Представление учителя-логопеда опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников умений устанавливать причинно-следственные отношения между объектами и явлениями с применением технологии ОТСМ-ТРИЗ"»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Высокие информационные технологии открывают новые возможности в познании окружающего мира. Современный ребёнок не может просто воспринимать готовые знания, он всё время должен быть в роли исследователя. Поэтому необходима целенаправленная работа по формированию у старших дошкольников таких мыслительных умений, как установление причинно-следственных связей между объектами и явлениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Слабые люди верят в удачу, сильные – в причину и следствие» Ралф Уолдс Эмерсон П С Причинно-следственная связь – связь между явлениями, при которой одно явление является причиной, при наличии определённых условий порождает другое явление – следствие. ПОТОМУ ЧТО ПОЭТОМУ
Алгоритм моделирования причинно-следственных связей: Выбирается объект или явление (картинка). У этого объекта выделяется признак (схема признака). Педагог вместе с детьми обсуждает, как данный признак может влиять на окружающие объекты (умственное эксперементирование ). Затем на модель «Причина-следствие» выставляются картинка объекта, схема признака. Педагог озвучивает причину: На улице зима, поэтому можно слепить снеговика.
Основные этапы работы: I этап – Установление прямых, внешне представленных зависимостей между объектами, явлениями. На этом этапе проводится работа по установлению связи от причины к следствию. С П II этап – Установление наглядно представленных обратных связей. На этом этапе рассматриваются связи устанавливающие причину, т.е. от следствия к причине. С С С П
III этап – Выявление многообразия причин и следствий между объектами и явлениями. На этом этапе дети знакомятся с многообразием следствий одной причины и многообразием причин одного следствия. П С С С С У меня День Рождение Поэтому придут гости Поэтому подарят подарки Поэтому надену нарядное платье Поэтому буду задувать свечи
IV этап - Определение скрытых прямых и обратных зависимостей в результате суждений, рассуждений и умозаключений. Ребёнок учится выстраивать логическую цепочку взаимосвязей: когда из одной причины вытекает одно следствие, из этого следствия – другая причина и т.д. С П П С «Я думаю, что начавшийся дождь будет идти весь день. Почему?». Дети рассуждают: «Потому что на небе много туч. На небе много туч, потому что на улице сильный ветер. На улице сильный ветер, поэтому на улице холодно. На улице холодно, потому что осень».
V этап - Прогнозирование возможных причин и следствий различных событий. Учить детей самостоятельно прогнозировать возможные изменения в состоянии объектов, явлений, событий и их причины . Игра «Что будет, если» Что будет, если съесть много конфет? Человеку может стать плохо, и он заболеет. Могут заболеть зубы. Придётся идти к зубному врачу. VI этап - Моделирование причинно-следственных связей между объектами и явлениями. У детей 6-7 лет формируется умение моделировать результат (или процесс) умственного действия с целью развития у них воображения, способности преобразовать модель, оперировать ею на уровне предметно-схематического и графического моделирования.
На этом этапе работы по моделированию причинно-следственных связей были использованы игровые технологии ОТСМ ТРИЗ, а именно: Технология составления загадок с применением модели «Составляем загадку»; Технология составления рифмованных текстов (на этапе коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков). Технология составления разных типов вопросов с использованием модели «Составляем вопросы» (на этапе коррекционной работы по формированию лексико-грамматической стороны речи); Приём мнемотехники при заучивании стихотворений, составление мнемотаблиц при пересказе текстов, рассказов по картине (на этапе работы коррекционной работы по развитию связной речи).
Жил-был объект 1 Признак Объект 2 Жила-была подушка была мягкая, как ватрушка Жила-была хлопушка Стреляла громко, как пушка Игра «Придумай рифму со звуком [Ш] »
Уровни развития действия установления причинно-следственных зависимостей у детей 3-7 лет: Ребёнок с помощью взрослого устанавливает прямые зависимости на основе явных признаков; Ребёнок объясняет прямые внешние связи предмета или явления; Ребёнок с помощью взрослого выделяет причину изменения состояния объекта, возникновения явления; Ребенок самостоятельно выделяет причину и следствие явления, изменений предмета, объекта; Ребёнок с помощью взрослого или самостоятельно осознает не представленные внешне причинно-следственные зависимости. Ребёнок самостоятельно устанавливает скрытые зависимости в результате рассуждений и умозаключений. Ребёнок сам или с помощью взрослого прогнозирует причинно-следственные зависимости и моделирует их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».
На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного дошкольника является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...
Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи
Консультация для воспитателей...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении произведений поэтов и писателей России».
В данном материале представлена одна из главнейших проблем человечества в образовании. Раскрыта актуальность проблемы и задачи по ее устранению, на примере детей старшего дошкольного возраста....
Выступление на РМО учителей-логопедов из опыта работы на тему: "Развитие познавательной активности на логопедических занятиях с использованием палочек Кюизенера"
Предстаавлен опыт работы по данной теме...
11.04.22.Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи
консультация для воспитателей...
Консультация на тему:"Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи"
Консультация для воспитателей...
Рекомендации воспитателям "Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи у старших дошкольников с ЗПР с помощью дидактических игр"
Рекокомендации связаны с работой, направленной на формирование умения устанавливать причинно-следственные связи у дошкольников с ЗПР....