"Пословицы и поговорки"
статья по развитию речи (старшая группа)

Агафонова Татьяна Николаевна

статья для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_poslovits_i_pogovorki.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние пословиц и поговорок

на интеллектуальное и речевое развитие ребенка

Пословицы, поговорки – особый вид устного народного творчества.  Они характеризуются тем, что в сжатой, метафорической форме, в художественных образах зафиксировали человеческий житейский опыт во всем его многообразии и противоречивости. Пословицы и поговорки имеют особую лексико-грамматическую организацию, оригинальную интонационную окраску, в них используются специфические языковые средства выразительности.

В.И. Даль определяет пословицу так: «Пословица - коротенькая притча; ... Это – суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком (иносказательно) и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица – обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми. … Как всякая притча, полная пословица состоит из двух частей: из обиняка, картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения; нередко, однако же, вторая часть опускается, предоставляется сметливости слушателя, и тогда пословицу почти не отличишь от поговорки».

Поговорку В.И.Даль определяет следующим образом: « Поговорка по народному же определению, цветочек, а пословица ягодка; … поговорка – окольное выражение, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы, …не договаривает, иногда не называет  вещи, но условно, весьма ясно намекает».

Поскольку, ярко выраженной языковой тенденцией настоящего времени является упрощение языка,  утрата литературных и народных языковых традиций,  обращение детей к  великому и прекрасному источнику – народному фольклору, является задачей актуальной и своевременной.

Уместное использование ребенком в речи пословиц и поговорок свидетельствует о том, что ребенок  в состоянии проанализировать наблюдаемую ситуацию, сделать выводы, оценить поступки и действия участников и  охарактеризовать ситуацию пословицей, т.е. установить связь между  частным случаем и текстом пословицы.

Умелое и быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, наблюдательности, об остром уме и хорошей памяти. Использовать в речи пословицы и поговорки вовсе не значит владеть ими во множестве, главное - уметь вводить их в оборот. 

Тематика народных пословиц и поговорок следует за многообразием жизни, соответственно, велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме и семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье и несчастье, о еде и питье, о книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и многое другое.

В работе с дошкольниками мы ставили следующие задачи:

  • Научить детей понимать прямой и переносный смысл пословицы;
  • Помочь детям овладеть определенным запасом пословиц и поговорок;
  • Научить соотносить содержание пословиц и поговорок с конкретной житейской ситуацией;
  • Выработать умение обоснованно и к месту употреблять пословицы и поговорки;

В работе по приобщению детей к  применению пословиц и поговорок мы использовали следующие методы и приемы:

 «Объясни пословицу» Необходимо научить ребенка объяснять пословицы своими словами. Такая деятельность прекрасно развивает мышление, активизирует связную речь, формирует  умение делать собственные выводы. К лексическим темам были подобраны пословицы, которые использовались в работе с детьми.

«Зарисуй пословицу» Детей научили с помощью схематичных рисунков, символов зарисовывать текст пословиц и поговорок. По лексическим темам создавались альбомы пословиц и поговорок, которые дети охотно рассматривали, вспоминали и проговаривали в свободное время

«Продолжи пословицу» Ведущий произносит начало пословицы, ребенок договаривает конец пословицы. Можно играть с использованием мяча.  

«Кто больше» Ребенок и взрослый произносят пословицы по очереди. Повторять пословицы нельзя. Побеждает тот, кто продержится дольше всех.

«Подбери пословицу» После прочтения сказки или рассказа ребенок с помощью взрослого пытается подобрать подходящую пословицу, которой можно кратко охарактеризовать героя или сюжет. Это игровое упражнение развивает способность объяснять смысл литературных произведений.

«Покажи пословицу» С помощью средств театрализации с детьми разыгрывались пословицы и поговорки как мини – спектакли. Детей побуждали к самостоятельному творчеству в этом жанре. Следует отметить, что число пословиц и поговорок, которые можно инсценировать с детьми дошкольного возраста, ограничено.

«Придумай пословицу». Была проведена работа по обучению  детей придумыванию пословиц, аналогичных уже существующим. Детям, объяснилие что в пословице мысль выражается очень сжато, поэтому высказывание должно быть максимально кратким, без лишних слов. За образец были взяты пословицы, содержащие слова: «каков – таков» (Каков привет, таков и ответ. Каковы сами, таковы и сани. Какой отец, таков и сын),  «кто - тот» (Кто в нраве крут, тот никому не друг. Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник. Кто весел, а кто и нос повесил. Кто не делает, тот не ошибается) и  «как - так» (Как волка ни корми, он все в лес смотрит. Как ручки сшили, так плечики и сносили). Эти клише были взяты за основу для сочинения собственных пословиц.

«Замени неправильное слово» Детей нацеливали на то, что взрослый или герой праздника (занятия) может ошибиться, произнося пословицу. Дети, слушая пословицу или поговорку  должны заметить ошибку и исправить ее. (Аппетит проходит во время еды. Город не тетка. Готовь сени летом, а телегу зимой. Машу маслом не испортишь)

«Составь пословицу из слов» Детям предлагался набор слов, запомнив которые, надо сложить их в знакомую пословицу. (Пруд, труд, вынимать, рыбка.. Семь, дитя, глаз, няньки. Медведь, наступить, ухо. Вить, быть, конец, веревочка, сколько).

«Отвечай, не зевай» На определенный вопрос надо ответить пословицей или поговоркой..( Когда считают цыплят? Чем долг красен? Без чего не вытянешь и рыбку из пруда? Когда приходит аппетит?).

Коррекция ЗВПР Пословицы и поговорки использовались для автоматизации корректируемых звуков у детей с ТНР  (У хорошего хозяина нет плохой лошади.  Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой.  Холода не бойся, сам по пояс мойся.)

Активное использование пословиц и поговорок в быту детского сада

Фонд русских пословиц и поговорок так богат, что их можно использовать в разные моменты работы. В обед звучит поговорка: «Дорога ложка к обеду»; на прогулке зимой: «Береги свой нос в большой мороз».  

Привлечение к работе родителей. Проведение фольклорных праздников, консультаций, игровых тренингов  по данной теме.

Способов и методов применения пословиц в детском саду очень много.  Даже применяя лишь  некоторые из них, мы увидели, как меняется речь детей, становится ярче, эмоциональнее, образнее. Таким образом, использование в детских садах пословиц и поговорок  способствует развитию речи ребенка, учит ясно формулировать свою мысль, вводит его в сокровищницу народного творчества.

 Список литературы

Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа. - 2004. - №10.

В. Степанов «Русские пословицы и поговорки от А до Я». Изд. «АСТ-ПРЕСС», 1998г.

 Сборник «Русские пословицы и поговорки». Под редакцией В. М. Подобина и И. П. Зиминой Изд. «Лениздат», 1984г.

В. И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа»  https://www.litres.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Валеология от А до Я" (физкультминутки, загадки, пословицы и поговорки)

Мини - сборникс подборкой физкультминуток, загадок, пословиц и поговорок на тему ЗОЖ...

Пословицы и поговорки, загадки и стихи о семье.

Пословицы и поговорки, загадки и стихи о семье....

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

Пословицы и поговорки для дошкольников

Пословицы и поговорки для детей 5, 6, 7 летВ современной педагогике существует отдельный раздел, который называется этнопедагогика. Он занимается изучением народного опыта в воспитании и обучени...