Игры на развитие артикуляционного аппарата
методическая разработка по развитию речи

Ляхова Елена Ивановна

Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста по развитию артикуляционного аппарата

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_artikulyatsionnogo_apparata.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие артикуляционного аппарата.

«На прогулку»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат

Содержание. Педагог, обращаясь к детям: «Наш язычок решил по
гулять. Открыл он свой дом (открывает рот), посмотрел сначала направо,  потом налево, опять направо, опять налево, видит, никого нет, и решил лечь на забор и погреться на солнышке (кладет широкий язык на нижние зубы)». Все это время дети подражают действиям педагога.        

Методические указания. Следить, чтобы широкий язык спокойно лежал на нижних передних зубах.

«Подул ветерок»

Цель. Выработка четкого Движения и правильного положения органов артикуляционного аппарата. Отработка длительного, плавного ротового выдоха.

Содержание. Воспитатель рассказывает: «Наступило лето. Выросла травка большая, большая. Подул легкий ветерок, и травка заколыхалась». Он раздает детям «султанчики» зеленого цвета со словами: «Это у нас будет травка. По команде «Подул ветерок!» вы подуете на «травку». Затем говорит: «Ветерок дует по дорожке, и вы тоже сделайте (показывает) дорожку из языка. Откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу». Проследив за тем, чтобы дети положили широкий язык на нижнюю губу, воспитатель дает команду: «Подул ветерок!»

Методические указания. Чтобы проверить, правильно ли дуют дети, воспитатель проводит упражнение с подгруппой, а остальные смотрят, хорошо ли дует ветерок. Нужно следить за тем, чтобы дети не натягивали нижнюю губу на нижние зубы, а язык был широко распластан - боковые края касались углов рта.

Игра: « Качели»

Цель. Вырабатывать четкое и правильное движение и положение органов артикуляционного аппарата, развивать громкость голоса.

Содержание. Ребята вспоминают, как качаются на качелях. Потом им предлагают «покачать на качелях» язык. При этом рот приоткрывается, широкий язык (по указанию воспитателя - «вниз») опускается за нижние зубы, затем (по указанию воспитателя - «вверх») поднимается за верхние зубы.

Методические указания. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а движения вверх и вниз выполнялись только языком, губы - в улыбке, зубы обнажены.

«Болтушка»

Цель. Вырабатывать четкое и правильное движение и положение органов артикуляционного аппарата, развивать громкость голоса.

Содержание. Воспитатель, показывая детям картинку с изображением индюка, говорит: «Когда индюк сердится, он делает так» (делает движение языком по верхней губе и произносит звуки бл, бл). Затем предлагает детям показать, как индюк «болбочет». Дети производят сначала медленные движения широким языком по верхней губе вперед и назад. Затем постепенно темп движения убыстряется и добавляется голос, пока не послышатся звуки бл, бл.

Методические указания. Следить, чтобы дети не открывали рот слишком широко, чтобы движения широким языком производились вперед и назад, а не из стороны в сторону.

ХОХЛАТКА

Дидактическая задача. Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения; закрепить знания о повадках курицы-наседки.

Игровые правила. Дети прибегают к воспитателю только после сигнала - слов: «Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!»

Игровые действия. Имитация гуляющих цыплят; звукоподражание; бег по сигналу в одном направлении.

Ход игры. Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червячков.

- Послушайте, дети, я вам прочитаю стишок об этой курочке. Ее называют хохлаткой. Посмотрите, вот у нее хохолок торчит. Видите? Поэтому ее и называют хохлаткой.

По дворику хохлатка,

По дворику мохнатка

С цыплятами идет.

Чуть дети зазеваются,

Шалят и разбегаются,

Сейчас к себе зовет:

«Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!»

Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдемте гулять. Когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» - вы все прибежите ко мне.

Курочка с. цыплятками гуляют по двору: ходят, собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны.

Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за ней. Когда дети разойдутся по всей комнате, воспитатель останавливается и, обращаясь к ним, произносит:

Куда? Остановитесь! Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!

Цыплятки бегут к своей маме. Игру можно повторить 3-4 раза.

ИГРА «В ЛЕСУ»

В кругу детей стоят мальчик и девочка. У них в руках корзиночки для ягод.

Все дети ходят по кругу и говорят:

Летом Вова и Марина

в лес ходили за малиной.

Они кричат в лесу...

После этих слов девочка и мальчик сначала по очереди, а потом вместе говорят «ау».

Потом выбирается другая пара детей и игра повторяется.

В этой игре воспитательница фиксирует внимание детей на том, что сначала рот открывается широко, а затем губы вытягиваются трубочкой. II-я группа говорит очень тихо: ay, ay, ay. Потом группы меняются ролями.

На уточнение произношения звуков

ИГРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗВУКОВ К, Г, X

  1. «Цапля и лягушки».

 Дети - «лягушки» - прыгают в болоте и говорят:

Мы зеленые лягушки,

Мы веселые квакушки,

Громко квакаем с утра:

Ква-ква-ква, ква-ква-ква.

Появляется «цапля» и говорит:

По болоту я шагаю,

И лягушек я хватаю,

Целиком я их глотаю -

 Хап, хап, хап.

«Цапля» увидела «лягушек» и говорит:

Вот они лягушки,

Зеленые квакушки,

Берегитесь, я иду -

Я вас всех переловлю.

«Цапля» ловит «лягушку», пойманный становится «цаплей».    

ИГРА «ОРКЕСТР»

Дети, которые раньше не произносили звука д, включаются в группу играющих на дудочке или на скрипке. Все дети делятся на 4 группы:

первая группа играет        на дудочке - ду-ду-ду,

вторая  на трубе - ту-ту-ту,

третья  на скрипке - ди-ди-ди,

четвертая на барабане - та-та-та.

Один ребенок выбирается дирижером и дирижерской палочкой указывает каждой группе, когда начинать. По сигналу дирижера дети каждой группы говорят и делают соответствующие движения:

1.         Мы на дудочке играем,

мы детишек забавляем:

ду-ду-ду, ду-ду-ду.

2.         На трубе мы все играем,

мы детишек забавляем: ту-ту-ту, ту-ту-ту.

  1. Мы на скрипке все играем,

        мы детишек забавляем:

        ди-ди-ди, ди-ди-ди.

        4.        В барабан мы сильно бьем

                и все вместе мы поем:

                та-та-та, та-та-та.

Игра заканчивается массовой пляской под дуэт

 «Я возьму трубу свою, громко-громко запою: ту-ту-ту, ту-ту-ту».

«А я дудочку возьму, звонко-звонко запою: ду-ду-ду, ду-ду-ду».

«Гуси, пастух и лиса».

Пастух:           Гуси, гуси, вы откуда?

Гуси:                Га-га-ra, га-га-га.

Все мы с юга,

Все мы с юга.

Пастух:           Гуси, гуси, вы куда?

Гуси:                Га-га-га, га-га-га,

Мы летим на луга.

Пастух:           К нам сюда, на луга,

На зеленые луга?

Гуси:         Га-га-га, га-га-га.

Лиса:         Мигом гуся утащу

И лисятам отнесу.

«Лиса» ловит «гусей». Пойманные становятся помощниками «лисы».

                ИГРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗВУКА С

                                       «У колонки»

 Дети становятся в круг. Посередине круга стульчик, изображающий колонку. Воспитательница выбирает двух детей. Они вдвоем несут ведерко, обходят круг снаружи, входят в круг и говорят:

Поработать мы хотим,

Мы к колонке побежим,

Воды в ведрах принесем

И цветочки все польем.

Когда они подходят к колонке, остальные дети говорят:

Ведро Коля подставляет,

Петя весело качает.

Из колонки вода льется,

Знай качай и не зевай: «с-с-с»

Петя 3 раза нажимает как бы на ручку колонки, и каждый раз дети в кругу повторяют: «с-с-с».

После этого Коля и Петя говорят:

Ведро наполнилось водой,

И мы несем его домой,

Они выходят из круга, и выбирается другая пара.

ИГРА НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Ц

«Синица». Дети стоят в кругу. Ребенок, изображающий синицу, влетает в круг и цыкает: «ц-ц-ц».

Дети говорят:

Синица, синица,

веселая птица!

Где ты была?

Где ты жила?

Синица отвечает:

Я сидела по кустам,

я летала по садам - «ц-ц-ц-».

При словах «летала по садам» и «сидела по кустам» синица делает соответствующие движения и, произнося «ц-ц-ц», вылетает из круга.

ИГРА «КУЗНЕЦЫ И БОЙЦЫ»

Половина группы - бойцы, другая половина - кузнецы. Кузнецы стоят, раздвинув ноги, руки подняты и сжаты в кулаки. Дети ритмично нагибаются, как бы ударяют молотом. Все говорят:

Мы молотом бьем,

Подковы куем,

Бух, бух, бух!

(Движения руками на словах: «бьем», «куем» и «бух, бух, бух».)

Верхом на палочках подскакивают бойцы и говорят:

Кузнецы, молодцы,

Расковались жеребцы.

Вы подкуйте их опять!

Кузнецы:

Отчего не подковать!

Вот гвоздь, (показывают жест удерживания гвоздя)

Вот подкова, (показывают левую ладонь)

Раз, два (ударяют 2 раза правой рукой по левой)

И готово! (разводят руками)

Бойцы садятся на «коней» и скачут со словами: Мы садимся на коней, Понесемся побыстрей!

        ИГРЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Ч

 «Чижик». Дети становятся в круг и держатся за руки. Один
ребенок стоит в кругу. Он изображает чижика в клетке.

Дети:

Чижик в клеточке сидел,

Чижик в клетке громко пел.

Чижик:

В саду чижики летают,

Звонко песни распевают:

Чу-чу-чу, чу-чу-чу.

Я в саду летать хочу.

Миленькие деточки,

Откройте мою клеточку!

Дети:

Мы клетку открываем,

Чижа на волю выпускаем!

Дети открывают круг, чижик вылетает из круга и поет:

Я в сад лечу,

Я в сад лечу,

И звонко песенку пою:

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Закрепление звука Ж в играх и стишках

Игра «Жук и жаба». Дети образуют круг. Воспитательница выбирает «жабу» и «жука». «Жаба» сидит в кругу. Дети говорят:

Жаба толстая сидит

и по сторонам глядит.

Ведь на ужин жук ей нужен,

очень жабе нужен жук.

Жаба:

Вот жука бы увидать

и скорей его поймать.

Ведь на ужин жук мне нужен,

очень нужен жук на ужин.

Появляется жук. Дети говорят:

Вот жук летит, жужжит, жужжит.

Жук влетает в круг и говорит:

Я летаю и жужжу:

«жу-жу-жу, жу-жу-жу». (Останавливается.)

Надоело мне летать,

надоело мне жужжать. (Садится.)

Под ромашкой посижу,

на ромашку погляжу.

Дети:

Жаба жука увидела,

прыг-прыг и поймала.

- Сегодня, дети, мы с вами выучим стишок. Слушайте внимательно:

На лужайке я лежу

и на небо я гляжу.

Вот огромный жук летит

и жужжит, жужжит, жужжит.

«Почини игрушки».

 Все дети стоят в кругу, посередине круга
за столиком сидит ребенок-мастер. Вне круга 5-6 детей стоят
с игрушками. Дети, образующие круг, говорят: «В нашем магазине
чинят игрушки. Несите свои сломанные игрушки».

Мастер говорит: «Я чиню, чиню, чиню. Все игрушки починю!»

К мастеру по очереди подходят дети с игрушками и говорят: «У меня сломалась тачка. Почините, пожалуйста, тачку!» Мастер берет тачку, делает вид, что чинит ее, и говорит: «Я чиню, чиню, чиню. Мигом тачку починю». Потом отдает тачку и говорит: «Получите вашу игрушку».

Дети, стоящие в кругу, говорят: «Ай-да, мастер, молодец, ай-да, мастер, удалец. Быстро чинит он игрушки - тачки, мячики, хлопушки».

Игра продолжается до тех пор, пока все дети «не починят» свои игрушки

ИГРЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА ЛЬ

1. «Лебеди». Дети образуют круг. Они изображают лебедей и
выполняют соответствующие тексту движения,

Лебеди, лебеди,

Белые лебеди.

Лебеди летели

И на воду сели.

Сели, посидели,

Снова полетели.

2. «Осенние листики». Дети - листики - говорят и исполняют
движения:

Мы листики осенние.

На ветках мы сидели.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Дальше говорит только ведущий, а листики  исполняют движения.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

  Развитие правильного звукопроизношения

Тема. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Предшествующая работа. Дети учились произносить простые звукоподражания.

Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем даны.

               Рассказ «Песня-песенка»

Запела девочка песенку. Пела-пела и допела. - Теперь ты, петушок, пой!

  • Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.
  • Ты спой, Мурка!
  • Мяу, мяу, - спела кошка.
  • Твоя очередь, уточка!
  • Кря-кря-кря, - затянула утка.
  • И ты, Мишка!
  • Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь.
  • Ты, лягушка, спой!
  • Ква-ква-квак-к-к! - проквакала квакушка.
  • А ты, кукла, что споешь?
  • Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма!
  • Складная песенка!

Методические указания. Воспитателю следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.

               Игра «Птицеферма»

Цель. Тренировать детей в правильном звукопроизношении, развивать речевое дыхание.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.

Краткое описание

Воспитатель показывает детям игрушки и воспроизводит 3-4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Воспитатель говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам... (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».

«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.

Методические указания. Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие – 3-4.

            ИГРА «КАТАНИЕ НА ЛОДКЕ»

Цель: Закрепление произношения звука л.

- Дети, сейчас будем играть: будто мы едем на прогулку в лодках. В каждой лодке поедет по 3 человека (стульчики расставляются по три: один за другим). С собой мы будем брать разные вещи. Некоторым из вас (5-6 чел.) я раздам картинки. Вы будете садиться в лодку и говорить: «Я положил пилу в лодку и сел за весла», «Я положил молоток в лодку и сел за весла» и т.д.

Когда все дети садятся в лодки, они делают движения руками, будто гребут веслами, и все вместе говорят:

Ла-ла-ла, ла-ла-ла - лодка весело плыла,

ло-ло-ло, ло-ло-ло - поднимаем мы весло.

                    Артикуляция звука   ль

Однажды Язычок услыхал звук колокольчика. Он открыл домик и увидел, что маленький Петя бегает по двору и размахивает колокольчиком. А колокольчик звенит: «ли-ли-ли» (произносить надо быстро, чтобы и слышалось как можно меньше). (Как звенит колокольчик? Дети повторяют.) Язычку очень понравилась песенка колокольчика, и он захотел ее спеть. Он поднял хвостик, ударял хвостиком в верхнюю дверку и звонко пел: «ли-ли-ли». «Это новая песенка - песенка звонкого колокольчика, - сказал Язычок. Она звучит мягко».

- Споем все вместе песенку колокольчика и выставим сигнал этой песенки. (Показ сигнала.) Желтый кружок в середине белого круга напомнит нам, что песенка колокольчика - ль поется мягко, а не твердо, как песенка индюка - л.

Дидактическая игра «Заводные игрушки»

(«Ожившие игрушки»)

Цель: развивать правильное звукопроизношение

Дети изображают ежат. Воспитатель заводит игрушку ключиком и спрашивает: «Ежик, хочешь молока?» «Ф-ф-ф», - отвечает ежонок и «лакает» молоко из блюдца, которое держит педагог. Игру следует проводить в быстром темпе. По ходу  ее воспитатель вызывает 7-10 и более детей. Если ребенок молчит, не следует добиваться ответа, можно объяснить малышам, что игрушка сломалась.

Можно заменить героя и звуки.

«Волшебный кубик»

Цель: развивать звукопроизношение

На гранях кубика (размером 0-15 см) наклеены картинки: малышка Аленушка, паровоз, пароход, жеребенок и т. п. «Вертись, крутись, на бочок ложись!» - приговаривают дети, в то время как воспитатель переворачивает куб с грани на грань. Вниманию малышей предлагается одна из картинок, а они хором или по одному исполняют соответствующую песенку (если на картинке нарисован самолет, дети поют: ввв; если водопроводный кран, они произносят: ссс, и т.д.). Грани куба заполняются картинками постепенно, по мере знакомства детей с новыми звуками. К концу года на занятиях используются три куба (поочередно).

Аналогичные кубы (можно меньшего размера) желательно изготовить для самостоятельной деятельности детей.

Необходимо выделить группу приемов, при использовании которых отработка произношения звука выступает как второстепенная задача, а главным является развитие речевого дыхания, темпа речи, интонационной выразительности.

                                   Игра «Поезд»

Цель. Добиваться длительного произнесения звука у всеми детьми.

Предшествующая работа. Дети научились вытягивать губы вперед трубочкой.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки, изображающие различных животных, продумать, на каком занятии можно провести эту игру.Краткое описание

Первый вариант. Дети встают друг за другом, образуя поезд. Воспитатель заранее ставит в разных местах у дороги, по которой пойдет поезд, игрушечных животных. Перед тем как поезд отправится в путь, воспитатель напоминает, что поезд должен дать сигнал, погудеть, если на дороге встретятся животные. Миновав их, поезд перестает гудеть.

Второй вариант. Дети садятся на стулья в два ряда друг за другом, изображая два поезда. Как только зажигается зеленый свет семафора, дети дают гудок, как поезд перед отправлением. Если горит красный свет, дети молчат.

Методические указания. При проведении игры надо ставить игрушки на таком расстоянии, чтобы дети могли за время движения поезда по комнате (от станции отправления до станции назначения) дать сигнал 3-4 раза. Воспитателю нужно следить за тем, чтобы дети произносили звук у длительно, на выдохе, не кричали

                                    ПЧЕЛКИ

Дидактическая задача. Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука ж; учить действовать по словесному сигналу.

Игровые правила. Медведь догоняет улетающих пчелок только после звука «ж-ж-ж!». Пчелки стараются не попадаться медведю, поэтому улетают из леса. Кто за кругом, того ловить нельзя.

Игровые действия. Имитация летающих пчел; звукоподражание; бег; ловля «насекомых».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть:

- Помните, мы видели пчелок на клумбе с цветами? Как они жужжали? (Дети вспоминают.) Пчелки собирают мед на цветах. Мишка-медведь тоже любит мед. Он подходит к домику-улью, где живут пчелки, и хочет забрать оттуда их мед. Пчелки его не пускают, прогоняют. А он их ловит. Но пчелки быстро улетают от него. Я буду пчелка-мама. Вы будете пчелки-дети. Мишку мы сейчас выберем считалочкой: «Раз, два, три, медведем будешь ты!».

На водящего надевают шапочку-маску. Медведь становится в стороне.

Слова пчелки-мамы

Полетели пчелки

Собирать мед с цветочков.

Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет,

Пчелки, домой!

Слова пчелок-детей

Этот улей - домик наш,

Уходи, медведь, от нас:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Движения

Пчелки улетают (дети бегают по комнате, размахивая руками) и жужжат. Пчелки летят в улей (угол комнаты). Медведь направляется туда же.

Пчелки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него. Медведь старается их поймать.

Дети-пчелки улетают за круг, очерченный на полу. Для продолжения игры с помощью считалочки выбирается новый медведь. 

                    ЧЬИ ДЕТКИ?

Дидактическая задача. Закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного.

Игровые правила. Ставить карточку с изображением детеныша на фланелеграф можно только после того, как услышишь голос взрослого животного, который имитируют дети, а также после того, как правильно назовешь детеныша.

Звукоподражание. Найти детеныша на картинке, поставить на фланелеграф рядом со взрослым животным. Ход игры. Воспитатель подготавливает для игры фланелеграф и набор картинок с изображением животных и их детенышей: корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козленок, собака и щенок, кошка и котенок (могут быть и другие животные). До начала игры воспитатель с детьми рассматривает картинки, уточняет знание детьми, как животные и их детеныши называются. Дети упражняются в звукоподражании.

- Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает котенок? Будем сейчас играть, дети. Посмотрите (на фланелеграфе лежит полоска зеленой бумаги) - это полянка. Какая красивая лужайка! (Показывает.) Здесь будут ходить животные.

Я сейчас вам раздам картинки. На лужок будут приходить животные, и звать своих детенышей. Вы будете находить того детеныша, чья мама гуляет по лугу и зовет его к себе. Картинку будете ставить только после того, как услышите голос животного. Поняли? Вот на луг вышла ... (Пауза.)

Дети называют:

- Корова.

Воспитатель ставит картинку на фланелеграф.

- Как она зовет своего сынка?

- Му-му-му! - хором произносят дети, рассматривают свои картинки.

У Вовы теленок. Он подбегает к фланелеграфу со своей картинкой, ставит рядом.

        - Кто прибежал к своей маме, Вова?

        - Теленок.

- Правильно, дети?

- Да, - подтверждают они.

Так поочередно ставят и других животных. Дети произносят характерные для каждого Животного звуки.

- Громче, дети! Иначе не услышит сынок козы свою маму.
Воспитатель учит громко и правильно произносить звуки:
бе-бе-бе (или       ав-ав-ав, мяу-мяу-мяу, хрю-хрю-хрю). После того как все мамы найдут своих детенышей, игру заканчивают повторением слов хором и по одному.

- Гуляет по лужку корова с теленком, свинья с поросенком,
собака со щенком, кошка с котенком, - заканчивает игру воспитатель, при этом обращает внимание на правильное произношение конца слов:
щенком, поросенком, котенком.

Возможен и другой, вариант игры: у одной группы детей будут взрослые животные, а у другой - детеныши. Одни дети по очереди называют животное и произносят соответствующие звуки, а другие быстро находят их детенышей, подбегают к столу и кладут рядом обе картинки с изображением взрослого животного и его детеныша. Когда все картинки будут подобраны попарно, игру можно закончить.

ЕДУ-ЕДУ

Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении, воспитывать согласованность действий.

Игровые правила. Изменять движения только в соответствии с текстом стихотворения.

Игровые действия. Звукоподражание, имитация езды на лошадке, действия по сигналу.

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение, спрашивает, понравилось ли оно, и предлагает поиграть - всем вместе поехать к бабушке и дедушке. Но перед тем как повторить стихотворение, воспитатель спрашивает: «Как цокают копыта у лошадей?» Дети цокают: «Цок-цок-цок». - «Как мы остановим лошадку?» «Тпр-р-р», - произносят дети. Затем воспитатель ставит детей в круг друг за другом, читает им стихотворение, а дети, «натянув вожжи», движутся по кругу, производя действия в соответствии со словами стихотворения.

        

Слова 

Еду-еду

К бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке.

Движения

Дети скачут галопом.

Для этой игры хорошо иметь в группе красную шапку для ездока и вожжи для лошадок. Усвоив игру, дети в дальнейшем охотно играют во время прогулки самостоятельно.

Игра «Кто как кричит?»

. Цель. Воспитание четкого произношения звука у в звукоподражаниях, развитие речевого слуха. Добиваться, чтобы дети четко произносили звук у в звукоподражаниях, меняя высоту голоса согласно образцу воспитателя.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука у.

Подготовительная работа. Подобрать картинки с изображением филина, свиньи, плачущего малыша, заблудившейся в лесу девочки.

Краткое описание

Воспитатель говорит: «Сейчас я вам покажу картинки и скажу, кто как кричит, а вы внимательно слушайте и правильно за мной повторяйте. (Показывает картинку «Девочка заблудилась в лесу и кричит: «ау».) Когда мы заблудимся, то кричим: «ау». Все хором повторяют: «ау».

Следующая картинка - «Малыш плачет». Воспитатель показывает ее и говорит детям: «Малыш плачет: «уа, уа». Все хором повторяют: «уа».

Воспитатель показывает картинку «Филин сидит на суку», обращается к детям: «А знаете, как филин кричит? Фу-бу, фу-бу...» Дети хором повторяют: «фу-бу...»

Затем рассматривается картинка «Поросенок лежит». Воспитатель говорит: «Когда поросенок доволен, он дышит так: уф-уф...» Дети повторяют: «уф-уф...» Воспитатель предлагает: «Я кого-нибудь вызову и покажу картинки, а он вспомнит и скажет, кто как кричит».

Методические указания. Во всех звукосочетаниях звук у надо выделять, произнося его длительнее. Одни звукоподражания следует давать более низким голосом (фу-бу, уф)', другие более высоким (ау, уа). Правильный ответ ребенка могут повторить все дети, выделяя голосом      звук у.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития артикуляционного аппарата

консультация  для  родителей...

Игры и игровые упражнения для развития артикуляционного аппарата

В данной статье рассматривается значение артикуляционной гимнастики. Даны четкие рекомендации и организационные моменты по проведению упражнений.  Перед знакомством с артикуляционной гимнастикой ...

Фонопедические игры на развитие артикуляционного аппарата

Фонопедические игры на развитие артикуляционного аппарата...

Игры для развития артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста

Игры для развития артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста...

Комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры и развитию артикуляционного аппарата для детей с тяжелыми нарушениями речи

Вашему вниманию представлен комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры лица и развитию артикуляционного аппарата для детей с ТНР. Эти два направления являются неотъемлемой частью работы уч...

игры на развитие артикуляционного аппарата

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и координации движений органов, участв...