Составление сюжетного рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри» конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ирина Павловна Леонтьева

Составление сюжетного  рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри» конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составление сюжетного  рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри» конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе 

Цель: Cюжетный рассказ, по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Задачи:

- учить рассматривать картину

- учить отвечать на вопросы связно, последовательно, употребляя в речи сложные предложения, развивать умения рассуждать, анализировать;

Учить составлять рассказ по картине, используя раннее приобретённые навыки построения сюжета

- самостоятельно придумывать события предшествующие и последующие по картине

- учить делить слова на слоги, производить звуковой анализ слова;

- формировать элементарные представления о твёрдом и мягком знаках.

Интеграция с другими областями:

“Чтение художественной литературы” Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи.

“Познание” Развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

“Социализация” Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

 

Ход занятия:

  1. Организация детей. Формулирование темы занятия

Слава русской стороне

Слава русской старине

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Расскажу я вам про дела старые

про дела старые, да про бывалые

Да про битвы, да про сражения

Да про подвиги богатырские.

- Здравствуйте, люди добрые. Садитесь-ка рядком, да послушайте ладком. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир да согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. А всё, что услышите, может вам пригодиться.

А начну я нашу беседу с поговорки "Славна богатырями земля русская".

- Попробуйте определить в ней главное слово… (богатыри)

- Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь.

  1. Основная часть. Беседа. Актуализация знаний.

- Кто же такие богатыри (ответы детей)

-Какими словами можно заменить слово "богатырь"?

Богатырь- силач, борец, воин, храбрец

Воспитатель обобщает:

Сегодня мы поговорим о трёх богатырях, которых изобразил Виктор Михайлович Васнецов на картине "БОГАТЫРИ"

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ В, М, ВАСНЕЦОВА

Подвиги русских героев-богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

- Кто изображён на картине художника Васнецова? (Три богатыря)

- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец)

- Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь)

- Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)

- Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей)

- Какими качествами обладал Алёша Попович? (Хитростью, смекалкой, дерзостью)

- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов)

- Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы)

- Главным другом богатырей был конь. Снаряжение на лошади называется упряжь. Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло)

- Можно ли богатырей назвать друзьями? Почему? (Богатыри защищали Русскую землю, берегли ее от врагов)

-Я приглашаю вас войти в картину и представить, что очутились мы в широком поле. А поможет нам в этом музыка. Пока играет музыка оглядитесь, какая природа нас окружает, представьте какие звуки мы можем услышать в картине, какие запахи почувствовать. 

(Слушание произведения П. И. Чайковского)

- Расскажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка? (тревожное, печальное, грустное) .

ФИЗМИНУТКА.

дружно встанем- раз, два, три-

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё, через левое плечо.

Буквой "Л" расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо-

Получается на славу!

(Дети садятся на места, занятие продолжается)

- Какие впечатления у вас вызвала картина "БОГАТЫРИ"? (ответы детей)

А теперь расскажите мне как вы думаете, что может произошло как богатыри выехали в это поле, что может произойти после?

ЛЕКСИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ "СКАЖИ НАОБОРОТ" (игра с мячом)

Храбрый., Сильный., Быстый., Добрый., Умный., Высокий., Большой., Побеждать.

- А теперь, давайте вернёмся в наше время.

- Как вы считаете, есть богатыри в наше время? (ответы детей) .

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (ответы детей)

- Где их можно встретить? (пожарные, пограничники, космонавты, врачи и т. д.)

- Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.

- Как и в старину, матушка - Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, защитников Родины.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вспомнить, какие буквы мы уже изучили. Но, к сожалению, у нас кончился мел. Как же мне показывать вам буквы, не называя их?

Дети: Можно рисовать в воздухе.

В: Действительно, это выход. Тогда я буду рисовать для вас букву в воздухе, а вы записывайте ее на листочке. (Воспитатель “рисует” в воздухе буквы Б, О, Г, А, Т, Ы, Р, Ь правой рукой, повернувшись спиной к детям. Дети записывают буквы у себя на листочках и проговаривают вслух.

В: Давайте это слово разобьём на слоги

- Какие из этих букв обозначают на письме гласные звуки? (О, Ы, А).

- А остальными буквами, какие звуки обозначаются? (согласные)

Выложить фишками.

В: я вспомнила, что утром нашла вот эту коробочку. В ней спрятана отгадка на загадку. (Показывает коробочку).

Отгадайте: Белый камешек растаял, на доске следы оставил.

Д: Это мел.

В: Предлагаю разобрать это слово.

-Назови первый звук. Какой он?

- Каким цветом обозначим?

- Назови второй звук. Какой он?

- Каким цветом обозначим?

- Назови третий звук. Какой он?

- Каким цветом обозначим?

- Сколько всего звуков в этом слове?

- Сколько согласных?

- Сколько гласных?

- Какой по счету гласный звук?

- Какой по счету согласный мягкий?

- Какой по счету согласный твердый?

Знакомство с буквами “Ь” и «Ъ»

В: Посмотрите к этому слову я прибавлю мягкий знак, как теперь прозвучит это слово?

Д: Мель.

В: Получилось новое слово. Что такое “мель”?

Д: Мелкое место. Где не глубоко, где мало воды…

В: Да, мель – это неглубокое место в водоеме.

Сколько букв в этом слове? А сколько звуков? Почему же букв больше, чем звуков?

Дело в том, что буква “ь” не обозначает звука сама по себе, а только подсказывает, как читать согласный звук.

Давайте напишем эту букву:

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой вот так:

Букву капелька смягчит,

Слово мягко прозвучит.

(Дети пишут букву вместе с воспитателем в воздухе, пальчиком на парте, на листочках).

Так же есть буква» Ъ» На мягкий пуфик надо сесть, чтоб бутерброд удобно есть…(съесть)?

Чем отличаются слова сесть и съесть? Объясните мне значение этих слов.

Давайте с вами напишем «Ъ»

  1. Игра “Отгадай слово”.

Дети выходят на ковер, садятся полукругом перед прикрепленным к стене или подставке листом бумаги. На листе слова:

СОЛ, ДЕН, РОЛ, КОН, ЛЕН, НОЛ

В: Чтобы слово отгадать, нужно смягчить последний звук. Как показать это на письме?

Д: Добавить букву “ь”.

(Дети дописывают по очереди букву “ь” к словам и читают их)

С. ЕЛ, С. ЁМКА, ПОД. ЕЗД, ОБ…ЯВЛЕНИЕ.

(Дети дописывают Ъ знак и читают слова)

В: - Что сегодня узнали нового?

- С какими буквами познакомились?

- Для чего они нужны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы»....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа «Дети идут в школу» по сюжетной картине.

Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.2. Развивать внимание, память.3. Воспитывать у детей интерес к составлению рассказа по карти...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Рассказывание по картине В.Васнецова «Богатыри»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ 1. Формировать умение творчески рассказывать.2. Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины.3. Упражнять в подборе определений, синонимов к заданному слову...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» в соответствии с ФГОС...