ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Кормина Светлана Викторовна

Одним из актуальных вопросов в обучении на современном этапе является активизация познавательной деятельности дошкольников. Одним из средств выделяются опорные схемы, которые помогают создать определенные представление, учат мыслить, анализировать, делать выводы, рассуждать, искать решение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Воспитатель: Кормина С.В.

Одним из актуальных вопросов в обучении на современном этапе является активизация познавательной деятельности дошкольников. Одним из средств выделяются опорные схемы, которые помогают создать определенные представление, учат мыслить, анализировать, делать выводы, рассуждать, искать решение. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от не существенных в данном конкретном случай. По мере осознание детьми способа замещения признаков, связи между реальными объектами, их моделями становятся возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем к собственному моделированию. Любое моделирование начинается с простого замещение предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Оказалось, что именно наглядные модели наиболее применимы и для занятии с детьми дошкольного возраста, потому что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношение между предметами, их связями, видя  их зрительно, а часто принимая участия в их создании.

Наиболее разнообразно и продуктивная работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Работая в рамках «программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.

В старшей и подготовительной к школе группе велась работа по строению и использованию наглядных схем, моделей.

Первым этапом работы идет прослушивание выразительного чтения произведения, ответы на вопросы, разыгрывание сюжета в настольном театре или по ролям, рассматривание иллюстрации к произведению.

Далее при рассказывании сказки, и ее обыгрывании воспитатель может заменить какой нибудь сюжет, или героя сказки на предмет заменитель. Например если в сказке дом или избушка, то их можно заменить на геометрическую форму квадрат и.т.д.

Следующим этапом работы будет отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению т.е мы предлагаем ребенку   прослушать рассказ. Беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и предлагаем в помощь готовую модельную схему  и показываем, как можно последовательно составить рассказ, например на занятии развития речи пересказ художественного произведения «леса и журавль»

  1. Организационный момент
  2. Чтение текста без установки на пересказ
  3. Разбор текста в вопросно – ответно форме( чтобы дети могли еще раз уточнить основные моменты сюжета)
  4. Повторное чтение текста с установкой на пересказ
  5. Пересказ текста воспитателем с опорой на наглядный материал, а затем детей.
  6. Анализ детских рассказов

Далее идет цикл совместной работы педагога и ребенка по соотношению последовательности готовой модели и текста. Здесь под руководством взрослого дети учатся выбирать нужные элементы моделей, последовательно их располагать в единую моделью цепь. При этом взрослый ни в коем случае не предлагает что то конкретное, а только советует, направляет, предлагает   и дает возможность ребенку самому проявить инициативу. Например занятия « интервью у осеннего леса» замещаем героев на геометрическую форму в конце занятия последовательно выставляем геометрические фигуры – заменители.

Следующим этапом работы по использованию схем это самостоятельный выбор ребенком тех моделей, которые не обходимы для пересказа литературного произведения. На занятиях мы используем комплекты моделей готовых и придуманных вместе с детьми. Это комплекты «животные и птицы» другое, «растения», «предметы ближайшего окружения».и.т.д.

Наглядной модели много функциональны. На их основе можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, не обходимо придерживаться следующих  требований

- модель должна отображать обобщенный образ предмета.

- рассказывать существенное в объекте.

- замысел по созданию моделей следуют обсуждать с детьми, чтобы она им понятна. Например обсуждения -  зарисовки рассказа « первая рыбка»

И заключительным   пунктом этапа работы педагога и ребенка является самостоятельное изображение моделей на бумаге данного произведения. Воспитатель читает литературный текст, а ребенок самостоятельно создает (рисует) элементы модельной схемы произведению.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчество ребенка со взрослым к его собственному творчеству. Если на начальном этапе работы коллективно выдвигается и обсуждаются различные версии и отрабатываются наиболее удачные варианты, то наследующем этапе педагог вступает как равноправный партнер. Он незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачное решение, оформлять их целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.

Только концу дошкольного возраста, дети начинают сами составлять модельные схемы мы представили вам только определенные виды деятельности детей по развитию речи, так же можно использовать модельные схемы и других занятиях например: ознакомление с окружающим миром используем частично мы программу Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» где автор предлагает готовые схематичные модели

Так же схемы используются на занятии обучение грамоте, таким образом, схемы дают возможность сосредоточить внимание на главном, помогают глубже усвоить логическую сущность понятии

Актуальность использования моделирования

Во первых, у детей быстрая утомляемость. Использование моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

Во вторых облегчает и ускоряет процесс запоминание и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью

В третьих мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованных игр в развитии речи дошкольников

Развитие речи дошкольника-одна изосновных задач воспитателя. Вот как я это использую в своей работе....

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...

Презентация "Опорные схемы для развития речи детей"

Материал предназначен для детей дошкольного возраста с целью развития речи детей....

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей с задержкой психического развития"

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей старшего дошкольного с задержкой психического развития"...