелиевые шарики с корзиночкой. С помощью воспитателя спускают шарики за нитку. В корзинке находят мышку.

Дети испытывают удивление и радость, проявляют интерес предстоящей деятельностью.

2.2

Подготовка детей к восприятию литературного текста

2 минуты.

Создать условия для восприятия литературного текста.

  Воспитатель:

А теперь, дети, я хлопну в ладошки и  превращу вас в мышек, а стульчики – в норки. Мышата, прячьтесь в норки. Будем сидеть тихо-тихо, чтоб кошка не услышала. А мышка посмотрит, как мы умеем слушать сказки. Сегодня я прочитаю вам новую сказку.

Показ книги. 

- В сказке вы услышите новые слова: «клуша» и «наседка». Так называют курицу, у которой есть цыплята. Послушайте как звучит это слово «К-ЛУУУ-ШААА». Давайте повторим все вместе. И второе слово, ПОСЛУШАЙТЕ КАК ОНО ЗВУЧИТ:  «НАА-СЕЕД-КААА». Повторим все вместе.

Итак, мышата, сидите тихо и слушайте сказку. Называется она «Сказка о глупом мышонке». Это авторская сказка. Её автор С. Я. Маршак.

Участвуют в предложенной игре, имитируют поведение мышат.

Проявляют внимание.

Рассматривают книгу.

Повторяют вслед за воспитателем новые слова.

Устраиваются удобно, готовятся к прослушиванию сказки.

У детей формируется привычка слушать чтение внимательно, в тишине.

Пополнение словаря новыми словами.

2.3

Чтение произведения.

4 минуты.

Познакомить со сказкой.

Выразительное чтение сказки.

Пауза.

Слушают сказку.

Дети воспринимают текст. Знакомятся с новой сказкой.

2.4

Беседа по содержанию, показ иллюстраций, повторное чтение отрывка.

3 минуты.

Повторить и закрепить содержание прочитанного. Помочь детям проанализиро-вать произведение.

Вопросы:

- Вот такая сказка о глупом мышонке. Ребята, а почему сказка так называется?  

Какой был мышонок в этой сказке?

Воспитатель помогает подобрать прилагательные - глупый, маленький, капризный.

Показывает иллюстрацию на обложке.

Как он себя вёл?

Какие звери приходили качать мышонка?

Показывает иллюстрацию.

- Что случилось с мышонком? Куда исчез мышонок?

- Как кошка попала в дом к мышонку?

Чтение заключительного эпизода начиная с колыбельной кошки. Показ иллюстрации.

- Ребята, я открою вам секрет. Кошка не съела мышонка, а только унесла его с собой. И что случилось дальше с ним, мы узнаем с вами из другой  книжки. Мы почитаем её на следующем занятии.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают иллюстрации.

Дети закрепляют содержание сказки. Формируют  умение воспроизводить сюжет по вопросам, давать оценку герою книги и его действиям.  Описывают мышонка.

Дети ожидают чтения следующей книги.

3

Динамическая пауза.

1 минута.

Предупредить переутомление.

Надувала мышка шар,

А мышонок ей мешал,

Подошёл и лапкой - топ

А у мышки шарик – хоп!  

Имитируют надувание шара,

махи руками,

топают ногой,

 хлопают в ладоши.

Дети удовлетворяют потребность в движении.

3.

Рефлексия.

2 минуты.

Дать возможность осмыслить, понять и запомнить содержание прочитанного.

А теперь давайте все вместе хлопнем и вы, мышата, снова превратитесь в детей.

Ребята, вам понравилась сказка? Кто вам больше понравился? Почему?  А чему нас учит эта сказка?

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Дети понимают   смысл сказки.

Применяют знания и навыки полученные раннее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-драматизации для детей старшей группы по мотивам произведения С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Учить детей играть в знакомую сказку, самостоятельно выполнять действия в соответствии с ролью....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Чтение художественной литературы и рисования «Зимняя сказка»».

продолжать знакомить с творчеством русских поэтов; учить воспринимать художественное слово в сочетании с живописью и музыкой, приобщать к изобразительному искусству, развивать у детей эстетическо...

Проект "В мире сказки, по произведению С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.Период реализации: 3 недели (апрель)Возраст детей: 4 – 5 лет.Вид проекта: творческий.Образовательные области: познан...

Сценарий викторины по произведению С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» в средней группе

Данная разработка представляет собой сценарий викторины для детей среднего дошкольного возраста с  целью развития интереса детей к творчеству С. Я. Маршака, интереса  к театрализованной...

Конспект игры-драматизации по мотивам произведения С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Конспект предназнаяен для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект образовательной деятельности с использованием настольного театра по произведению С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» в музее «Волшебные куклы»

Драматизация художественного произведения С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», с использованием кукольного театра позволяет поддерживать  положительное эмоциональное состояние дет...