Картотека игр с буквами для дошколят
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Гаврилова Ольга Петровна

Многие родители считают, что их дети должны научиться читать как можно раньше, ведь этого требуют сегодня многие школы. А чтобы учились они с удовольствием и интересом их надо увлечь.
Учитывая то, что ведущая деятельность у дошкольника – это игра, просто играйте со своим ребёнком. В результате Ваш малыш скоро научится читать. Не забывайте учитывать то, что при обучении чтению звук и буква должны звучать одинаково (М, а не МЭ; П, а не ПЭ). Таким образом, Вы сможете избежать ошибок при соединении букв в слоги.
Предлагаю Вашему вниманию самые любимые игры с буквами моих воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon картотека317.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с буквами для дошколят

Многие родители считают, что их дети должны научиться читать как можно раньше, ведь этого требуют сегодня многие школы. А чтобы учились они с удовольствием и интересом их надо увлечь.
Учитывая то, что ведущая деятельность у дошкольника – это игра, просто играйте со своим ребёнком. В результате Ваш малыш скоро научится читать. Не забывайте учитывать то, что при обучении чтению звук и буква должны звучать одинаково (М, а не МЭ; П, а не ПЭ). Таким образом, Вы сможете избежать ошибок при соединении букв в слоги.
Предлагаю Вашему вниманию самые любимые игры с буквами моих воспитанников.

«Найди ошибку»

Необходимо предложить ребенку посмотреть на графическое начертание двух букв, одна буква написана неверно. Ребенок должен зачеркнуть неправильное изображение буквы. Например: я, е, и, р, у, э, з.

«Узнай букву»

Ребенку закрывают глаза, а логопед проводит по руке ребенка указательным пальцем или карандашом изученную ранее букву. Логопат называет, какую букву «написал» учитель на его руке.

«Чудесный мешочек»

Учитель или воспитатель кладут в непрозрачный «волшебный» мешочек известные воспитаннику объемные буквы, которые сделаны из картона, пластмассы или дерева. Ребенок достает из мешочка букву, с закрытыми глазами ощупывает букву двумя руками и называет ее.

«Сложи букву»

Родители или воспитатель предлагают ребенку сложить мозаику - картинку из разных частей и назвать полученную букву. (Карточка с нарисованной буквой, разрезается на несколько частей.) Целесообразно проводить такую работу после изучения данной буквы.

«Выложи букву»

Ребенку предлагается выложить знакомую, ранее изученную букву из различных материалов: мозаики, пуговиц, веток, семечек, мелких орешков, семян, кусочков бумаги, толстых ниток и палочек.

«Смастери букву»

Ребенку предлагается изготовить знакомую ему букву, по образцу, из пластилина, проволоки, методом сгиба, или бумаги. А затем выполнить самостоятельно.

«Волшебный карандаш»

Ребенку предлагается обвести знакомую букву, ранее изученную, по контуру, заштриховать ее в определенном направлении (сверху вниз, слева направо) и закрасить.

«Напиши букву»

Родители предлагают своему ребенку написать знакомую ему букву указательным пальчиком доминантной руки в воздухе, по поверхности стола, обвести по трафарету, нарисовать палочкой на мокром песке или снегу.

«Опиши букву»

Ребенку предлагают рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква. Как эти элементы расположены. Например: буква Л состоит из двух наклонных линий.

«Волшебник»

Родители предлагают ребенку сложить из счетных палочек знакомую ему букву, или как вариант согнуть из проволоки. Далее «превратить» ее в другую букву, сходную по начертанию. Например : превратить букву б из буквы в; выложить из палочек букву А, а потом «превратить» ее в букву Н и т.д.

Успешное выполнение следующих заданий даст возможность избежать «зеркальности» при написании цифр и букв. Но для окончательного достижения результата, необходимо правильно ориентироваться на листе бумаги. Элементы знакомых ребенку печатных букв должны писаться в направлении сверху вниз. Каждый элемент к любой букве должен приписываться только справа. Исключение составляют следующие печатные буквы: З, Л, У, Ч, Э, Я. На них специально обращаем внимание.
Полезно складывать печатные буквы из элементов, которые можно вырезать из бумаги или картона. Вырезая элементы, ребенок будет думать, в какую сторону должна быть «развернута» буква.

«Буквы-сестрички»

Найди все одинаковые буквы. О — обведи в кружок, У — в квадрат, И — подчеркни.

О — обведи в кружок

«Сделай буквы»

Какие буквы можно сделать из этих заготовок?

Сделай буквы

«Превращения»

Переделай одни буквы в другие: Ь —> Б, Е —> Ё, И —> Й, О —> Ю, Р —> В.

 Переделай одни буквы в другие

«Пляшущие буковки»

Подчеркни «правильные» буквы и прочти слово.

 

Подчеркни правильные буквы

«Неправильная буква»  

Исправь одну букву и прочти слово.

 Исправь одну букву и прочти слово

 

«Пуговки»

Какие буквы можно получить, если по разному пришить пуговки?

рисунок пуговицы

«Коврики»

Какие буквы ты видишь?

Какие буквы ты видишь

«Правильные» буквы

Подчеркни правильные и зачеркни неправильные буквы.

зачеркни неправильные буквы

«Разрежь буквы»
           Для этой игры необходимо предварительно подготовить карточки с буквами. Разрежьте картон на прямоугольники размером примерно 13х18см. На каждой карточке напишите по одной букве. Разрежьте карточки сначала на две части. Предлагайте ребенку собирать буквы, предъявляя части разными способами: части одной буквы, части одной буквы + одну часть от другой буквы, части 2-3 букв одновременно.
        Для составления нескольких букв одновременно и составления буквы с использованием лишней детали важно, чтобы все буквы были написаны фломастером одного цвета. Иначе цвет станет очевидной подсказкой для ребенка.

учимся читать

Затем те же карточки можете разрезать еще - так, чтобы получилось 3-5 частей одной буквы. При успешном составлении букв из 5 частей можете разрезать еще несколько деталей до получения 8 частей. Используйте разные способы разрезания буквы: по горизонтали, по вертикали, по диагонали.
Одну и ту же букву можно загадывать ребенку несколько раз, разрезая ее всякий раз по-разному.
Особое внимание уделите подбору букв для одновременного складывания. Сначала подбирайте буквы, разница в начертании которых очевидна, например: А и Р, С и И, У и В, Л и Ю. Дальше можно предъявлять одновременно части схожих по написанию букв, например: Р и В, Ш и Е, Н и П, В и Б, Г и Т, К и X, М и Л, Л и А.
Не забывайте спрашивать ребенка, какая получилась буква!

«Магазин игрушек»

       Организуйте дома магазин. Разложите "на прилавке" разные игрушки: мячик, куклу, пирамидку, машинку и т. п. Продавец - это вы. Покупатель - ваш ребенок. Главное условие состоит в том, что товар можно купить, только правильно назвав первый звук слова и "заплатив" продавцу соответствующей буквой.
Поменяйтесь ролями: теперь вы - покупатель, а ребенок - продавец. Когда будете "покупать" игрушки, специально выбирайте неправильную букву. Продавец должен будет отказать вам в покупке и объяснить, почему он не может продать эту игрушку за предложенные вами "деньги".
Обратите внимание! Не нужно использовать для игры предметы, начинающиеся на буквы Е, Ё, Я, Ю.

«Почта»

          Подготовьте "письма" для игрушек: разложите открытки в конверты, на конвертах напишите "адрес" - первые буквы названий игрушек (М, К, Б, П, С, Т). "Превратите" вашего ребенка в почтальона: наденьте ему сумку через плечо, в сумку сложите письма. Ребенку нужно догадаться, кому из игрушек какое письмо отдать. Главное условие выполнения задания: игрушка получает конверт, на котором написана первая буква ее "имени".

«Буква в окошке»

           Подготовьте карточки из цветного и белого картона одинакового размера, приблизительно 13х18 см. Цветных карточек может пригодиться 3-5 штук, а количество белых карточек определите, исходя из количества заучиваемых букв. На карточках из белого картона напишите фломастерами крупные буквы. В карточках из цветного картона вырежьте "окошки" разной формы (круглые, квадратные, треугольные, овальные, прямоугольные): в каждой карточке по одному окошку. Окошки желательно вырезать не посередине карточки, а смещая их немного вверх или вниз.

обучение чтению

Спрячьте за карточкой с окошком карточку с буквой. Постарайтесь сделать это так, чтобы ребенок не увидел букву раньше времени. Покажите ребенку окошко с буквой. Попросите его узнать и назвать букву в окошке (по фрагменту).
Обратите внимание! Одну и ту же букву можно загадывать многократно, чередуя карточки с окошками или изменяя предъявляемый фрагмент в окошке (это легко сделать, переворачивая карточку с окошком "вверх ногами").
Игра поможет хорошо запомнить графические образы букв, не путать буквы при дальнейшем обучении чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивалки. Игры с буквами для дошколят.

Игры с буквами для дошколят «Найди ошибку»Необходимо предложить ребенку посмотреть на графическое начертание двух букв, одна буква написана неверно. Ребенок должен зачеркнуть неправильное изображ...

статья " Играя, учим буквы правильно. игры с буквами для дошколят"

В данной статье даны рекомендации для взросллых, занимательные задания и игры для дошколят, которые помугут им изучить буквы и получить первоночальные навыки чтения...

Игры с буквами для дошколят

Игры с буквами для дошколят...

Игры с буквами для дошколят

Многие родители считают, что их дети должны научиться читать как можно раньше, ведь этого требуют сегодня многие школы. А чтобы учились они с удовольствием и интересом их надо увлечь....

Методические рекомендации для родителей «Игры с буквами для дошколят».

Методические рекомендации для родителей«Игры с буквами для дошколят». Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?Что же такое буква?Буква- это комбинация гр...

Игры с буквами для дошколят

перечень игр для занятий с детьми...

Игры с буквами для дошколят

Консультация для родителей с играми по обучению чтению детей...