сборник дидактического материала "Литературные игры для детей старшего дошкольного возраста"
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Михновец Елена Алексеевна

"Литературные игры для детей стршего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактического материала по теме:

«Литературные игры для детей старшего дошкольного возраста»

Пояснительная записка к дидактическому материалу

«Литературные игры для дошкольников»

Цели пособия:

  • Приобщение детей к миру художественной литературы.
  • Развитие творческих и интеллектуальных способностей через активное участие в игровом процессе.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о литературных произведениях.
  • Обучать детей умению анализировать прочитанное.
  • Развивать речевую культуру.
  • Развивать психологическую базу речи: внимание, память, мышление.

Пособие может быть использовано педагогами, родителями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

«Кто больше заметит небылиц?»

Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

 Ход игры: Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры: сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

        Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами. После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз. Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т. к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

«Хороший - плохой»

Цель: развитие логического мышления, умения описывать героев, строить рассказ-рассуждение.

 Ход игры: В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору, или, что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы?

 «Что сначала, что потом».

Цель: учить составлять небольшой рассказ по картинкам, выделяя начало и конец действия и правильно называть их.

Ход игры: Детям раздают по две картинки с изображением двух последовательных действий (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т. п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.

«Расскажем про Олю и зайчика».

Цель: составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по опорным картинкам.

Ход игры: Воспитатель предлагает рассказать про Олю. Сопровождает свой рассказ картинками: «Как-то раз Оля. (Проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она пригласила на прогулку. (Брата Колю). Дети взяли с собой. (Мячи, прыгалки). На полянке. (Они увидели зайчика, который. (Так испугался, что не мог двигаться). И вдруг. (Заяц побежал от ребят). А Оле и Коле. (стало очень весело)».

«Заколдованное место»

 Цель: научить детей подбирать нетипичные свойства к выбранному объекту, представлять и объяснять их, составляя новый текст сказки.

Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать сказку, определит место и время происходящего, выбрать какой-либо момент, ситуацию. Детям дается задание: придумать необычное свойство для данного места, которое помогло бы герою сказки. Для этого дети называют два предмета и перечисляют их свойства, которые потом переносят на место действия в сказке. Дети рассказывают текст сказки, полученный на основе измененного места. Например: Красная Шапочка идет по лесной тропинке и встречается с волком. Лес, взял свойства лампочки, стал светящимся, ослепил волка и спас Красную Шапочку.

 «Закончи сказку»

Цель: учить придумывать различные варианты окончания сказок. Ход игры. Воспитатель рассказывает детям начало какой-либо сказочной истории или знакомой сказки до того момента, пока не появятся все герои, и не возникнет проблемная ситуация. Детям предлагается продолжить сказку, придумать новое окончание, схематично изобразив его.

 «Сочиним сказку с помощью книги»

Цель: научить детей связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и действия. Закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка), формировать умение передавать специфику сказочного жанра.

Ход игры: предложить небольшой группе детей сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который «находит» какой-либо ребенок в результате указанного им слова на открытой странице текста. Ответы, найденные в книге, постепенно собираются детьми в единую сюжетную линию. Дети придумывают названия, производят оценку и выбирают наилучшее, и рассказывают составленную сказку.

Примерная цепочка вопросов при составлении сказки с детьми младшего возраста:

 1. Жил-был... кто?                                                                                                                                          2. С кем он дружил...?                                                                                                                           3. Пришел злой ... кто?                                                                                                   4. Кто помог друзьям спастись?

 Примерная цепочка вопросов при составлении сказки детьми старшего возраста:                                                                                                                                                               1. Жил-был... кто?                                                                                                                                       2. Какой он был (какое добро умел делать)?                                                                        3. Пошел гулять (путешествовать, смотреть) ... куда?                                                                     4. Встретил злого... кого?                                                                                                                      5. Какое зло этот отрицательный герой всем делал (или умел делать)?                                                   6. Был у нашего героя друг... кто?                                                                                                           7. Какой он был? Как мог помочь главкому герою?                                                             8. Что стало со злым героем?                                                                                                                9. Что наши друзья стали делать?

 

«Найди героя»

Цель: учить детей определять основного положительного героя сказки.

Ход игры: Детям предлагается вспомнить знакомые сказки (3-4). Определить в каждой сказке основного положительного героя, перечислить его действия на протяжении всей сказки. Оценить его поступки с позиции «хорошо – плохо» и сделать вывод о том, что основной герой является носителем добра.

«Герои бывают разные»

Цель: учить детей определять в сказках положительных и отрицательных героев.

Ход игры: Воспитатель раздает каждому ребенку комплект фишек (темного и светлого тонов) и объясняет, что темная фишка обозначает зло или злое дело, а светлая фишка обозначает добрые дела и поступки. На доске схематично или с помощью картинок обозначены главные герои сказки. Воспитатель предлагает отгадать, с какой сказкой они сегодня будут играть. Рассказывает сказку. По ходу сюжета детям предлагается определить поступки героев (к схеме каждого героя кладется соответствующая его поступку фишка) и объяснить, на основании каких действий героя складывается его характер С помощью фишек «добрых и злых дел» делается вывод, что в сказках есть положительные и отрицательные герои.

 «Старая сказка на новый лад»

Цель: учить детей менять свойства известного героя и выстраивать новый вариант его действий.

Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать сказку, определить героя, перечислить его характерные особенности Детям дается задание: придумать необычное свойство для данного героя. Для этого дети называют два предмета и перечисляют их свойства, которые потом переносят на героя. Дети продумывают новый текст сказки.

«Сказка переехала»

Цель: учить определять место и время происходящего, подбирать необычные места и время действий для знакомых героев.

Ход игры: Воспитатель предлагает вспомнить знакомые сказки и назвать место и время действия происходящего. Выбрать одну из сказок и переселить сказку (ее героев) в другое время и место. Дети должны описать, как изменится сюжет сказки, зарисовать ее или изобразить схематично. Например: жили старик со старухой у синего моря... в наши дни. Что будет просить старуха? Колобок живет на 10 этаже с лифтом.

«Путешествие в гости к сказке»

Из какой сказки? Вспомни и назови сказки. Тебе помогут сказочные герои. - Царь, три сына, стрела, болото, лягушка («Царевна-лягушка»);   

- Царь, три сына, Иванушка, конек-горбунок, царевна («Конек-горбунок»);                     

- Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея («Золушка»);                                                           - Злая мачеха, две дочери, дед мороз («Морозко»). Выигрывает тот, кто назовет больше сказок. Затем дети по образцу загадывают свои загадки.

«Узнай нас»

Послушайте стихи. Назовите героев сказок.

 На сметане мешен Круглый бок, румяный бок покатился... (Колобок) 

Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее… (Красная Шапочка)

 Она красива и мила. А имя ее от слова «зола» … (Золушка)

Лечит маленьких детей,

лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... (Айболит)

В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка. (Машенька и медведь)

 Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит.

 Полежит, переспит и хозяев обхитрит. (Лисичка со скалочкой)

 Быстро лето пролетело, осень вслед ушла.

 Работа закипела - за дело принялись друзья.

Заготовили все впрок.

Нос не сунет серый волк.

Живите на здоровье! Построено ... (Зимовье)

 Дом построили друзья, жили весело,

 пока не пришел под вечерок Мишка, Мишенька-дружок.

Был и низок и высок расчудесный ... (Теремок)

Назовите, пожалуйста, имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом. (Баба Яга.)

 В какой сказке девочка за свое трудолюбие и доброту получила сундучок с богатством? (Морозко.)

В какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери? (Бычок - смоляной бочок)

«Изменение ситуации в знакомых сказках»

Цель: научить детей придумывать, творческому пересказу.

Ход игры: - «Давайте сделаем так, что, когда Золушка убегала от принца, у нее потерялась не туфелька, а что-то другое. И поэтому чему-то другому принц также нашел ее». Что же потеряла Золушка, а как ее нашел принц? Это может быть кольцо, поясок от платья или что-то другое.

 - «Посадил дед не репку, а.…» Что?» Рассказываем новую сказку.

 - «Испекла бабка не колобок, а.…» Что?»

Затем подводим детей к самостоятельному изменению сказки и рассказу новой.

«Литературное лото»

Эта игра – одна из самых простейших, позволяющих реализовать книжные знания детей.

1 вариант

Материал: карточки с изображением литературных героев.

Правило: игроки поочередно достают карточки с персонажем и называют его характеристики.

Например: «Лиса» - хитрая, рыжая; «Колобок» -круглый, вкусный и т. д.

2 вариант

(без карточек) Ведущий называет имя персонажа, а второй игрок – его характеристику. Еще интереснее, когда ведущий, задавая свой вопрос, в это время кидает игроку мяч, тот дает свой ответ, бросая мяч обратно.

«Спой вместе с героем»

Ведущий предлагает вспомнить, какие песенки пелись героями разных сказок. Если дети испытывают затруднения, педагог дает подсказку как:

1.Пела свою песенку мама-коза, когда возвращалась своим детушкам-козлятушкам из леса? («Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся, ваша мама пришла, молочка принесла. Бежит молочко по вымечку. Из вымечка – по копытечку, из копытечка– во сыру землю»);

2.Пел песенку Колобок, когда катился по лесу? («Я – Колобок, Колобок, по сусеку скребен, на сметане мешен, на окошке стужен, я от бабушки ушел, я от дедушки ушел»);

3.Пела песенку хитрая лисичка-сестричка, когда ехала верхом на сером волке? («Битый небитого везет, битый небитого везет»); и другие.

Пусть ребята поочередно назовут эти песенки и персонажей, которые их пели.

«Стань волшебником»

Ведущий предлагает детям вспомнить, какие волшебные слова употребляли герои разных сказок, чтобы совершить то или иное волшебство. Пусть каждый из них на время станет персонажем этой сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два три, горшочек вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему велению, по моему хотению»)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс»)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста»)

6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые помогли открыть дверь в пещеру. («Симсим, открой дверь!»)

7. В сказке «Баранкин, будь человеком!» герой книги Юра Баранкин и его друг Костя Малинин превращались то в муравья, то в бабочек, то в воробьев. Какие слова они произносили, чтобы стать муравьями? («Вот я, вот я превращаюсь в муравья!»)

«Волшебные предметы»

А теперь давайте вспомним волшебные предметы, которые так и остались существующими лишь в сказках. Итак, как назывались:

- волшебный предмет, который в сказке А. С. Пушкина умел разговаривать (зеркальце)

- головной убор, который делал своего владельца невидимым (шапка-невидимка)

- длинный тоненький предмет из дерева. Стоит взмахнуть этим предметом, как он исполнит любое желание его владельца (волшебная палочка)

- волшебное оружие, владелец которого непременно побеждал неприятеля (меч-кладенец)

«Прогулка по сказкам»

Воспитатель совместно с детьми рассматривает иллюстрации в знакомых книгах, уточняя названия произведений.

«Отгадай загадку по предметам»

«В волшебном сундучке»

Дети по очереди достают предметы или картинки из волшебного сундучка и называют сказку, в которой встречается тот или иной предмет (картинка): кувшин («Лиса и кувшин»), стрела («Царевна-лягушка»), ложка («Жихарка») и т.д. Хорошо, если предмет или картинка вызывает ассоциации с несколькими сказками. Например, скалка может принадлежать лисе из сказки «лиса со скалочкой», или Василисе Прекрасной («Царевна- лягушка»).

«Найди свою сказку»

Каждый из детей получает по картинке-эпизоду из сказки. По сигналу играющие определяют свою принадлежность к той или иной команде и выстраиваются в соответствии с имеющимися у них картинками, воспроизводя последовательность действий в сказке.

Загадки «Вчера и сегодня»

Предложите детям отгадать загадки о чудесах и разных дивных предметов, встречающихся в волшебных сказках, которые стали прототипом будущего технического изобретения?

Например:

  • предметы, с помощью которых можно было очень быстро преодолевать большие расстояния

Конек-горбунок (космическая ракета)

Ковер-самолет (самолет, вертолет)

Сапоги-скороходы (поезд)

  • предметы, с помощью которых показывали все, что делается на белом свете

наливное яблочко и серебряное

блюдечко (телевизор)

волшебное зеркало

  • предмет, который показывал путникам дорогу

клубочек (компас)

  • предмет, который освещал все вокруг

Перо Жар-птицы (фонарик, прожектор)

  • предмет, извещающий о том, что нападают враги

Золотой петушок (радиолокатор)и другие.


«Волшебная корзинка»

Предварительная подготовка: вспомнить, какие у героев известных сказок имелись волшебные предметы, и нарисовать их на листочках бумаги.

Ведущий дает подсказку – имена героев, после чего дети называют волшебный предмет. Ведущий распределяет, кто из ребят будет что рисовать – чтобы предметы не повторялись.

1. Буратино (ключик)

2. Оле - Лукойе (зонтик)

3. Девочки Жени из сказок В. Катаева (дудочка и цветик - семицветик)

4. Муми-тролля (волшебная шляпа – черный цилиндр)

5. Аладдина (лампа)

6. Солдата из сказки Г. Х-Андерсена (огниво)

7. Элли (серебряные башмачки)

8. Маленького мука (туфли)

9. Мери Поппинс (ковровая сумка и зонтик с головой попугая)

10. Баба Яга (ступа, помело)

11. Старик Хоттабыч (ковер-самолет)

После все рисунки надо сложить в одну корзинку.

Ведущий читает стихи:

В нашей волшебной корзинке

Лежат расписные картинки

Ну-ка, ну-ка, ты давай

Быстро сказку угадай.

Ведущий поочередно вытаскивает рисунки с изображением волшебных предметов, а дети должны назвать персонажа (название сказки), которому этот предмет принадлежал.

«Отгадай сказку»

Дети по очереди выбирают картинки, на которых изображены сказочные герои, и называют сказку. Предполагается, что правильных ответов может быть несколько, например, лиса может быть из сказки «Лисичка со скалочкой» или «Жихарка».

«Отгадай сказочного героя»

Игрушку – сказочного героя прячут за ширму. Педагог от лица героя сказки односложно отвечает на вопросы детей: «да» или «нет». Играющие задают вопросы, сужающие круг поиска. По ответам дети должны догадаться, кто прячется за ширмой. Например: «ты человек? - Нет. – Ты животное? – Нет. – Ты большой? – Нет. – Ты круглый? – Да. – Тебя сделали из муки? – Да».

Вариант. На ребенка надевают сказку сказочного героя так, чтобы он не знал, какого именно. Он должен догадаться, чья эта маска, задавая остальным детям наводящие вопросы.

«Что общего»

Ход игры: Эта игра предполагает сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними. Например, чем похожи сказки «Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»?

 Серия «Игры с моделями», «Говорящие рисунки» (пиктограмма)

Ход игры: «Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые происходили и которые надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи называли пиктографией и им пользовались в древних странах - в Египте, Японии и Китае». - Объясните ребенку, что при таком способе передачи информации рисунки должны быть очень простыми и в тоже - время понятными. Только тогда они будут «говорящими». - Попробуйте нарисовать начало одной из историй, допустим, такой: «Жили-были дед и баба. Испекли они Колобка, а он убежал в лес...» - Как видите, запись очень схематична, но полностью отражает все то, что произошло. Придумайте вместе с ребенком, как можно нарисовать историю про Буратино и Дюймовочку. Взрослые предлагают поиграть в нарисованные истории. Выбирают знакомую сказку, и дети отражают ее содержание в рисунках-схемах. Затем «читают» истории. Придумывают по схемам свои сказки.

 

«Составь портрет героя»

Ход игры: Воспитатель проводит беседу с детьми по сказке. Рассматривает персонажи, обговаривает черты характера и действия героев (действия героев выделяются по ходу всей сказки и каждому из выделенных действий обязательно дается характеристика). В конце беседы составляется портрет понравившегося героя.

 «Я дам характеристику герою, а вы скажите, кто это», или «Угадай героя»

Ход игры: Воспитатель использует портреты героев, составленные детьми ранее. Он предлагает описание, а дети отгадывают. Например: сказка «Колобок», воспитатель предлагает детям следующий портрет, кто это: «Она была голодна, и. чтобы поесть, пела сладким голосом, хвалила кого-то, терпеливо слушала его песенку, притворялась, что плохо слышит».

 После того как дети отгадали героя, им предлагается объяснить его характер и описать связи: «Лиса - сладкоголосая, потому что пела сладким голосом; льстивая, потому, что хвалила Колобка; терпеливая, потому что принималась петь несколько раз, чтобы добиться своей цели: притвора, потому что на самом деле слышала хорошо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сельскохозяйственным трудом.

Формирование знаний детей о работниках сельского хозяйства; воспитание уважения к труженикам сельского хозяйства....

Дидактическая, многофункциональная игра для детей старшего дошкольного возраста: «Цветок знаний»

Авторы: Семыкина И.В., Евдокимова И.Г. воспитатели ГБОУ Школа №1015 ДО2Эта игра будет полезна для родителей и воспитателей, детей старшего дошкольного возраста. Игра многофункциональна и поэтому превр...

Сборник дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой и художниками - иллюстраторами

В данном сборнике представлены материалы по ознакомлению детей с книжной графикой, творчеством художников – иллюстраторов Ю. Васнецове, И. Билибине, Е. Рачеве, Е. Чарушине, В. Сутееве, В. Назару...

Дидактическая настольная игра для детей старшего дошкольного возраста "Азбука безопасности"

Дидактическая настольная игра для детей старшего дошкольного возраста "Азбука безопасности"...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ НАСТОЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ НАСТОЛЬНАЯ  ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»...

Сборник «Подвижные дворовые игры для детей старшего дошкольного возраста»

В сборник включён комплекс подвижных дворовых игр, которые можно использовать в свободной деятельности с дошкольниками, при проведении спортивных мероприятий в дошкольной организации, на дворовых площ...