НОД по развитию речи в подготовительной группе "Весну-красну закликаем, в гости приглашаем"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Третьякова Наталья Владимировна

Конспект интегрированной образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx305.61 КБ

Предварительный просмотр:


              КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

«ВЕСНУ-КРАСНУ ЗАКЛИКАЕМ, В ГОСТИ ПРИГЛАШАЕМ»

                                                                           Третьякова Н. В., воспитатель

                                                                     МАДОУ д/151 г. Тюмени.

Предварительная работа:

Проводим беседы о весне, ее признаках, перелетных птицах.

Читаем стихи, пословицы о весне, учим заклички.

Знакомимся с «Обрядовым деревом», украшаем его, завязываем ленточки с желаниями.

Задачи:

  1.  Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки. Воспитывать интерес к народной культуре.
  2. Учить мастерить птичку из цветной ткани способом перемычной набивки. Формировать трудовые навыки: складывание матерчатого квадрата по диагонали,  плотное завязывание нити.
  3. Продолжать учить детей лепить из теста птицу; закреплять способы лепки птиц, передавать форму и относительную величину туловища и головы.
  4. Развивать речь детей при помощи полных ответов, словотворчества, подбора слов.
  5. Закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах.

Оборудование:

Русский народный костюм, костюм весны, обрядовое дерево, макет дома с сосульками , к которым подведена капельница; ленточки для гостей, готовые булочки-жаворонки, печка, мультимедийное устройство, набор птиц, столы для работы 2-х подгрупп, шапочки для работы, антибактериальные салфетки, фартуки, тесто, стеки, изюм, ткань, нитки.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку хороводом за воспитателем, поют песню о весне. Во время проигрыша воспитатель обращает внимание детей на гостей и приглашает их в хоровод.

ВОСПИТАТЕЛЬ:   Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте и их пригласим  в наш хоровод. Давайте поздороваемся с гостями по русской традиции с поклоном: «Здравствуйте, гости дорогие!»(кланяемся)

- Ребята, вам нравится мой наряд? (русский сарафан) А что это за костюм?

ДЕТИ: Русский народный.

В: Верно, и надела я его не зря – сегодня мы с вами поговорим овесенних русских традициях. Давайте присядем вот здесь на проталинке (садятся на ковер).

 В: Русские люди всегда все примечали, запоминали и даже придумывали пословицы. И об одном месяце  говорили: «Пришел этот месяц –  и зима заплакала». О каком месяце речь?

Д: О марте.

В: Конечно это март, а почему так говорится «зима заплакала»?

Д: Солнце ярче светит, снег тает, капает с крыш.

В: Все верно. А вы знаете, что этот месяц не всегда так назывался, в народе у него было другое название(капельник). Пофантазируйте, как еще можно назвать месяц март?

(Дети проявляют словотворчество)

Д:  Таятник, ручеек, кап-капыч и тд.

(Если кто-то из детей называет правильно «капельник», активизировать память детей, чтобы они назвали ребенка, который придумал это слово).

В: А в старину, ребята, месяц март называли капельник, тк в марте начинает капать с крышь. А когда вода замерзает, образуются сосульки. Вот и на нашей крыше появились сосульки(подходят к домику и выполняют артикуляционную гимнастику). Подуйте на них холодным ветерком: с-с-с-с, а теперь теплым весенним: ш-ш-ш=ш. С сосулек начинает капать вода  (к каждой сосульке подведена трубочка из капельницы. Воспитатель незаметно крутит колесико и вода начинает капать )

В: А какие еще весенние месяцы вы знаете? (апрель, май)


В: На Руси всегда очень серьёзно относились к  красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Ребята, а как можно позвать весну, чтобы ей захотелось к нам придти?

Д: Милости просим, добро пожаловать, приди Весна-красавица и др.

В: Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали, когда  показывала сама природа.

Ребята, а как  природа показывает, что наступает весна?

Д:  Снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь веселее.

В: Вы все верно сказали, а теперь давайте посмотрим, все ли приметы весны мы назвали. (Мультимедийный показ презентации «Признаки весны»)

Что еще мы забыли назвать? (дети отвечают)

В: Своими приметами природа показывает приближение весны.  Второй раз Весну звали-закликали в особенный день – 22 марта.  А что это за день, ребята, кто знает?

Д: 22 марта - этот день весенного равноденствия – когда день=ночи.

В: Да, ребята. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси отмечали праздник Птиц.

Русский  народ говорил, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок.

Работа с птицами.

В: Дети, посмотрите, сколько здесь птиц. Давайте найдем среди них жаворонка (дети находят). Сколько слогов в этом слове?(произносят по слогам и хлопают: жа-во-ро-нок)

Д: В этом слове 4 слога.

В: Молодцы!

БОЛЬШЕ ВСЕГО ЖДАЛИ МАЛЕНЬКУЮ ПТИЧКУ-ЖАВОРОНКА, ТАК КАК ЕГО ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ТРЕЛИ ЗАСТАВЛЯЛИ ПРИРОДУ ПРОБУЖДАТЬСЯ ОТ ЗИМНЕГО СНА.

Выпекание жаворонков

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из теста птичек - "жаворонков",  их рассаживали на проталинах, деревьях, крышах домов.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Птиц жаворонков не только выпекали, но и мастерили их из ткани. Жаворонками люди украшали весенние деревья.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а вы хотите, что бы теплая солнечная весна скорее пришла в наш город?

Д: Да!

В: А как вы думаете, у нас получится позвать весну и смастерить жаворонков? (дети отвечают)

Я тоже думаю, что получится, ведь у нас все для этого есть (заклички мы с вами знаем и весь необходимый материал у нас лежат на столах).

Посмотрите, на одних столах у нас есть тесто, на других  материал для изготовления жаворонка из ткани. Я вам предлагаю превратиться в настоящих мастеров, выбрать тот материал, который превратится в жаворонка.  (Дети делятся на 2 группы по желанию, перед работой воспитатель проводит инструктаж.)

Порядок работы с тестом: Воспитатель  объясняет, что с тестом надо работать аккуратно, с большой любовью, чтобы получились красивые «жаворонки»

https://ledinn.ru/wp-content/uploads/2019/08/soal20tg.jpg

Порядок работы с тканью:

https://i.pinimg.com/originals/0c/e4/a1/0ce4a11b1d69d5ec65f13e587d58b456.jpg

Дети под музыку изготавливают жаворонков.

 После выполнения работы «жаворонков» из теста дети берут их в руки и говорят заклички. Тем временем вторая группа заканчивает работу с тканью.

В: Жаворонков мы позвали, а наших птичек давайте запечем, чтобы они были румяные, красивые и принесли нам здоровье. (Ставим в игрушечную печь)

Переходим ко 2й подгруппе.

Ребята, кто выполнил свою работу и смастерил «жаворонка» подносите, мы  разместим их на весеннем деревце, на котором мы завязывали ленточки с желаниями для своих мам.  А чтобы птицы увидели наших «жаворонков», прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли, нужно произнести закличку.

Дети приносят птиц и произносят закличку:

Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
Весну теплую,
лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком.

      После исполнения заклички в зал под музыку входит Весна-девочка. На подносе она выносит готовые булочки-жаворонки ( кружится, вальсирует, создаёт радостное настроение) 

ВЕСНА:

- А гостям я принесла вот такие яркие и разноцветные, как сама весна, ленточки, которые можно, загадав самое доброе сокровенное желание, повязать на нашем весеннем дереве и оно обязательно исполнится.

Воспитатель и весна делают воротца для «Ручейка» и дети, прощаясь с гостями, выходят из зала через воротца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе: "Лесной гость".".

Занятие для детей 6-7 лет.Цель занятия:-  Закреплять знания детей, об овощах.-  Продолжать учить образовывать  прилагательные от существительных.-  Расширять словарный запас через ...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему "В гостях у сказки "Золушка".

Проблема приобщения детей к книге, к чтению в последнее время очень остра и стала носить глобальный характер.К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению ...

План-конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «В гостях у Зимушки-зимы»

Цель: Повышение качества речевого развития у детей.Задачи:Образовательные: Научить детей подпирать прилагательные к существительным; составить предложения по сюжетным картинкам; обогатить ле...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «В гостях у сказки».

Программное содержание:-расширить знание детей о сказках;- активизировать детское чтение;- вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «В гости к пингвиненку Ло-ло».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе...

План-конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «В гостях у Зимушки-зимы»

План-конспект НОДпо развитию речи в подготовительной группепо теме «В гостях у Зимушки-зимы»...

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе "В гости к нам пришла Весна!".

Цель: Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Весна», а также совершенствовать грамматический строй речи....