Использование театрализованной деятельности в работе воспитателя с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи

Шутова Анна Ивановна

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляю статью об использовании театрализованной деятельности в работе с заикающимися детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Использование театрализованной деятельности в работе воспитателя с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста

По мнению Н. Гончаровой, заикание - это нарушение темпо-ритмической организации речи. Оно проявляется в нарушении речевой коммуникации, развитие которой достаточно успешно осуществляется в театрализованных играх. Любые нарушения речевого развития детей, рассматриваются специалистами, прежде всего, как нарушение общения. При этом отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

Именно театрализованные игры помогают детям освободиться от фиксации на своем дефекте; их можно использовать для развития общей и речевой моторики, как средство коррекции речи, как активное средство психотерапии. Кроме того, у заикающихся детей бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, отсутствует чувство ритма.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность создает условия для коррекции нарушений коммуникативной сферы. Театрализованная игра может изменить отношение ребенка к себе, его самочувствие, способы общения со сверстниками, взрослыми. В театрально-игровой деятельности происходит и интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры известны давно.

 Неправильная речь заикающихся детей и особенности их поведения изначально отражаются на их участии в играх. При этом осознание своего недостатка, возможный страх перед речью особенно затрудняет включение таких детей в игру. По наблюдениям Г. В. Косовой, эти дети робки, не умеют поставить перед собой цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда наблюдаются случаи, когда заикающиеся дошкольники в играх отличаются, наоборот, неоправданно повышенной фантазией, некритичностью к своему поведению.

Следовательно, недостаточно развитая речь, возможные нарушения движений (нескоординированность, несоразмерность усилий, двигательные уловки, несобранность, неуклюжесть) - все это, с одной стороны, затрудняет полноправное участие заикающихся детей в играх, а с другой стороны, способствует фиксации ребенка на своем дефекте. От этого усложняются и проявления заикания, и задачи воспитательной работы с заикающимся ребенком. Все это указывает на необходимость и своеобразие использования игр для занятий с заикающимися дошкольниками.

По результатам исследований В.И. Селиверстова и А.Г. Волковой, установлено, что своеобразно и интересно проводятся с заикающимися детьми игры-драматизации. В них дети воспроизводят содержание любимых сказок, поведение знакомых персонажей, с увлечением изображают действующих лиц сказок, их характерные движения, ведут диалоги. Игра приобретает особо яркую эмоциональную окраску, если заранее подготовлены соответствующие декорации, маски, костюмы или хотя бы их детали. Игра-драматизация может проводиться и с куклами из детского театра.

Однако эмоциональный подъем, характерный для детей в этих играх, может спровоцировать у заикающегося ребенка заикание. Поэтому к проведению игр-драматизаций необходимо готовиться. Сначала с ним читают отраженно выбранную сказку, задают ребенку вопросы по уточнению содержания, заучивают, отрабатывают движения, характерные для персонажей. И лишь после того как он успешно выполнит эти задания, можно переходить непосредственно к игре.

При этом чтобы облегчить на первых порах речь и поведение ребенка в игре, руководитель не только дает сам образцы правильной, интонационно-выразительной речи персонажей сказки, показывает характерные движения в развивающемся сюжете сказки, но, если есть возможность, использует для этих же целей просмотр мультфильмов.

Н. Гончарова считает, что использование театрализованной деятельности в работе с заикающимися детьми предполагает определенные этапы.

На первом этапе работы с такими детьми необходимо давать им игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, что является своеобразным прологом к будущим театрализованным играм и театрализованной деятельности. Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям, подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость. Заикающиеся дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, могут самостоятельно решить двигательную задачу. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.

На втором этапе необходимо использовать такие приемы, как сопровождение действий воспитателя и действий детей словами, доступными заикающимся детям, а также обучить их фиксации внимания на окружающих предметах, их свойствах. И только затем можно переходить непосредственно к театрализованным играм. При этом дети заранее должны заучить стихи, прибаутки, потешки, тексты, обучиться вождению кукол (настольных, плоскостных, пальчиковых, би-ба-бо).

Совместно с логопедом воспитателю необходимо осмысленно подбирать речевой материал, насыщенный глагольной лексикой. Так детям легче показать разнообразные движения персонажей. Кроме того, тексты должны выбираться таким образом, чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи, активизировать их словарь.

Только на третьем этапе дети постепенно овладевают умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие.

На четвёртом этапе можно перейти к более сложному виду театрализованных игр - с куклами-марионетками. Это дает детям возможность ходить вместе с куклой по группе или залу, самостоятельно выполнять различные движения, ориентироваться в пространстве, активизировать речь в ходе более сложных, чем ранее, диалогах. Следует отметить, что для решения психо-коррекционных задач желательно на роли волка, лисы, медведя выбирать неуверенных в себе, робких детей.

На пятом этапе, когда уже сформирована самостоятельная речь ребенка без использования зрительной опоры, когда закрепляются навыки связной речи, уже можно разыгрывать с детьми театрализованные игры по знакомым им произведениям (авторским и фольклорным). Эти представления могут проходить в музыкальном зале. В их подготовке должны принимать участие музыкальный руководитель. Такие «спектакли» уже можно и даже необходимо показывать на утренниках и в досуговые часы. Дети уже не боятся выступать перед зрителем, ведь они приобрели опыт, двигательный и речевой активности. Дети, страдающие заиканием, могут инсценировать лишь хорошо известные им сказки, рассказы, стихи, в которых большое место занимает диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие пьески или сценки. Поэтому предварительно на занятиях можно использовать разные по жанру литературные тексты и инсценировать их в разных видах театра.

Динамика освоения театрализованной деятельности предполагает, что первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее на занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждать детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Театрализованная игра в работе с заикающимися детьми должна стать частью любого занятия или режимного момента. Она должна проводиться систематически, при этом выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей. Через различные виды театра следует развивать у детей мелкую и общую моторику, подбирать игры для театрализации на первых этапах работы с заикающимися детьми необходимо по схеме «педагог - дети», а на последних «ребенок - дети». Кроме того, в театрализованных играх следует разрабатывать речевые ситуации, способствующие развитию речи и речевых коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план использования оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на 2012-2013 учебный год.

Использование оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста...

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»

Из опыта работы, игровые технологии в работе учителя-логопеда, с целью повышения эффективности проведения коррекционной работы при исправлении звукопроизношения, формирования фонематического восприяти...

Использование кинезиологических упражнений в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

В презентации представлены основные направления реализации проекта "Образовательная кинезиология в ДОУ"...