"Устное народное творчество в развитии речи у детей младшей группы"
консультация по развитию речи (младшая группа)
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Почему в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_nar_tvorch_vo_konsultatsiya.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Почему в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Проанализировав свою работу с детьми, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные, нетрадиционные методы обучения детей развитию речи. Эта работа должна быть непрерывной и задействовать всех взрослых, оказывающих влияние на речь детей, и в первую очередь родителей. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка – фольклор, благодаря которому дети в доступной форме научаться общаться. Поэтому поставила перед собой цель: развивать речь детей, используя устное народное творчество и, определила для себя тему по самообразованию
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи и мышления. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.
Фольклор – устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, колыбельные и т. д. – Это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, понимает его красоту, лаконичность, приобщение к культуре своего народа. Д.С. Лихачев отмечал: «Фольклор создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций».
Устное народное творчество - это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Фольклор - как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало раннее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он, помимо воспитательной функции несет еще и речевую. Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков. Обращение к фольклору как к средству развития речи способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача дошкольного воспитания.
Что относится к устному народному творчеству?
1.потешки– коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове. , дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти. Например: «Водичка, водичка», «Еду, еду,к бабе, деду» «Я белка в шубе меховой» и тд.
2. Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Поспешишь — людей насмешишь.
3.Задорные и зазывные заклички также привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, воспринимая их эмоционально.
Дождик, дождик, поливай,
Лей, лей, лей, не уставай!
Чтоб умылась вся земля,
Лес, и горы, и поля!
4.Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.
5Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные и созвучные слова:
Еж, еж, где живешь?
Еж, еж, что несешь?
6. Считалки тесно связаны с народной игрой. Она помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры.
Кошка с мышкою играла,
Мышка бегала, вздыхала,
Надо кошке угодить,
Кто устал – тому водить.
7.Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивать умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.
8. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону речи.
Баю, баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай
Белолоба, не скули,
Мою дочку не буди.
9. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление.
Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.
Развитие ребенка в ранний период жизни зависит от взрослых. Замечательно, если родители и воспитатели наполнят жизнь ребенка светом добр и ласки, духовно обогатят его жизнь. А что может духовно обогатить ребенка? Народное поэтическое слово.
Педагоги Ушинский К.Д., Тихеев Е.И., Флерина Е.А., Усова А.Н., писали о значении устного народного творчества. Они неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средство воспитания культуры речи детей, которые помогают развивать у них чутье к звуковым красотам русского языка,так как фольклорные произведения образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами. Очень прост поэтический язык малых фольклорных форм прост, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы. Все это расширяет их словарный запас, и развивает речь детей. Также устное народное творчество способствует и социально- эмоциональному развитию детей.
«Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников. Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Произведения русского народного искусства через особую форму отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. На этом возрастном этапе исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей
С помощью фольклора не только передаются представления о нравственности, о жизни, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: помогает координировать движения, вызывает радостные эмоции, развивает речь, учит преодолевать страх.
Для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников – это, прежде всего, сказки, заклички, потешки, загадки. В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации. Игры – импровизации воспитывают положительные черты характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведенийминиатюр. Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, мы выполняем и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка
С помощью устного народного творчества взрослому легче установит с ребенком эмоциональный контакт и эмоциональное общение.
При отборе произведений для работы с детьми следует соблюдать ряд принципов:
-возрастные особенности;
-доступность содержания;
-познавательная и нравственная значимость;
-на основе подобранного материала формирование умения чувствовать окружающий мир;
Методика использования в работе малых фольклорных форм. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и т.д., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. В. М. Фидяевская описала целую группу игр основанных на устном народном творчестве. Чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия.
Так, например, чтение потешки «Сорока – белобока» проводится в виде своеобразной игры воспитателя с ребенком. Начиная рассказывать, взрослый держит ладошкой вверх ручку ребенка, а пальчиком другой водит по ней, как бы помешивая воображаемую кашу. При словах «этому дала» загибает один пальчик за другим, при словах «ты мал» покачивает мизинчиком. В младшем дошкольном возрасте дети не могут воспринимать быстрой речи (как, например скороговорки). По этой причине потешки, народные песенки читаются неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Необходимо строго соблюдать логические, психологические и ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы ребенок обратил на него внимание, и чтобы оно отложилось в его памяти. К чтению детям фольклорных произведений следует тщательно готовиться, заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать.
тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту. Вывод: «Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.
Задачи:
-развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас;
- способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества;
- научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.
-играя развивать мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры. Что и активизирует речь. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека:
- большой палец отвечает за голову;
- указательный – за желудок;
- средний – за печень;
-безымянный – за почки;
- мизинец – за сердце.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов» - Дж. Бруно.
Итак, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. Поэтому нужно систематически заниматься с детьми, сопровождая речь движениями, играя, разучивая:
- пальчиковые игры со стихами и скороговорками;
- частушки – топотушки;
- потешки – прихлопушки;
- игры – хороводы;
- колыбельные – убаюкивание кукол.
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми родного языка, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также намного легче и с большим удовольствием усваивает все навыки самообслуживания и гигиены
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей"
Опыт педагога по теме: " Развитие речи детей Статья: "Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей". Образовательная область: познавательное-речевое развитие детей дошкольного возраст...
"Устное народное творчество в развитии речи раннего и младшего дошкольного возраста"
Цели:Использование произведений русского народного фольклора как возможность развития речи детей младшего возраста, сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнить яркими впе...
«Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей”
Влияние устного народного творчества на развитие речи у детейПодготовила: Воспитатель Субханова Галина Васильевна МоскваВлияние устного народного творчества на развитие речи у детей«Начало искус...
Статья: «Влияние устного народного творчества на развитии речи у детей».
Статья: «Влияние устного народного творчества на развитии речи у детей»....
Статья: «Влияние устного народного творчества на развитии речи у детей».
Статья: «Влияние устного народного творчества на развитии речи у детей»....
Выступление на педсовете «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствует развитию образного мышления, обогащают речь детей....
Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей
Цель: Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устног...