Представление учителя-логопеда опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников умений устанавливать причинно-следственные отношения между объектами и явлениями с применением технологии ОТСМ-ТРИЗ"»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Хуснутдинова Фарида Халиловна.

Высокие информационные технологии открывают новые возможности в познании окружающего мира. Современный  ребёнок не может просто  воспринимать готовые знания, он всё время должен быть в роли исследователя. Поэтому необходима целенаправленная работа по формированию у старших дошкольников таких мыслительных умений, как  установление причинно-следственных  связей между объектами и явлениями.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовила Учитель-логопед высшей категории Хуснутдинова Ф.Х. МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» г. Югорск Формирование у дошкольников умений устанавливать причинно-следственные отношения между объектами и явлениями

Слайд 2

«Слабые люди верят в удачу, сильные – в причину и следствие» Ралф Уолдс Эмерсон П С Причинно-следственная связь – связь между явлениями, при которой одно явление является причиной, при наличии определённых условий порождает другое явление – следствие. ПОТОМУ ЧТО ПОЭТОМУ

Слайд 3

Алгоритм моделирования причинно-следственных связей: Выбирается объект или явление (картинка). У этого объекта выделяется признак (схема признака). Педагог вместе с детьми обсуждает, как данный признак может влиять на окружающие объекты (умственное эксперементирование ). Затем на модель «Причина-следствие» выставляются картинка объекта, схема признака. Педагог озвучивает причину: На улице зима, поэтому можно слепить снеговика.

Слайд 4

Основные этапы работы: I этап – Установление прямых, внешне представленных зависимостей между объектами, явлениями. На этом этапе проводится работа по установлению связи от причины к следствию. С П II этап – Установление наглядно представленных обратных связей. На этом этапе рассматриваются связи устанавливающие причину, т.е. от следствия к причине. С С С П

Слайд 5

III этап – Выявление многообразия причин и следствий между объектами и явлениями. На этом этапе дети знакомятся с многообразием следствий одной причины и многообразием причин одного следствия. П С С С С У меня День Рождение Поэтому придут гости Поэтому подарят подарки Поэтому надену нарядное платье Поэтому буду задувать свечи

Слайд 6

IV этап - Определение скрытых прямых и обратных зависимостей в результате суждений, рассуждений и умозаключений. Ребёнок учится выстраивать логическую цепочку взаимосвязей: когда из одной причины вытекает одно следствие, из этого следствия – другая причина и т.д. С П П С «Я думаю, что начавшийся дождь будет идти весь день. Почему?». Дети рассуждают: «Потому что на небе много туч. На небе много туч, потому что на улице сильный ветер. На улице сильный ветер, поэтому на улице холодно. На улице холодно, потому что осень».

Слайд 7

V этап - Прогнозирование возможных причин и следствий различных событий. Учить детей самостоятельно прогнозировать возможные изменения в состоянии объектов, явлений, событий и их причины . Игра «Что будет, если» Что будет, если съесть много конфет? Человеку может стать плохо, и он заболеет. Могут заболеть зубы. Придётся идти к зубному врачу. VI этап - Моделирование причинно-следственных связей между объектами и явлениями. У детей 6-7 лет формируется умение моделировать результат (или процесс) умственного действия с целью развития у них воображения, способности преобразовать модель, оперировать ею на уровне предметно-схематического и графического моделирования.

Слайд 8

На этом этапе работы по моделированию причинно-следственных связей были использованы игровые технологии ОТСМ ТРИЗ, а именно: Технология составления загадок с применением модели «Составляем загадку»; Технология составления рифмованных текстов (на этапе коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков). Технология составления разных типов вопросов с использованием модели «Составляем вопросы» (на этапе коррекционной работы по формированию лексико-грамматической стороны речи); Приём мнемотехники при заучивании стихотворений, составление мнемотаблиц при пересказе текстов, рассказов по картине (на этапе работы коррекционной работы по развитию связной речи).

Слайд 9

Жил-был объект 1 Признак Объект 2 Жила-была подушка была мягкая, как ватрушка Жила-была хлопушка Стреляла громко, как пушка Игра «Придумай рифму со звуком [Ш] »

Слайд 10

Уровни развития действия установления причинно-следственных зависимостей у детей 3-7 лет: Ребёнок с помощью взрослого устанавливает прямые зависимости на основе явных признаков; Ребёнок объясняет прямые внешние связи предмета или явления; Ребёнок с помощью взрослого выделяет причину изменения состояния объекта, возникновения явления; Ребенок самостоятельно выделяет причину и следствие явления, изменений предмета, объекта; Ребёнок с помощью взрослого или самостоятельно осознает не представленные внешне причинно-следственные зависимости. Ребёнок самостоятельно устанавливает скрытые зависимости в результате рассуждений и умозаключений. Ребёнок сам или с помощью взрослого прогнозирует причинно-следственные зависимости и моделирует их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».

На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного  дошкольника  является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении произведений поэтов и писателей России».

В данном материале представлена одна из главнейших проблем человечества в образовании. Раскрыта актуальность проблемы и задачи по ее устранению, на примере детей старшего дошкольного возраста....

Рекомендации воспитателям "Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи у старших дошкольников с ЗПР с помощью дидактических игр"

Рекокомендации связаны с работой, направленной на формирование умения устанавливать причинно-следственные связи у дошкольников с ЗПР....