Сообщение из опыта работы
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Инна Вячеславовна Михеева

         Дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования и развития речи.  Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от родителей и педагогов терпения, бережного отношения.

         Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в дошкольном возрасте.

  Развитие речи детей посредством фольклорных произведений, безусловно, но не проявляется само собой. В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Поэтому в своей работе с детьми мы перед собой поставили цель: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей старшего дошкольного возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

 Первое знакомство детей мы начали с колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, песенок-небылиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx154.59 КБ
Файл razvitie_rechi_cherez_malye_folklornye_formy.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10 «Аленький цветочек»

городского округа Ступино Московской области

ДОКЛАД

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ»

              

http://900igr.net/up/datai/200497/0008-005-.jpg

Подготовила:

воспитатель Михеева И.В.,

высшая квалификационная категория

11.12.2019г.

 Дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования и развития речи.  Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от родителей и педагогов терпения, бережного отношения.

               Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в дошкольном возрасте.

  Развитие речи детей посредством фольклорных произведений, безусловно, но не проявляется само собой. В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Поэтому в своей работе с детьми мы перед собой поставили цель: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей старшего дошкольного возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

 Первое знакомство детей мы начали с колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, песенок-небылиц.

 Потешка - особый вид малого фольклорного жанра. Здесь всегда действуют один или два персонажа. Кроме того, потешка – художественное произведение, рассчитанное на образное восприятие героев - и лисы, и зайца, и волка, и медведя. Именно здесь раскрывается характер героя: лиса - хитрая, волк - сердитый, медведь – сильный.

 Игры-забавы в жизни детей играют весьма существенную роль. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью, её выразительной лексикой. Запоминая слова потешек, приговорок, сопровождающих игры, дети развивают память, внимание, воображение.  

 Самые любимые игры для детей – это народные подвижные игры, в основе которых содержатся простейшие попевочки. Их ещё называют -  игры с приговорами.

Например, игра «Салки-догонялки»:

Мы весёлые ребята,

Любим бегать и играть.

Ты попробуй нас догнать!

Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Нельзя не отметить влияние таких игр на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Чем чаще дети играли в эту игру, тем сильнее проявлялись эмоции и мимика. Если в начале, они просто проговаривали текст, то позднее в их речи появился оттенок насмешки, интонационная выразительность.

 Хороводные игры - любимые забавы у детей. Как отмечают специалисты, они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяются самые разные потребности детей:    в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто дети обожают обниматься, браться за руки), выражении своих эмоций (можно и посмеяться, и громко покричать-попеть). Дети учатся действовать согласованно и слаженно.

 В хороводных играх восприятие речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения ребёнка. Они включают повторы действий и слов с четкой концовкой. Важно и то, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. Всё это облегчает ребёнку понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям. По мере овладения речью ребёнок начинает самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкцией».

          Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.

 Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учились ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивали свою речь, творчески использовали слово, образно описывали предмет, давали ему яркую характеристику. 

В своей работе мы использовали дидактические игры по пословицам: словесные «Кто больше назовет пословиц о труде, о гостеприимстве»,                                 с дидактическим материалом «Собери пословицу», «Пословицы в квадратах», настольно-печатные игры «Сложи пословицу»

 Русские народные сказки - эффективный фактор развития речи.

На организованной образовательной деятельности и в свободное время, работая над речью детей, большое внимание уделяли русским народным сказкам. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза - дереза и другие.

Слайд 14. Повторение песенок героев народных сказок, их имен -закрепляли эти образные слова в сознании детей, и дети начинали использовать их в своих играх, учились рассказывать сказки.

После рассказывания сказки проводилась беседа, которая помогала детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить интересные сравнения, описания.

Слайд 15. Знакомя детей со сказками, велась словарная работа: объяснялись непонятные слова, выражения, дети усваивали новые слова, рассказывали о назначении предметов, обозначенных этими словами. Эту работу  также проводим и при рассматривании иллюстраций к сказкам и потешкам. По иллюстрациям дети знакомились не только с героями сказок, но и с природой, окружающей их, с предметами быта.

Слайд 16. Одним их эффективных приемов развития речи детей является театрализация сказок.

Дети из слушателей превращались в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомились с окружающим миром через образы, краски, звуки.                            

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.

 В результате проделанной работы, мы пришли к выводу, что приобщение к устному народному творчеству (фольклору) способствует:

- развитию связной речи детей,

- обогащению активного словарного запаса,

- развитию грамматического строя речи,

- правильного звукопроизношения, развитию творческих способностей детей,

- формированию любви к прекрасному, к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.

Мне очень было приятно поделиться с вами своим опытом работы, надеюсь на то, что он будет полезен вам в вашей педагогической деятельности.

Творческих всем успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора» Подготовила: Воспитатель Михеева И.В.

Слайд 2

Дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка.

Слайд 3

Ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами.

Слайд 4

Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Использование малых фольклорных жанров помогает развить речь ребенка, мышление, устанавливать межличностные взаимоотношения, создает доброжелательную атмосферу.

Слайд 5

Фольклор – от англ. Folk-lore – «народная мудрость» – народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, народная музыкатеатр , танец, архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство.

Слайд 6

Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. С незапамятных времен живут в народном быту - колыбельные песни, - пестушки , - потешки , которые забавляют и учат ребенка . Обязательными спутниками детей являются сказки .

Слайд 7

Малые фольклорные формы

Слайд 8

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор , поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Слайд 9

Принципы работы с малыми формами фольклора: учёт возрастных особенностей; интеграция; максимальное использование развивающего потенциала; активное включение в деятельность всех детей.

Слайд 10

Влияние фольклора на развитие речи детей: - обогащение словаря; -развитие звуковой культуры речи; -развитие грамматического строя речи; -развитие фонематического слуха; -развитие артикуляционного аппарата; -развитие связной речи

Слайд 11

Пословицы и поговорки помогают детям чётко и лаконично выражать свои мысли, красочно описывать предметы и явления, творчески употреблять слово. Работа с пословицами и поговорками постепенно усложняется от понимания значения выражения до составления рассказа по нему, рисунка.

Слайд 12

Звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание. Следовательно, целесообразно обращение к таким жанрам фольклора, как заклички , колыбельные, скороговорки.

Слайд 13

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Слайд 14

Через сказку, потешки , песенки у детей складываются более глубокие представления о человеке, обогащается словарь.

Слайд 15

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции.

Слайд 16

Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

Слайд 17

Применение детского фольклора в работе с дошкольниками - в режимных моментах; - на прогулке; - в непосредственно образовательной деятельности; - в игре; - в свободной деятельности .

Слайд 18

У ровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если: педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития; будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах.

Слайд 19

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"

Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....

Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"

Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка.  Важной  задачей воспитания дошкольн...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»

Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....