Конспект занятия "Загадки весны"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ляхова Елена Ивановна

Конспект занятия по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по речевому развитию в подготовительной к школе группе

Тема: «Загадки весны»

(закрепление пройденного материала)

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах   и во фразовой речи.
  • Упражнять в  различении этих  звуков на слух и в произношении.
  • Закрепить навык определение места звука в словах, деления слов на слоги.
  • Совершенствовать умение звуко-буквенного анализа слов.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух
  • Способствовать развитию логического мышления
  • Совершенствовать слуховое внимание, память
  • Развивать целостное восприятие
  • Развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

  • Воспитание стремления овладеть правильной речью;
  • Воспитание самостоятельности и инициативности.

Оборудование: красивые конверты с заданиями, мнемотаблица ВЕСНА, три домика красного, синего и зеленого цвета; фонограммы звуков природы; предметные  картинки на каждого ребенка; наборы для составления схемы слова  /на каждого ребенка/, магнитные буквы, тарелочки с манной крупой  /на каждого ребенка/; ноутбук, проектор,

Ход занятия

1.Организационный момент

-Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.

Доброе утро, - нам шепчут цветы,

Доброе утро, - журчат ручейки,

Доброе утро, - шумят тополя,

Доброе утро, - родная земля.

Доброе утро, - солнцу и птицам,

Доброе утро, - улыбчивым лицам!

- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.

-Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто в гости к нам придет.


Вдруг чирикнул воробей после зимней стужи
Солнце ярче и теплей 
На дорожках лужи
Вся застывшая природа пробудилась ото сна
Дни становятся длиннее 
Это к нам идет ( весна)

2 загадка о весне:

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?
— весна —


-Про какое время года эти загадки? ( про весну)
-Ребята, вы хотите чтобы весна пришла к нам в гости? (Ответы детей) 

Давайте вместе скажем: Раз, два, три, весна приди!

На мольберте появляется мнемотаблица ВЕСНА.

Итак, давайте поговорим о весне.

- Что же такое «весна»? (Это время года).

- После, какого времени года приходит весна?

- Какое время года вы ещё знаете?

- Какие приметы весны вы знаете? (Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали сосульки с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).

– Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).

- Как называются первые цветы? (первоцветы)

- Какие цветы вы знаете? (подснежники, одуванчики, мать - и - мачеха, ландыши, нарциссы)

Весна очень любит загадывать загадки. Хотите с ней поиграть?

2.  1  конверт «ЗВУКИ» (характеристика звуков)

Звучит фонограмма «Звуки природы»  (ветер, гроза, капель, соловей)

-Мы услышали звуки….(природы).

- А теперь посмотрите на картинки. Назовите предметы. Все это можно увидеть весной. Как вы думаете, в картинках могут спрятаться звуки?  Верно, звуки  можно услышать в словах – названиях картинок.  Это звуки речи. Вспомните, какие бывают звуки: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мягкие).  Определите первый звук в слове (названии картинки) и поместите картинку в домик.

Картинки: Грач, дерево, сосульки, ветка, ива, иволга.

Проверка  правильности выполнения задания.

 Деление слов на слоги.

- Следующая загадка. Слова грач, дерево, сосульки, ветка, ива, иволга разделите на слоги с помощью хлопков. Поставьте фишку на цифру.

3. 2 конверт «ЗАГАДКИ О БУКВАХ». Чтение слова ВЕСНА.

Отгадайте загадку:

Черные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает.
(Ответ: Буквы)

Правильно, дети! Это буквы. Буквами на письме обозначаются звуки. Итак: звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.

Игра-загадка «Превращение букв»

Рисование букв на манке в тарелочках.

Отгадайте загадки про буквы. Отгаданные буквы появляются на экране,

магнитные буквы - на магнитной доске.

Столб рисуем, а на нём
Два дружка сидят вдвоём,
Два кружочка на столбе –
Получаем букву…в

Енот жуёт, жуёт енот,

Ежевику он жуёт,

И на розовой стене

Он рисует букву ... (Е)

Посреди ночных небес
Полумесяц буквой …
(С)

Две босые ножки
Ходят по дорожке,
Бегают и прыгают,
Да друг дружкой дрыгают.
Попадут сапожкам в плен,
Превратятся в букву…
(Н)

Самая первая, самая важная
Эта буква в алфавите глава.
Айболита если встретишь,
Тут же скажешь букву …
(А)

После отгадывания получается слово ВЕСНА. Дети читают.

4. 3 конверт «СХЕМА СЛОВА» Составление схемы слова ВЕСНА

Дети самостоятельно выполняют задание с помощью цветных прищепок.

Проверка задания.

- Сколько букв в слове весна?

- Сколько звуков?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных звуков?

- Сколько слогов?

5. Вывод.

Стихи о буквах и звуках

Мария Лэнг

Любимый русский алфавит
Из букв и звуков состоит.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж...
Дальше знаете уже.

Звуки с вами говорим,
Произносим и кричим,
Шепчем, воем, слышим...

Буковки мы - пишем,
Можем их нарисовать,
Напечатать и прислать!

То есть звуки только слышим,
Ну а буквы только пишем!
 
Теперь поговорим о звуках –
Ведь звуки – целая наука! 

Гласные, согласные...
Трудные, ужасные...


Что такое гласные?
Ох, пока не ясно мне!

Объясните поскорей,
Чтобы стал я поумней!

«Голос» называли «глас» -
Вот и гласные у нас:

А, О, И, Е, У, Я, Ы –
Голосом протянем мы.

Иль, к примеру, буква Ё -
Тянем голосом её.

Гласные зачем нужны?
Для чего они важны?

Нету гласных - нет слогов,
Без слогов не будет слов.

Вместе повторим, друзья:
Десять гласных знаю я:

А, Я, У, Ю, О, Ё, И,
Е, Э и, конечно, Ы !


А кто согласен с гласными?
Конечно же, согласные!

Мы с громким шумом их произнесём,
Мы голосу поможем языком,
А иногда зубами, 
И нёбом, и губами. 

Звуки те согласные
Все такие разные:

Они бывают Звонкие –
 (М, Л, З, Ж, Р, Н,)
Бывают и глухие – 
 (С, Ш, П, К, Ф, Х,)

Есть твердые и мягкие,
Бывают и другие...

Вот, давайте, например
Приведем такой пример:

Ш и Щ – мы шипим,
С – как будто свистим,

М – мычим,
 Р – рычим...

Ж – жужжим,
З – зудим,

Стало легче понимать?
Будем верно отвечать?


Гласные, согласные...
Милые, прекрасные!

6. Рефлексия.

- Итак , ребята, вы отгадали все загадки весны и она будет нас радовать теплыми весенними днями. Чтобы было на улице тепло должно светить….солнышко. Я предлагаю вам сделать солнышко. Вам нужно выбрать лучи: кому очень понравилось занятие возьмите длинные лучи, кому было трудно – средние, кому не понравилось – короткие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Весна, весна, поди сюда!»

Программное содержание: познакомить детей со старинными обычаями встречи весны, закрепить основные признаки времени года; знания о птицах, расширить словарный запас детей словами: колоколнышко, ...

Конспект занятия "Весна идет-весне мы рады".

Данное занятие   формирует у детей интерес и любовь к природе, умения замечать изменения в ней....

Конспект занятия "Весна! Весна на улице! Весенние деньки!"

Лексико-грамматическое занятие по теме:" Весна! Весна на улице! Весенние деньки!" для детей среднего дошкольного возраста с диагнозом тяжёлое нарушение речи....

Конспект НОД "Весна идёт, весне дорогу"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятий "Весна идет, весне дорогу!"

Конспект интегрированноно занятия, включающий в себя разные области....

Конспект занятия "Весна. Признаки Весны"

Надеюсь ,что конспект может быть востребованвоспитателями ,которые работают с детьми 4-5 лет....

Конспект развлечения "Весна, весна идет.."

Весенний праздник  в группе раннего возраста (1-2года )    «Весна, весна идет...»...