Методическая разработка «Мнемотехника»
методическая разработка по развитию речи

Сэротэтто Анине Дмитриевна

Методическая разработка «Мнемотехника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Мнемотехника»

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей : "Речевое развитие ", "Познавательное развитие ", "Социально-коммуникативное развитие ", "Художественно-эстетическое развитие ", "Физическое развитие ".

На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь (как наиболее масштабную задачу). Речь выполняет важнейшие социальные функции в современной жизни, она помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности.

Суть мнемотехники заключается в следующем на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехника помогает развивать:

-Ассоциативное мышление

-Зрительную и слуховую память

-Зрительное и слуховое внимание

-Воображение

-Связную речь

-Мелкую моторику рук

Мнемотехникастроится от простого - к сложному:

• Мнемоквадраты;

• Мнемодорожки;

• Мнемотаблицы.

Этапы работы с мнемотаблицей:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме, или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.)

4 этап: Графическое изображение.

Требования предъявляемые к стихотворениям для малышей:

1. Простота и четкость ритма.

2. Краткость самого стихотворения и отдельных строк.

3. Простота и ясность знакомых детям образов.

4. Отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действительности.

Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.

Результат использования мнемотехники у детей:

-расширяется круг знаний об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Где можно использовать мнемотаблицы?

-Обогащение словарного запаса

-Обучение пересказу

-Составление рассказов

-Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок

-Отгадывание загадок.

Составление рассказа на тему «Весна» с использованием мнемосхем.

Цель: Развивать связную речь.

Образовательные задачи: продолжать учить детей составлять предложения из 2, 3, 4 слов по схеме; преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации) ; закрепить знания детей о характерных особенностях весны с помощью условных обозначений на мнемотаблице.

Развивающие задачи: развивать мелкую моторику рук, основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.

Воспитательные задачи: воспитывать умение внимательно слушать рассказ своих товарищей, дополнять ответы.

Оборудование: магнитная доска, опорные картинки, мнемодорожки (на каждого ребенка) .

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент.

2. Составление воспитателем текста и демонстрация опорных картинок.

Мнемотехника в детском саду

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Как применять мнемотехнику в детском саду?

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Примеры мнемотехники

1. Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

2. Следующие примеры мнемотехники – рассказы по мнемотаблицам. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее.Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Мнемотехника, как система поэтапного развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

АктуальностьВ соответствии с современными тенденциями развития образования, а также с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника...

Методическая разработка "Мнемотехника и физкультура"

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в карт...

Методическая разработка: «Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Методическая  разработка:«Мнемотехника – метод  развития  речидетей  младшего  дошкольного  возраста»...

Методическая разработка «Мнемотехника - как один из эффективных методов и приемов в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.На сегодняшни...

Методическая разработка "Мнемотехника - технология речевого развития дошкольников"

Методическая разработка учителя-логопеда для развития монологической речи...

Учебно-методическая разработка. Мнемотехника — опыт работы. Описание опыта работы

Учебно-методическая разработка.Мнемотехника — опыт работы. Описание опыта работыПроблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давн...

Методическая разработка: «Мнемотехника – метод развития речи детей дошкольного возраста»

структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный  центр» имени Героя Росси...