Лэпбук "Богатству языка - да!"
картотека по развитию речи (средняя группа)

Комплекс игр, направленный на формирование богатства речи детей среднего дошкольного возраста

Блок заданий направлен на формирование умения обобщать названия предметов в родовые категории, включает три дидактические игры.

Дидактическая игра «Что общего»

Ход игры 1: педагог предлагает ребёнку рассмотреть иллюстрации, на которых изображены предметы, объединённые общей темой. Задача ребёнка – правильно назвать, что объединяет эти предметы.

Инструкция: «Рассмотри изображения предметов. Подумай, что у них общего. Назови, что их объединяет».

Ход игры 2: после того как ребёнок освоил правила игры, предлагается следующий вариант работы над формированием названного умения с помощью предметов-заместителей. Педагог предлагает соотнести предмет, изображённый на иллюстрации, с предметом-заместителем. 

Инструкция: «Рассмотри изображения предметов. Подумай, какой фигурой (геометрической) можно заменить каждый предмет. Почему?».

Лексические единицы: названия овощей (морковь, тыква, огурец), ягод (клубника, смородина, вишня), элементов одежды (шуба, шапка, юбка), цветов (ромашка, василёк, роза), видов транспорта (корабль, самолёт, автобус), обобщающие слова «овощи», «ягоды», «одежда», «цветы», «транспорт».

Оформление игровой зоны лэпбука: карточки с изображением предметов по определённым темам, предметы-заместители в форме геометрических фигур.

В игре могут использоваться следующие обозначения:

Тема «Овощи»: морковь – оранжевый треугольник, перец – жёлтая трапеция, огурец – зелёный овал, капуста – зелёный круг, картофель – коричневый овал.

Тема «Цветы»: ромашка – белый круг, василёк – голубой круг, роза – красный круг, одуванчик – желтый круг.

Тема «Ягоды»: клубника – красный треугольник, смородина – черный круг, вишня – красный круг, крыжовник – зеленый овал и т.д.

Дидактическая игра «Найди лишнее».

Ход игры: педагог предлагает ребёнку разместить на дереве изображения определённой группы живых существ (например, зимующих птиц). Ребёнок в ходе изучения иллюстративного материала выбирает изображения зимующих птиц и прикрепляет их к дереву, сопровождая свой выбор комментариями.

Инструкция: «Рассмотри все иллюстрации. Расскажи, кто на них изображен. Выбери картинки, на которых изображены зимующие птицы (перелетные птицы, ползающие насекомые, летающие насекомые), назови их и помести на дерево.

Лексические единицы: названия перелётных птиц (жаворонок, ласточка, грач, стриж), названия зимующих птиц (голубь, синица, снегирь, дятел), названия насекомых (стрекоза, божья коровка, бабочка, паук, жук), обобщающие слова «птицы», «насекомые».

Оформление игровой зоны лэпбука: карточки с изображением живых существ, дерево из фетра с креплениями для карточек.

Игра может быть адаптирована под другие лексические темы, например, транспорт: трамвай, трактор, грузовик, самолет, вертолет, корабль, лодка, автобус. В игре на тему «Транспорт» потребуется другое оформление игровой зоны, например, небо, земля и вода из фетра, ткани или бумаги.

Дидактическая игра «Кто что любит?».

Ход игры: педагог предлагает ребенку «накормить» животных. Для этого необходимо разместить изображение животного у соответствующей зоны игрового поля с изображением корма. В ходе изучения иллюстративного материала ребёнок сопровождает свой выбор комментариями, объясняет, кто из животных остался голодным, и почему ему не хватило любимой еды.

Инструкция: «Рассмотри все иллюстрации. Обрати внимание, на прищепках изображены разные животные. Кого из них ты узнал? Представь себя в роли помощника живой природы, накорми животных их любимым лакомством. Размести прищепку рядом с изображением корма. Расскажи, чем ты будешь кормить зайца (медведя, белку и т.д.)».

Лексические единицы: названия животных (заяц, медведь, белка, кот, корова, мышь), названия корма (капуста, трава, морковь; малина, мёд, рыба; орех, грибы, жуки; сметана, мясо, рыба; трава, репа, пшеница; сыр, зерно, бобы), обобщающие слова «домашние животные», «дикие животные».

Оформление игровой зоны лэпбука: иллюстрации с изображениями животных на прищепках, игровое поле с изображением корма для них.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx556.43 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Изучаем татарский язык» (дополнительные платные образовательные услуги по татарскому языку)

Пояснительная записка.В татарском детском фольклоре,лучших произведениях татарской детской поэзии заключены большие возможности для умственного ,нравственного и эстетического развития дошкольник...

«Педагогическое мастерство воспитателя. Обучение русских воспитателей татарскому языку в целях успешного внедрения УМК по обучению двум государственным языкам»

Семинар -практикум для русскоязычных воспитателей: знакомство с татарским алфавитом, с новыми словами на тему: "Знакомство", "Семья", "Продукты", "Школа" и т.д.  прослушивание аудиозаписей....

Современные подходы к обучению дошкольников иностранному языку: интеграция языка в продуктивные виды детской деятельности

Интеграция иностранного языка в продуктивную деятельность детей позволяет задать естественную мотивацию общения на изучаемом языке, использовать врожденные механизмы овладения языком, действующие в до...

Русский язык, как второй язык для дошкольников - – организация обучения в детском саду

Социализация детей билингвов в рускоязычном обществе, введение в Федеральный государственный образовательный стандарт...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по направлению коммуникация на тему "Язык-друг, язык-враг" с детьми старшей группы.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по направлению коммуникация на тему "Язык-друг, язык-враг"  с  детьми старшей группы....

Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке

Номинация: Лучшее воспитательное мероприятие с дошкольниками на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке в рамках взаимодействия с родителями...