Памятка для педагога «Оформление книжного уголка в группах детей раннего и дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи

Касаткина Ирина Владимировна

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_oformlenie_knizhnogo_ugolka_v_gruppe.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для педагога

«Оформление книжного уголка в группах»

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель — не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

Оформленный с учетом современных требований книжный уголок должен соответствовать принципам, предусмотренными ФГОС ДО:

        Принцип трансформируемости  многофункциональная мебель, возможность использования уголка в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей. Дети могут самостоятельно использовать некоторые предметы мебели в уголке, переставлять ее, тем самым изменяя уголок по своему желанию (перекатить полку, перенести книги, подставить столы, стулья и т.д.).

  • Принцип вариативности  периодическая сменяемость содержания уголка, появление новых предметов, постоянное пополнение уголка (альбомами, новыми книгами разных жанров и т.д.).

  • Принцип насыщенности  соответствие содержанию образовательной программы, возрастным и гендерным особенностям (книги разной тематики).

  • Принцип доступности  свободный доступ детей к предложенным материалам, исправность и сохранность пособий и книг. Уголок должен быть расположен автономно, вдали от игрового уголка, в оптимально спокойном и бесшумном месте. Рядом целесообразнее всего расположить уголок театрализованной и речевой деятельности, зону уединения.

  • Принцип безопасности  уголок должен быть максимально освещен, мебель должна соответствовать росту детей, быть надежной и безопасной (легкой, устойчивой).

Размещение материала в книжном уголке должно быть логичным, удобным для восприятия детьми, дающим возможность без помощи взрослого пользоваться имеющимися материалами и самостоятельно поддерживать порядок.

Содержание уголка в группах детей раннего возраста.

В книжном уголке групп раннего возраста, необходимо выставлять как можно больше книжек-игрушек. Чем  старше  дети,  тем  серьезнее  и  объемнее  книги располагаются  в  книжном  уголке.  Количество книг  не регламентировано. Но на раннем возрасте необходимо иметь по несколько одинаковых книг одного автора. Количество книг зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели. Если  воспитатель  знакомит детей с  творчеством  одного  автора и  в  его распоряжении  имеются 2-3  книги  писателя или  поэта, надо  выставить  их  и  не гоняться за количеством. Меняя предмет разговора с детьми, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 5—7 книг сказок, интересных, разнообразных, качественных и с точки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфического исполнения. Периодичность  замены  книг  также  зависит  от конкретных  задач  приобщения  детей  к  чтению.  Состав  книжного  уголка  может  не меняться в течение недели и даже двух, если к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но если смена книг произошла, малышам надо указать на это, дать  возможность  рассмотреть  новые  книги,  спросить  у  детей,  что  остановило  их внимание,  какую  книгу  им  захотелось  прочесть  тут  же.

Содержание уголка в группах младшего возраста.

Представленные в книжном уголке издания должны быть яркими, с крупными иллюстрациями, знакомые детям.

  1. Книги 4-5 шт. одинаковые по содержанию, но разные по оформлению.

  1. Наличие 2-3 экземпляров одинаковых книг.
  2. Наличие 3-4 тематических книг, книг разных литературных жанров.

  1. Наличие нетрадиционных книг (книг-ширм, книг-игрушек, музыкальных книг, книг с разным тактильным материалом).

  1. Наличие набора сюжетных картинок.
  2. Наличие тематических альбомов («Игрушки», «Животные» и т.д.).
  3. Наличие набора предметных открыток.
  4. Наличие постоянного персонажа – жителя уголка.
  5. Использование детских работ в оформлении уголка.

Содержание уголка в группах среднего возраста.

  1. Наличие книг разных жанров художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение).

  1. Подборка книг в соответствии с сезоном, темой недели, хронологической датой.

  1. 3-4 книги с одним и тем же произведением, но с разными иллюстрациями.

  1. Портрет детского писателя. Книги с его произведениями.
  2. Наличие наборов предметных, сюжетных картинок.

  1. Наличие открыток для рассматривания по знакомым произведениям.
  2. Наличие «Аптечки для книг».
  3. Использование детских работ в оформлении книжного уголка.

Содержание уголка в группах старшего возраста.

Уголок        оформляется        в        виде        библиотеки.        Книги        систематизированы.

Используются        условные        обозначения,        определяющие        жанр        произведения.

Условные обозначения должны быть понятны детям.

  1. Наличие книг разных жанров художественной литературы (авторские сказки, сказки разных народов мира, рассказы, стихотворения, быль, поэмы), малые фольклорные жанры (загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки).

  1. Тематическая выставка книг.

  1. Наличие книг, соответствующих программным требованиям, теме недели, хронологической дате.

  1. Портрет детского писателя. Книги с его произведениями (сборники, отдельные книги разного формата и оформления).

  1. Наличие книг-самоделок.
  2. Наличие журнала интересных дат.
  3. Наличие альбомов, наборов открыток, сюжетных картинок.

  1. Наличие альбомов с детскими иллюстрациями к прочитанным произведениям.

  1. Журналы с учетом гендерной принадлежности детей.

10. Наличие книг энциклопедической направленности, книг для самостоятельного чтения.

11. Наличие «Аптечки для книг».

Составлено ст. воспитателем Касаткиной И.В. по материалам журнала «Старший воспитатель» №1, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в группах младшего и старшего дошкольного возраста

В статье указаны общие требования по расположению,оснащению и наполняемости книжного уголка в детском саду,  даны  принципы отбора произведений для дошколльников. Также в статье  имеетс...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...

Конспекты занятий НОД по физической культуре в группах детей раннего и дошкольного возраста

Конспекты занятий НОД по физической культуре в группах детей раннего и дошкольного возраста...

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк» для детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».Задачи:Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.Расширять словарный з...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 лет) и групп компенсирующей направленности (5-7 лет) на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность, в котором определены наиболее оптимальные и эфф...

ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 лет) и групп компенсирующей направленности (5-7 лет) на 2022-2023 учебный год

ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности  для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 ...