Опыт работы по теме "Экологические акции как эффективная форма работы по развитию речи детей подготовительной группы
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Баканова Анна Николаевна

Публикация содержит опыт работы по использованию экологических акций, как эффективной формы работы по развитию речи детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические акции как эффективная форма развития речи детей подготовительной группы

2018-2019гг.

            Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно и участие родителей). Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяжённость во времени, что делает их особенно ценными. Дети-дошкольники могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.

При организации экологических акций необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Осмысленность.

Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

  • Отсутствие духа соревнования.

 Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

  • Безопасность.

Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

  • Разумность.

 Если акция связана с уборкой берега водоёма, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

  • Системность.

 Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

  • Гласность.

 Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

Природоохранные акции в детском саду проводятся круглый год.

          Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят музыкально-танцевальные номера, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции. Природоохранные акции позволяют развивать у детей положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Алгоритм проведение акций:

  • цель (каждая акция имеет свою цель);
  • задачи (выполняются общие и конкретные);
  • объект (на что направлено – птицы, деревья…);
  • участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);

Этапы:

1 Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов);

2 Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);

3 Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).

         В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Дошкольникам показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

         С уверенностью могу сказать, что участвуя в акциях природоведческого характера, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей и они становятся активными помощниками и союзниками в вопросах экологического воспитания дошкольников. 

              Одной  из основных задач дошкольного воспитания   является   формирование основ экологической культуры. Помимо этого, на сегодняшний день актуальна и другая проблема-  проблема  развития речи детей, так как   процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается довольно-таки высоким. К сожалению, большинство  детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Их словарный запас небогат.

          Проанализировав свой опыт работы по экологическому воспитанию , свои знания как филолога , изучив опыт работы великих педагогов по развитию речи детей, направила все свои усилия на развитие речи дошколят посредством экологического воспитания.

    Остановлюсь на  одной из эффективных форм работы по развитию речи- экологических ( природоохранных)   акциях. 

  Экологические акции

  • это социально-значимые мероприятия, проводятся ДОУ его сотрудниками
  •  имеют протяженность во времени
  • родители-активные участники акций
  • направлены на сохранение окружающей среды, обогащение словарного запаса, развитие связной диалогической речи

       Экологические акции  распределены  по временам года, в их содержание входят  праздники, выставки, развлечения, выступления агитбригады и  т.д.

Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:

  • в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;
  • акции – это «игра-всерьез», результаты акции значимы для детей и взрослых;
  • обязательные составляющие акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

          Приведу пример акций, которые имели важное значение в формировании  у детей  познавательно-речевых  навыков.

   

В рамках  акции «Осенняя фантазия»  дошкольники вместе с родителями изготавливали поделки из разных материалов, а дети потом с огромным удовольствием представляли свою работу.

  В акции «Синичкин день» использованы разнообразные задания  по речевому развитию: родители вместе с детьми составляли рассказы «Как я спас птичку», заучивали  стихи  с использованием мнемотехники. А потом агитбригада  прошла по всем группам детского сада с призывом : «Покормите птиц зимой!». Здесь звучали и стихи, и загадки.

 

Акция «Берегите  Землю, берегите!» прошла в форме праздника. Путешествие на  самолете,  познавательные , речевые игры,загадки, пословицы, инсценировки, тематическая презентация- дали возможность маленьким жителям  познать красоту нашей планеты-все способствовало  обогащению речи детей, развитию правильной, выразительной речи.

   

 Акция «Как прекрасен этот мир!»   представлена в форме проекта «Облака- белогривые лошадки».   ВЫ спросите, почему облака?         Облака – это, пожалуй, самое замечательное, что придумала природа. Почему   облака плывут? На что похожи облака?  Какие бывают облака? Можно ли достать до неба? Как идет дождь из  тучек?... Все эти вопросы задавали   мои дети.  Поэтому, мне захотелось  рассказать им  много интересного про это чудо.

В проекте способствовало развитию речи дошкольников:

  • -Беседы «Что такое облако?», «Виды облаков»
  • Просмотр мультфильма «Трям. Здравствуйте» с последующей беседой
  • Наблюдение за облаками  через «окошки»
  • Творческое задание «О чем бы вы хотели поговорить с облаком»
  • Экспериментирование «Космические облака»
  • Отгадывание загадок

  Акция  « Не рвите цветы, не рвите» запомнилась детям  посещением магазина цветов,  возможностью создать свою  композицию из фруктов, распространить информационные листовки среди родителей.

           

 

Список литературы

  1. Зенина Т. «Экологические акции в работе с дошкольниками: из опыта … [Дет. сад N 403 Москвы] / /Дошкольное воспитание. — 2002. — No7. — С. 18 — 21.1.
  2. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. «Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2007.
  3. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Корнилова. В.М. «Экологическое окно» в детском саду. Творческий центр «Сфера». Москва, 2008г.
  5. Масленникова. О.М. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г.
  6. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
  7. Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования детей». – М.: Академия, 2009г.
  8. С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 — 7лет», с.62 — 63.
  9. Скоролупова О.А., Федина Н.В. «О комплексно — тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании» — //Дошкольное воспитание. — 2010г.- No5
  10. Масленнико О.М., ФилиппенкоА.А. Экологические проекты в детском саду /. Волгоград: Учитель,
  11. Зенина Т.Н. Циклы наблюдений за объектами природы. Учебное-методическое пособие.-м., Центр педагогического образования, с.
  12. Интернет-ресурсы (фотографии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы работы по развитию речи детей раннего возраста (2-3 лет).

Развитие речи детей осуществляется в разные моменты воспитательно- образовательного процесса. Для этого возраста характерна потребность в общении, развитие разнообразных форм общения  со сверстнм...

презентация "Моделирование как форма работы по развитию речи детей дошкольного возраста"

В презентации представлены способы использования метода моделирования для развития связной речи дошкольников....

Презентация "Нетрадиционные формы работы по развитию речи детей дошкольного возраста"

Презентация "Нетрадиционные формы работы по развитию речи детей дошкольного возраста"...

МАСТЕР-КЛАСС «ЛЭПБУК» - ФОРМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется. Лэпбук – отличный помощник ...

в 2019г. на РМО был представлен опыт работы по теме: Использование игрового парашюта в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста

Дидактическое пособие «Игровой парашют», используемый мною в работе с детьми  среднего дошкольного возраста имеет   ряд  положительных причин для начала работы с ним:...

Презентация «Лэпбук – форма работы по развитию речи детей» (из опыта работы)

laquo;Лэпбук – форма работы поразвитию речи детей» (из опыта работы)...

Формы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Формы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)...