«Мастер-класс» на тему: «Развиваем речь, играя»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Макеева Елена Васильевна

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon развитие речи в игре77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка»

города Балашова Саратовской области

«Мастер-класс»

на тему:

«Развиваем речь, играя»

Подготовил:

воспитатель

Макеева Е.В.

Балашов - 2020г.


Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • познакомить педагогов с использованием эффективных игровых приёмов в развитии речи дошкольника;
  • активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Материал: карточки с изображением «Лиц» с разными эмоциями, цветные карточки (цвета радуги), дидактическая игра «Мой друг – утюг, подружка - кружка», карандаши, фломастеры, белые листы бумаги, правила составления синквейна:

Актуальность мастер-класса

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку».

Практическая часть: хочу пригласить 6 участников.

Мы сегодня попробуем почувствовать себя в роли детей, и я предлагаю Вам несколько игр для развития речевой активности.

Для начала я попрошу Вас встать в круг и поприветствовать друг друга.

Игра «Ладошки»

- Поднимите все ладошки

И потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)

1,2,3,4,5.

Продолжайте потирать! (потирают руки)

Мой сосед такой хороший!

Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)

И другой сосед хороший-

И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)

Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)

Крикнем дружное: Ура! (машут руками)

Начнем с мимической разминки. Игра «Эмоции и чувства».

Движения мимики тесно связаны с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию  у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.

Раздаются карточки с изображением «Лиц» с разными эмоциями. Каждый участник по очереди изображает выражение лица и произносит фразу соответствующую данной эмоции, присутствующие должны догадаться и назвать эмоцию (радость, злость, испуг, удивление ит.д.)

Игра «Радуга» Данная игра формирует способность подбирать существительные к прилагательным, обозначающим цвет, расширять словарь прилагательных, развивать воображение у детей.

Я показываю цветную карточку, а вы называете существительное, подходящее к данному цвету.

Например:

красный - мак, огонь, флаг,

оранжевая - морковь, заря;

желтое - солнце, полотенце;

зеленый - огурец, трава, лес;

голубой - небо, лед, незабудки;

синий - колокольчик, море, чернила;

фиолетовая - слива, сирень, и т. д.

А теперь давайте присядем. Хочу предложить Вам еще одну многофункциональную игру «Мой друг-утюг, подружка-кружка», которая в нашей группе пользуется большим спросом - это веселая коллективная игра на скорость мышления и смекалку. В данной игре дети учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, активно вступать в диалог, задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт, ясно и последовательно выражать свои мысли. В нее могут играть от 2 до шести человек.

Что в коробочке лежит: 6 разноцветных обручей на голову, чтобы они держали карты, 70 карт с изображением предметов, животных, растений, песочные часы на 60 секунд, чистые карточки, для детей, которые захотят загадать свой предмет, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки.

Ход игры: Выбираем игрока, который начинает игру первым и будет отслеживать время, затем ход передается сидящему слева. За одну минуту (пока бегут песочные часы) необходимо задать как можно больше вопросов игрокам, чтобы они своими ответами помогли вам отгадать, что за картинка в карточке на вашей голове.

Переверните песочные часы. За минуту — пока сыплется песок — задайте как можно больше вопросов остальным. Например: «Я неодушевленный предмет?» «Моя родина — Африка?» «Я нахожусь в этой комнате?» Любой вопрос, который поможет вам отгадать слово на карточке!

Игроки могут отвечать лишь «да/нет», не поясняя и не подсказывая (поэтому не подойдет и вопрос «Какого я размера/цвета?»). Также избегайте прямых вопросов («Я — кот?»), ведь на них вам все равно не ответят — запрещено правилами.

Если вы точно знаете, что изображено на вашей карточке, скажите это громко и утвердительно. Если ваше время еще не кончилось, задавайте вопросы по новой картинке. По истечении минуты ход переходит к другому игроку.

Победитель определяется очень просто: у кого больше всего отгаданных карточек, тот и выиграл!

У данной игры есть еще один вариант. Это чистые карточки, на которых Вы можете нарисовать свою картинку и предложить другу отгадать.

Для данной игры мне нужно 4 желающих. Первая пара будет работать уже с готовыми картами, а вторая, подойдет к игре творчески, сначала нарисует себе картинки, а потом попробует представить их и отгадать. Остальные следят за часами и выполнением правил игры.

Теперь предлагаю немного отдохнуть и проявить свои творческие способности. Данный метод используется нами при заучивании пословиц и поговорок. Для этого нам надо разделиться на 2 команды. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

• Для первой команды «У страха глаза велики».

• Для второй команды: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

Следующая игра или технология, которую я Вам предлагаю: «Синквейн». Слово синквейн - происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», формируемое по определённым правилам. Используемый приём способствует лаконичной формулировке мыслей ребёнка, обогащает словарный запас, развивает интеллектуальные, речевые, творческие способности. Ребёнок может почувствовать себя творцом и поэтом. В эту игру мы играем с подгруппой детей и из предложенных ими слов сочиняется стихотворение.

Правила составления синквейна:

1 строка – одно ключевое слово, обычно существительное, определяющее содержание: название предмета, произведения, и др.

2 строка – два слова прилагательных. Это описание признаков предмета, раскрывающие тему синквейна, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка - три слова глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы

4 строка – четыре слова, фраза из четырёх слов или короткого предложения, показывающая отношение автора к теме.

5 строка – одно слово (синоним, который характеризует суть темы, обобщение (существительное).

Темы для составления синквейна разнообразны. Сейчас мы с вами попытаемся составить синквейн по теме «Лето». Время для составления синквейна – 2 минуты.

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе.

Систематическое использование игр в развитии речи позволяют развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. Способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить.

И в заключение я хочу рассказать вам притчу.

"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”, а сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.

- Эту притчу я вам рассказала не случайно, ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Благодарю  за участие. Всего доброго, успехов в работе!


Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • познакомить педагогов с использованием эффективных игровых приёмов в развитии речи дошкольника;
  • активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Материал: карточки с изображением «Лиц» с разными эмоциями, цветные карточки (цвета радуги), дидактическая игра «Мой друг – утюг, подружка - кружка», карандаши, фломастеры, белые листы бумаги, правила составления синквейна:

Актуальность мастер-класса

СЛАЙД 2. Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку».

Практическая часть: хочу пригласить 6 участников.

СЛАЙД 3. Мы сегодня попробуем почувствовать себя в роли детей, и я предлагаю Вам несколько игр для развития речевой активности.

Для начала я попрошу Вас встать в круг и поприветствовать друг друга.

Игра «Ладошки»

- Поднимите все ладошки

И потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)

1,2,3,4,5.

Продолжайте потирать! (потирают руки)

Мой сосед т. акой хороший!

Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)

И другой сосед хороший-

И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)

Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)

Крикнем дружное: Ура! (машут руками)

СЛАЙД 4. Начнем с мимической разминки. Игра «Эмоции и чувства».

Движения мимики тесно связаны с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию  у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.

Раздаются карточки с изображением «Лиц» с разными эмоциями. Каждый участник по очереди изображает выражение лица и произносит фразу соответствующую данной эмоции, присутствующие должны догадаться и назвать эмоцию (радость, злость, испуг, удивление ит.д.)

СЛАЙД 5. Игра «Радуга» Данная игра формирует способность подбирать существительные к прилагательным, обозначающим цвет, расширять словарь прилагательных, развивать воображение у детей.

Я показываю цветную карточку, а вы называете существительное, подходящее к данному цвету.

Например:

красный - мак, огонь, флаг,

оранжевая - морковь, заря;

желтое - солнце, полотенце;

зеленый - огурец, трава, лес;

голубой - небо, лед, незабудки;

синий - колокольчик, море, чернила;

фиолетовая - слива, сирень, и т. д.

СЛАЙД 6. А теперь давайте присядем. Хочу предложить Вам еще одну многофункциональную игру «Мой друг-утюг, подружка-кружка», которая в нашей группе пользуется большим спросом - это веселая коллективная игра на скорость мышления и смекалку. В данной игре дети учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, активно вступать в диалог, задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт, ясно и последовательно выражать свои мысли. В нее могут играть от 2 до шести человек.

Что в коробочке лежит: 6 разноцветных обручей на голову, чтобы они держали карты, 70 карт с изображением предметов, животных, растений, песочные часы на 60 секунд, чистые карточки, для детей, которые захотят загадать свой предмет, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки.

СЛАЙД 7. Ход игры: Выбираем игрока, который начинает игру первым и будет отслеживать время, затем ход передается сидящему слева. За одну минуту (пока бегут песочные часы) необходимо задать как можно больше вопросов игрокам, чтобы они своими ответами помогли вам отгадать, что за картинка в карточке на вашей голове.

Переверните песочные часы. За минуту — пока сыплется песок — задайте как можно больше вопросов остальным. Например: «Я неодушевленный предмет?» «Моя родина — Африка?» «Я нахожусь в этой комнате?» Любой вопрос, который поможет вам отгадать слово на карточке!

Игроки могут отвечать лишь «да/нет», не поясняя и не подсказывая (поэтому не подойдет и вопрос «Какого я размера/цвета?»). Также избегайте прямых вопросов («Я — кот?»), ведь на них вам все равно не ответят — запрещено правилами.

Если вы точно знаете, что изображено на вашей карточке, скажите это громко и утвердительно. Если ваше время еще не кончилось, задавайте вопросы по новой картинке. По истечении минуты ход переходит к другому игроку.

Победитель определяется очень просто: у кого больше всего отгаданных карточек, тот и выиграл!

У данной игры есть еще один вариант. Это чистые карточки, на которых Вы можете нарисовать свою картинку и предложить другу отгадать.

Для данной игры мне нужно 4 желающих. Первая пара будет работать уже с готовыми картами, а вторая, подойдет к игре творчески, сначала нарисует себе картинки, а потом попробует представить их и отгадать. Остальные следят за часами и выполнением правил игры. СЛАЙД 8.

СЛАЙД 9. Теперь предлагаю немного отдохнуть и проявить свои творческие способности. Данный метод используется нами при заучивании пословиц и поговорок. Для этого нам надо разделиться на 2 команды. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

• Для первой команды «У страха глаза велики».

• Для второй команды: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

СЛАЙД 10. Следующая игра или технология, которую я Вам предлагаю: «Синквейн». Слово синквейн - происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», формируемое по определённым правилам. Используемый приём способствует лаконичной формулировке мыслей ребёнка, обогащает словарный запас, развивает интеллектуальные, речевые, творческие способности. Ребёнок может почувствовать себя творцом и поэтом. В эту игру мы играем с подгруппой детей и из предложенных ими слов сочиняется стихотворение.

Правила составления синквейна:

1 строка – одно ключевое слово, обычно существительное, определяющее содержание: название предмета, произведения, и др.

2 строка – два слова прилагательных. Это описание признаков предмета, раскрывающие тему синквейна, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка - три слова глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы

4 строка – четыре слова, фраза из четырёх слов или короткого предложения, показывающая отношение автора к теме.

5 строка – одно слово (синоним, который характеризует суть темы, обобщение (существительное).

Темы для составления синквейна разнообразны. Сейчас мы с вами попытаемся составить синквейн по теме «Лето». Время для составления синквейна – 2 минуты.

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе.

СЛАЙД 11. Систематическое использование игр в развитии речи позволяют развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. Способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить.

И в заключение я хочу рассказать вам притчу.

"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”, а сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.

- Эту притчу я вам рассказала не случайно, ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Благодарю  за участие. Всего доброго, успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Добрый день, уважаемые коллеги!           СЛАЙД №1.                              Меня зову...

Мастер-класс (Родительское собрание) Тема : « Развиваем мелкую моторику рук»

Моя задача показать Вам приемы игр с пальчиками и объяснить актуальность этих игр в развитии речи....

Мастер-класс для родителей. Тема : «Развиваем речь в игре. Играем на кухне»

Цель. Формировать педагогическую ком­петентность родителей в вопросах гармони­зации внутрисемейных отношений. Знако­мить с речевыми играми. Задачи:- развивать речь и воображение ребён...

Мастер-класс с родителями "Развитие связной речи через дидактическую игру и игровые приемы у дошкольников"

Мастер-класс с  родителями "Развитие связной речи  через дидактическую игру и игровые приемы у дошкольников"...

Мастер-класс для родителей «Развитие связной речи ребёнка в семье через игру».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этог...

Мастер-класс для родителей "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...

Мастер-класс для родителей по развитию речи «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей»

Советы родителям по развитию речи детей через словесные и пальчиковые игры...