Развитие речи. Антонимы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

СОЛОВЬЕВА ОЛЕСЯ ВАСИЛЬЕВНА

Конспект занятия для детей дошкольного возраста

Цель: формирование умения понимать слова с противоположным по смыслу значением

Задачи:

·         учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу.

·         развивать речи и мышление

·         воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi._antonimy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей дошкольного возраста

Цель: формирование умения понимать слова с противоположным по смыслу значением

Задачи:

  • учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу.
  • развивать речи и мышление
  • воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Основная часть

Физминутка

Игра «Подскажи словечко»


Заключительная часть

(Инсценировка: стук в дверь. - Кто там? Входят три мальчика.)
Первый: - Не сердитесь на нас!
Второй: - Не обижайтесь.
Третий: - Не злитесь.
Воспитатель: - Где вы были?
Первый: - Недалеко.
Второй: - Близко.
Третий: - Рядом.
Воспитатель: - Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному.

- Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже.

Пример: Большой – огромный – громадный.

- Такие слова-друзья называют еще «слова близкие по значению», потому что они обозначают близкие понятия.

- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:

Человек бежит. Река бежит.
- Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит».
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет.
Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. Послушайте коротенькую историю:
«Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».

- Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. (Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный.)

Физкультминутка:
А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали! Сели – встали!
Все руками помахали
И на место побежали!

- В русском языке есть не только слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Вот примеры таких слов:

Горячо – холодно.
Много – мало.
Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги: горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.

- Поиграем в игру «Подскажи словечко».

Куст низкий, а дерево …
Вагон большой, а тележка …
Ночь была холодная, а день …
Молоко жидкое, а сметана …
Малина сладкая, а лимон …
(Подведение итога занятия, оценка работы детей в ходе занятия.)

 Какие слова мы сегодня изучили? Слова товарищи это какие слова? А слова недруги?

Заменяют слово

Подбирают слова близкие по значению.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Подбирают слова с противоположным значением

Договаривают слово

Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по развитию речи "Антонимы"

Игра - презентация для обучения детей 4 - 7 лет правильному употреблению антонимов в речи, их пониманию, осмыслению. Наглядность помогает лучшему усвоению материала....

НОД по развитию речи в старшей группе "Синонимы и антонимы"

На данном занятии дети учатся подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжают учиться составлять предложения с заданными словами.  Воспитывается умение действовать согласно словес...

28.05.2020 г Конспект НОД по развитию речи: «Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами» для детей старшей группы

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазиро...

28.05.2020г. Развитие речи «Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами»

Знание синонимов и антонимов позволяет человеку более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точн...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Составление рассказов с использованием антонимов»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Составление рассказов с использованием антонимов»...

НОД по развитию речи в старшей группе «Синонимы и антонимы»

Цель:Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу.Продолжать учить детей составлять предложения с заданными ...

Конспект НОД по о/о «Речевое развитие», раздел: «Развитие речи». Тема: «Составление рассказа с использованием антонимов с детьми старшего дошкольного возраста»

Программное содержание: Связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы;Словарь и грамматика: учить выделять существительные признаки предметов; подбирать синонимы к прилаг...