МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИМПРЕССИВНОГО И ЭКСПРЕССИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
статья по развитию речи

Мисник Анастасия Александровна

В статье приведены методы по оценке словаря детей с нарушением слуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovateli.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Исследователи - психологи, лингвисты, психолингвисты  (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, П.П.Блонский, Л.П.Якубинский, М.М.Бахтин, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, А.М.Шахнарович, И.А.Зимняя и др.), изучавшие разные аспекты языка, речи, речевой деятельности, четко дифференцируют понятия "речь" и "язык". Язык – это закономерно развивающаяся сложная знаковая система, часть сознания, система знаний, организованная в виде словаря и грамматики и обеспечивающая передачу информации от ментальной формы к физической путем построения речевых текстов. Язык характеризуется следующими свойствами: коммуникативное свойство; родовая природа; внутренняя системность, упорядоченность; ненаблюдаемость.

Речь — конкретное говорение, протекающее во времени и облаченное в звуковую или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевая деятельность), так и его результат (речевое производное, фиксируемое в памяти). Речь —  это форма существования языка, способ его материального проявления; индивидуальный акт воли и разума. Под речью понимают устную, письменную  и внутреннюю речь.

Речевое развитие слабослышащих детей характеризуется большим разнообразием, что связано с их состоянием слуха. В младенческий период формирование предпосылок речи протекает примерно так же, как и у глухих. Однако в раннем возрасте у детей с легкой и средней тугоухостью наблюдается много голосовых реакций. Обычно на втором году жизни, у них появляется лепет, более обедненный, чем у слышащих. У некоторых детей к двум-трем годам появляются лепетные слова и звукоподражания, немного слов, обозначающих названия игрушек, окружающих предметов. Эти слова произносятся усеченно, с большим количеством грамматических и фонетических искажений. Лишь у небольшого числа слабослышащих детей с лучшим состоянием слуха появляется короткая фраза. Некоторые дети с тяжелой тугоухостью в раннем возрасте по состоянию речи внешне похожи на глухих.[2]

Словесной речью глухие дети могут овладеть только обходными путями, в условиях специального обучения. При наличии правильно построенного педагогического процесса дети познают речь, опираясь на зрительное восприятие, подкрепленное речевыми двигательными ощущениями.

Формирование у ребенка с нарушением слуха устной речи есть одна из главных задач его обучения и воспитания. Это обусловлено тем, что речь занимает особое положение в иерархии психических и эмоционально — волевых процессов, благодаря чему она выступает как основное средство общения, орудие мышления и является неотъемлемой частью человеческой культуры. Свободное владение устной речи позволяет ребенку с нарушением слуха успешно взаимодействовать с окружающими, способствует его социальной и будущей профессиональной адаптации и качественно повышает уровень их жизни. Без специальной последовательной работы устная речь глухих и слабослышащих детей не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребёнка. Необходимым условием качественного овладения устной речи учащимися нарушением слуха  является постоянный мониторинг сформированных знаний, умений и навыков. [1]

        В логопедии существует разнообразные методики, направленные на исследование как общего речевого развития детей в норме и патологии, так и отдельных компонентов речи, в том числе  экспрессивного и импрессивного словаря ребенка. В данной работе рассмотрим некоторые методики, позволяющие  исследовать словарь детей.  Могут быть использованы следующие методики по обследованию словаря детей дошкольного возраста: Н.В.Серебряковой, «Мониторинг коррекционно-логопедической работы» Н.Е. Бадяевой, Н.В. Десюковой. [4,5]

Обследование состояния речи детей раннего возраста  с нарушенным слухом включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях, прежде всего, ведутся наблюдения за детьми в процессе их игр, прогулок, в режимные моменты. Кроме того, проводится специальная проверка. В ходе обследования определяется уровень понимания ребенком устной речи: понимание слов и фраз вне ситуации наглядного выбора; понимание отдельных слов и фраз в ситуации конкретного ограниченного наглядного выбора; непонимание речи. В ходе специальной проверки ребенку предлагается выбрать из 3-х картинок или игрушек ту, которую называет педагог. Затем ребенку предлагается назвать, что изображено на картинке. Если малыш неправильно выбирает картинку (игрушку) или даже не пытается ее выбрать, взрослый показывает ее ребенку, называет соответствующий предмет (действие) и побуждает ребенка повторить за ним. Ответы ребенка заносятся в  протокол.

        В процессе обследования выясняется также состояние самостоятельной речи ребенка, при этом отмечается, пользуется ли он: - фразой без аграмматизма, состоящей из 2-3 -х и более слов; - короткой фразой с аграмматизмом из 2-3-х лепетных и полных слов; - полными словами, звукоподражаниями, лепетными словами; - отнесенным лепетом, голосовыми реакциями; - неотнесенным лепетом, криком, голосовыми реакциями, жестами (естественными и специальными). [6]

Слухоречевая реабилитация пациентов с кохлеарными имплантами (КИ) и слуховыми аппаратами (СА) длиться более 5 лет и требует систематической оценки результатов. Для этой цели была разработана батарея тестов EARS. Она предполагает оценку различных навыков  использования устной речи у детей и навыков слухоречевого восприятия- от обнаружения звука до понимания и распознавания слитной речи. Батарея тестов состоит из 7 тестов и 2 анкет:

  1. Развитие слухового восприятия.
  1.  Восприятие слоговой структуры слова.
  2. Узнавание односложных слов при закрытом выборе.
  3.  Узнавание односложных слов в слитной речи.
  4. Опознавание односложных слов при открытом выборе.
  5.  Восприятие простых вопросов.
  6. Восприятие незнакомых предложений.

Анкета «Шкала слуховой интеграции», анкета «Шкала использования устной речи». [3]

С помощью следующих тестов мы можем оценить импрессивный и экспрессивный словарь ребенка с КИ.

  1.  Узнавание односложных слов при закрытом выборе.

Цель: оценить способность узнавать знакомые односложные слова.

Материалы: 1. 12 слов, обозначающих предметы, к которым подобраны картинки + 1 слово, не включенное в тест; 2) 4 слова обозначающих предметы, к которым подобраны картинки +1 слово, не включенное в тест.

2. Узнавание односложных слов в слитной речи  при закрытом выборе.

Цель:  оценить способность узнавать знакомые слова в слитной речи.

Материалы: матрицы со списками предложений и рисунками для тестов четырех уровней сложности. Ребенок должен знать слова, входящие в предложения, он должен показать на картинке или повторить эти слова любым способом.

3. Восприятие простых вопросов.

Цель: оценить способность опознавать и понимать простые вопросы.

Материалы: 10 вопросов и 2 вопроса для тренировки.

Также можно использовать тест « Узнавание простых предметов при их назывании». Он используется для оценки восприятия слов в слитной речи у детей младшего возраста, которые не могут выполнить тест №4 и №6.  Ребенок должен показать(выбрать, дать) соответствующие предметы, названные взрослым.

        Для оценки динамики развития языка и речи у детей с нарушением слуха могут использоваться методики, разработанные для детей с общим недоразвитием речи. [3]

        Таким образом, в выше приведенных методиках используются задания, которые позволяют исследовать исследовать объем экспрессивного и         импрессивного словаря, сформированность лексико-грамматических категорий языка у детей с нарушением слуха  разного возраста. Использование данных методик позволяет определить не только динамику речевого развития ребенка, но и скорректировать программу его слухоречевой реабилитации.

Список литературы:

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Академия, 2002. - с. 3-203
  2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 304 с
  3. Королева И.В. Реабилитация глухих и детей и взрослых после кохлеарной имплантации и стволомозговой имплантации— СПб: КАРО, 2016 — 820 с.
  4. Кочетова Т.В.  Методическая разработка для педагогов ДД(Ю)Т «Диагностика развития речи детей дошкольного возраста».  URL: http://bogorod-ddt.reg-school.ru/download/76657 
  5. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Электронный ресурс] — М., 2004 — URL:  http://bogorod-ddt.reg-school.ru/download/76657 
  6. Николаева, Т.В. Комплексное педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 [Электронный ресурс] —  М., 2001. - 22 с. — URL:  file:///C:/Users/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80/Downloads/Nikolaeva%20Dssertaciyi%20kandidatsk.pdf  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...

Групповые занятия с использованием верботонального метода в системе ранней помощи детям с нарушением слуха и их семьям в условиях реабилитационного центра.

Работа в группе позволяет наилучшим образом развить довербальную активность, невербальную, а затем и вербальную коммуникацию. Применение  «Комплексных верботональных занятий» д...

Консультация для родителей «Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха».

Консультация для родителей "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушением слуха"...

Планирование коррекционной работы логопеда в подготовительной группе по направлению «Активизации и пополнение импрессивного и экспрессивного словаря».

Планирование коррекционной работы логопеда в подготовительной группе  по направлению «Активизации и пополнение импрессивного и экспрессивного  словаря»....

«Применение метода ассоциаций в процессе формирования речевого словаря у обучающихся с нарушением слуха». План работы по самообразованию.

Тема самообразования: «Применение метода ассоциаций в процессе формирования речевого словаря  у обучающихся с нарушением  слуха».Цель самообразования: повышение методологиче...

Картотека игр по развитию импрессивной и экспрессивной речи у детей раннего дошкольного возраста.

Игры по развитию импрессивной и экспрессивной речи у детей раннего дошкольного возраста....

"Использование верботонального метода в инклюзивном образовании в развитии речи детей с нарушенным слухом"

Комплексный подход в развитии речи детей с нарушенным слухом с использованием верботональных методологий....